Об истории эстонской общины в Лигово | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Об истории эстонской общины в Лигово / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 259-270. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66464/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователями не проводилось комплексного исследования по данной теме. Автор собрал, систематизировал и впервые ввел в научный оборот богатый материал до- и послереволюционных архивных публикаций на эстонском языке.

Ключевые слова: эстонское общество, эстонец, театральная постановка, Санкт-Петербург, Эстония, Лигово.

The author tells about the cultural, religious and sociopolitical life of the Estonian community in Ligovo, which is now the historical district of Saint Petersburg. The novelty and uniqueness of the study lies in the fact that a comprehensive study on this topic was not carried out yet by neither Russian nor foreign researchers. The author has collected, systematized and introduced for the first time into scientific circulation rich material from post-revolutionary archival materials in Estonian language.

Keywords: Russia, Ligovo, Saint Petersburg, Estonians, Estonia.

В XIX — начале XX века в город Санкт-Петербург активно стали переселяться эстонцы из Эстляндской и Лифляндской губерний. Главной причиной миграции являлась нехватка земель в родных губерниях, а также поиск работы. Напомню, что там существовал остзейский особый порядок: всем управляли балтийские немцы, эстонцы же традиционно имели большие семьи, которые было необходимо прокормить. Одними из главных направлений миграции были Санкт-Петербург и Санкт-Петербургская губерния. Эстонцы компактно селились в Санкт-Петербурге и его окрестностях в следующих местах: в Коломне, на Васильевском острове, за Нарвской Заставой, в деревне Лигово и дачном поселке «Новые места». Лиговские эстонцы были заняты преимущественно в сфере товарного сельского хозяйства и ремесел.

Имение в Лигово унаследовала от графа Г. Г. Орлова его племянница Н. А. Буксгевден. Ее супруг, генерал Ф. Ф. Буксгевден выстроил на другом берегу пруда барский дом и разбил сад в английском стиле. Граф исповедовал лютеранство, однако по просьбе супруги велел построить в конце XVIII века около кладбища деревни Старо-Паново круглую часовню в стиле ампир. После того, как летом 1808 году хозяйка мызы скончалась в замке Лоде (по-немецки — Schloss Lohde; Эстляндская губерния), ее останки перезахоронили в склепе часовни, которую в 1809 году освятили как домовую церковь, посвященную святым мученикам Адриану и Наталии Никомидийским. Спустя три года здесь также был погребен граф Ф. Ф. Буксгевден, также умерший в замке Лоде.

В 1918 году поселок Романовский был переименован в поселок Урицк — в честь председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого (c 1925 года — город Урицк). В 1938 году селение Лигово было отнесено к категории рабочих поселков. В 1950 году рабочий поселок Лигово и город Урицк были переданы в подчинение Кировскому районному совету Ленинграда. В 1963 году территория Урицка и рабочего поселка Лигово была выделена из Ленинградской области и включена в Кировский район Ленинграда. Наконец, в 1973 году в составе Ленинграда был образован Красносельский район, куда включили в том числе и территорию бывшего города Урицка. В настоящее время территория бывшего города Урицка входит в состав муниципального образования «Муниципальный округ Урицк» (Красносельский район Санкт-Петербурга).

Помимо эстонской общины в Лигово имелась большая финская и немецкая общины. Местные эстонцы-лютеране регулярно посещали службы, которые проводились в кирхе Святого Николая [16, с. 3]. Она находилась в районе современной улицы Партизана Германа (дом 20, корпус 3) и не сохранилась до наших дней [5]. Деревянное здание на 150 мест было освящено 26 декабря 1909 года генерал-суперинтендантом Санкт-Петербургского консисториального округа Гвидо Вильгельмовичем Пенгу [6, с. 156].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\cerkov_sv_nikoly.jpg

Рис. 1. Кирха Святого Николая. Лигово, начало XX века

Газета «Пеалинна Театайя» сообщала, что 25 декабря 1916 года в 10 часов утра в церкви Святого Николая состоится рождественская служба на эстонском языке, которую будет служить пастор петербургской эстонской церкви Святого Иоанна Яак Валк (1867–1952) [28, с. 4].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Ligowo Nikolai kirik Pealinna Teataja. 1916. № 297. 23.12.1916. Lk. 4. .jpg

Рис. 2. Объявление о том, что 25 декабря 1916 года в церкви Святого Николая состоится рождественская служба на эстонском языке, которую будет служить пастор Я.Валк. Источник: Pealinna Teataja. 1916. № 297. 23.12.1916. Lk. 4

Имелись в окрестностях Лигово лютеранские кладбища, куда эстонцы хоронили своих близких. Буксгевденское лютеранское кладбище рядом с Буксгевденской колонией, которая было основано на правом берегу реки Ивановки в 1828 году, появилось в конце XIX века. Кладбище находилось на территории возле нижнего пешеходного моста через реку Ивановку, рядом с нынешней школой № 208 [4, с. 6]. На нем стояла часовня (разобранная в конце 1950-х гг. из-за ветхости). Кладбище, находящееся в районе нынешней улицы Чекистов, в народе называли «эстонским». Оно было уничтожено при строительстве новых кварталов [2]. На Старо-Пановском кладбище имелся лютеранский участок (на южной стороне оврага), куда хоронили эстонцев и финнов [3].

В декабре 1889 года газета «Сакала», рассказывая своим читателям о селении Лигово, отмечала, что «в этой красивой и милой деревне с церковью чувствуется дух города». В летнее время здешние негустые лесные рощи, сенокосы и деревенские улицы наполняются прибывшими из города дачниками, которые прогуливаются по паркам и цветочным садам. Однако, в деревеньке к тому времени не было ни магазина, ни трактира, ни даже аптеки. На полях росла капуста, репа, картофель и клубника. В пяти верстах от Лигово находилась большая фабрика по отливке бутылок [20, с. 3].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\1930-е гг..jpg

Рис. 3. Лигово и Урицк на эстонской карте 1930-х годов

В Лигово, на углу улицы Степановой (дом 9) и Егоровского переулка (дом 66) жил эстонец М. Аунапу, в местности Стрелка — Б. И. Поом, на Шеферской улице, дом 4 (дача Алтынова) — эстонцы из Нарвы Эрнст Клемент и Эмма Клемент. Впоследствии Эрнст построил собственный дом в Лигово (улица Сегалева, дом 5), в котором в 1913 году и поселилась вся его семья. Жителем предвоенного Урицка являлся музыкант, нарвитянин Рудольф Иванович Рейман. Его дочь, Лариса Рейман родилась здесь же 24 ноября 1929 года. Сестра Р. И. Реймана — Линда — вышла замуж за М. П. Найденова, у них в Урицке родились до войны трое сыновей.

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Лигово. Эстонская диаспора. 1913 г..jpg

Рис. 4. Представители эстонской общины. Лигово, 1913 год

Эстляндские газеты с живым интересом следили за жизнью в Лигово, знакомя своих читателей с новостями оттуда. 7 мая 1890 года газета «Олевик» писала, что 28 апреля того же года вокзал в Лигово полностью сгорел. Причиной пожара послужила загоревшаяся лампа [19, с. 557].

21 мая 1902 года газета «Сакала» сообщала, что руководитель театрального кружка Санкт-Петербургского школьного общества по фамилии Мартинов арендовал летний театр около лиговского вокзала и намеревается ставить в нем в летний период театральные постановки на эстонском языке. Газета пожелала инициатору большого успеха в этом благом начинании [45, с. 3].

23 мая 1902 года в лиговском Полежаевском парке, в зале театра на базе водного лечебного центра, состоялся первый эстонский летний праздник в Лигово. В программе значились: концерт Санкт-Петербургского эстонского мужского хора под руководством Вахера, две театральные постановки («Маргарита» и «Солдатский рождественский вечер») Санкт-Петербургского эстонского театрального общества под руководством А.Сильде, и танцы. Билеты можно было купить как в Санкт-Петербурге, так и в Лигово — у А.Яхна (деревня Егоровка, дача № 5) [51, с. 4]. К сожалению, из Санкт-Петербурга прибыло не так много эстонцев, как того ожидали организаторы. Однако, у них зародилась мысль устраивать такие праздники на регулярной основе [53, с. 2–3]. Второй подобный праздник состоялся 2 июня того же года и в том же месте [31, с. 4]. По мнению организаторов и гостей, он прошел гораздо лучше, чем первый, так как собралось больше зрителей [57, с. 3].

14 июля 1902 года в находящемся в Лигово Полежаевском парке у озера состоялся четвертый по счету Летний праздник. Показывались две постановки — «Старый со старым и молодой с молодым, или Каждому горшку свою крышку», а также «Мысли Майи». Вечер завершился танцами [29, с. 4]. Зрителей набрался полный зал [32, с. 3].

28 июля 1902 года подобный праздник прошел в пятый раз. На этот раз демонстрировались театральные постановки «Тайны» и «Необходимо все взвесить перед первым сватовством» [30, с. 4]. 11 августа 1902 года в Лиговском эстонском театре были организованы танцы, а также показ театральной постановки «Лорейда» [27, с. 4]. В 1903 году многие газеты писали о прошедших в Лигово эстонских праздниках [15, с. 2].

Как сообщала в январе 1903 года газета «Сакала», в Лигово готовится к учреждению эстонское общество. Инициатором его создания выступил член Санкт-Петербургского эстонского школьного общества, мастер Путиловского завода Э. Вальтер. Предполагалось, что общество получит следующее наименование — «Лиговское эстонское увеселительное общество» [44, с. 3].

13 июня 1904 года Санкт-Петербургское эстонское общество любителей театра провело в помещениях Лиговского общественного собрания (улица Сегалева, 28–30) «Большой летний праздник». Была показана пьеса «Хранитель библиотеки», потом все желающие смогли потанцевать под музыку оркестра [55, с. 4].

27 июля 1908 года в семь часов вечера в театре, находящемся в Полежаевском парке Лигово, местные эстонцы организовали VIII Летний праздник, на котором показывалась театральная шуточная постановка «Лунатик» и шуточные куплеты «Юку и Мику». Вечер завершился танцами [47, с. 4].

В августе 1908 года в Полежаевском парке, у озера, местные эстонцы провели IX Летний праздник, на котором показывалась театральная постановка «Воры», а также исполнялись шуточные куплеты. В завершение вечера были организованы танцы. Билеты можно было купить в Санкт-Петербурге — в книжном магазине Плоомпуу, а также в Лигово — в эстонской кофейне рядом с лиговским вокзалом [48, с. 4].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Elu, nr 183, 15 august 1908. С.4..jpg

Рис. 5. Некролог, сообщающий о смерти (после болезни) в Лигово 14 августа 1908 года Вольдемара Виесеманна и приглашающий прийти на похороны 17 августа того же года на Преображенское кладбище. Источник: Elu. 1908. № 183. 15.08.1908. С. 4

К 1910 году в Лигово действовало отделение Санкт-Петербургского эстонского общества просвещения [46, с. 2].

Как в августе 1912 года сообщали газеты, Лиговское эстонское общество серьезно пострадало от пожара. Сгорело имущество, переданное обществу в аренду для театральных постановок. Ущерб превысил 800 рублей [25, с. 2].

3 августа 1913 года Лиговское эстонское общество показало театральные постановки «Внучка вождя» и «Завещание Святого Петра». Стоимость билетов составляла от 35 копеек до 1 рубля [33, с. 1].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Päewaleht, nr. 167, 26 juuli 1913. Lk. 4.jpg

Рис. 6. Объявление о поиске пекаря в Лигово. Источник: Päewaleht. 1913. № 167. 26.07.1913. Lk. 4

В 1914 году газеты сообщали, что несколько петербургских эстонцев купили в Лигово театр, который к тому времени перестраивался. Помимо большого здания они приобрели сад вокруг него для проведения праздников местным эстонским обществом [42, с. 3]. Открытие планировалось на 16 марта того же года.

Активно помогал Лиговскому эстонскому обществу Йохан Румберг. В 1916 году он выделил совместно с Лаус в качестве долгосрочного займа денежную сумму в размере 15 тысяч рублей на покупку дома эстонского общества в Лигово [10, с. 6]. Остальную сумму — 10 тыс. рублей — собрали члены общества. Площадь вокруг дома составляла 500 саженей [41, с. 2]. До 1918 года Й.Румберг возглавлял крупную фирму «Лаус и Румберг», занимавшуюся поставкой картофеля и молока [11, с. 2].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Rumberg.jpg

Рис. 7. Крупный петербургский торговец Йохан Румберг активно помогал Лиговскому эстонскому обществу. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. EFA.180.A.62.282

Примерно в 1915–1917 году с лекциями в Лигово выступал Александр Тамм (1868–1950), работавший в Петрограде учителем и бухгалтером. В 1920 году он переехал обратно в Эстонию, где стал основателем радиостанции «Raadio Ringhääling», одним из основателей «Эстонского бюро путешествий» (возглавлял обе организации), а также членом Рийгикогу (с 1923 по 1926 гг.) [7, с. 8].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Александр Тамм. Päewaleht, nr. 65, 6 märts 1928. Lk. 4.jpg

Рис. 8. В 1915–1917 году с лекциями в Лигово выступал учитель Александр Тамм, впоследствии — член Парламента Эстонской Республики. Источник: Päewaleht. 1928. № 65. 06.03.1928. Lk. 4

11 января 1915 года Лиговское эстонское общество провело в помещениях общества «Благоустройство» «Большой праздничный вечер». Выручка от мероприятия пошла в пользу семей резервистов [24, с. 4].

До Октябрьской революции 1917 года в Лигово работал помощником заведующего почтовой конторой эстонец Иван Коорт. Впоследствии он трудился в Кронштадте и Новом Петергофе, а в 1921 году переселился в Эстонию. 12 августа 1938 года исполнилось 35 лет со дня начала его службы на почте. К этому времени он работал почтовым служащим I разряда в почтовой конторе города Пайде [13, с. 17].

16 апреля 1917 года правление Лиговского эстонского общества призвало через газету «Пеалинна Театайя» всех членов общества, а также всех эстонцев, проживающих в Лигово и его окрестностях, принять участие в организуемом обществом 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1917 года шествии, а также в последующем за ним семейном празднике. Шествие началось в 4 часа дня от дома общества (улица Сегалева, дом 47) и окончилось у здания вокзала [21, с. 4]. Эстонцы шли под флагами в сопровождении хора. С балкона вокзала перед собравшимися выступил Й.Кан, рассказавший о значимости первомайского праздника. Шествие остановилось перед зданием, где размещались местные власти. Напротив него исполнили «гимн свободы».

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Ligowo Eesti Selts Pealinna Teataja. 1917. № 32. 16.04.1917. Lk. 4. .jpg

Рис. 9. Правление Лиговского эстонского общества призвало эстонцев участвовать в шествии 18 апреля (1 мая по н.ст.) 1917 года. Источник: Pealinna Teataja. 1917. № 32. 16.04.1917. Lk. 4

После того, как манифестанты пришли обратно к дому эстонского общества, Й.Кан призвал собравшихся к объединиться во имя защиты свободы. В последовавшем за шествием собрании его организатор Й.Кан обратил внимание его участников на то, что народ должен требовать для России федеративного устройства с республиканской формой правления [62, с. 3]. Интересно, что шествие в Лигово последовало всего через несколько дней после того, как 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1917 года эстонские солдаты, рабочие и простые эстонцы провели в столице России многотысячное шествие-манифестацию с требованием объединения эстонских населенных пунктов и автономии для Эстонии.

21 мая 1917 года в Лигово состоялся очередной праздничный вечер. Звучали песни в исполнении девичьего трио, состоялись сольные и хоровые выступления, была показана театральная постановка «Духи-помощники», в завершение мероприятия были организованы танцы [36, с. 1].

3 июня 1917 года Лиговское эстонское общество провело в своих помещениях праздничный вечер. Показывались театральная постановка «Жена взаймы» и живые картины «От колыбели до могилы». На следующий день в обществе было организовано застолье для всех желающих [37, с. 3].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Безымянный.jpg

Рис. 10. Анонс организуемого 3 июня 1917 года Лиговским эстонским обществом праздничного вечера, на котором показывались театральная постановка «Жена взаймы» и живые картины «От колыбели до могилы». Источник: Pealinna Teataja. 1917. № 57. 02.06.1917. Lk. 3

10 июня 1917 года в зале Лиговского эстонского общества с театральной постановкой «Лепику Линда» выступил театральный коллектив Кронштадтского эстонского благотворительного общества. Предварительная продажа билетов на мероприятие осуществлялась в магазине табачных изделий Хансена в Лигово [26, с. 4].

24 июня 1917 года Лиговское эстонское общество организовало празднование Иванова дня. В программе значился показ двух театральных постановок «Жених» и «В новой квартире», выступление хора, запуск фейерверка, а также, как было указано — «летающая почта, конфетти и серпантин». В завершение вечера все желающие могли потанцевать под музыку военного оркестра и фортепиано. А в 5 утра всех гостей ждал кофейный стол со свежими булочками [22, с. 4].

27 августа 1917 года Лиговское эстонское общество организовало выставку-продажу. Играл военный оркестр. В продаже имелась «пальчиковая еда» и другие вещи [38, с. 4].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Liigowo Eesti Selts - Vabadus. № 51. 20.08.1917. Lk. 4..jpg

Рис. 11. Анонс об организованной Лиговским эстонским обществом 27 августа 1917 года выставке-продаже. Источник: Vabadus. № 51. 20.08.1917. Lk. 4

В 1917 году Лиговское эстонское общество призвало всех эстонцев населенного пункта, которым исполнился 21 год, прийти в дом общества для обсуждения выборов в земство [23, с. 4].

30 сентября 1917 года Лиговское эстонское общество устроило «Большой праздник-вечер». В программе, помимо выступлений хора, значился показ двух театральных постановок: «Совместная работа» (в двух действиях) и «Неудачное сватовство» (в одном действии) [39, с. 4].

6 октября 1917 года Лиговское эстонское общество пригласило всех лиговских эстонцев в дом общества для того, чтобы выбрать представителя в Союз эстонских поселений Северной России [40, с. 4].

В мае 1918 года газета «Ээсти Пяэвалехт Петербурис» сообщала, что заказы на подписку газеты в Лигово принимает в канцелярском магазине, располагающимся на Беляевском проспекте, госпожа Хансен [9, с. 4].

В мае 1918 года газета «Ээсти Пяэвалехт Петербурис» информировала, что членом в наблюдательный совет Петроградской эстонской средней школы от Лиговского эстонского общества выбран Йохан Румберг (1874–1949) [49, с. 4].

20 июня 1918 года газеты сообщали о том, что Лиговское эстонское общество выступило против насилия со стороны немцев в Эстонии и их политики давления на Эстонию [17, с. 4].

20 апреля 1919 года Лиговский эстонский пролеткульт (проспект Володарского, дом 47) устроил семейный вечер. Была показана театральная постановка «Жена взаймы», также выступил хор [34, с. 2].

24 августа 1919 года Лиговский эстонский пролеткульт организовал семейный вечер. Была показана театральная постановка «Под покровом невинности», состоялось выступление хора [35, с. 4].

Осенью 1919 года эстонские военнослужащие участвовали в наступлении Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Тогда белогвардейцы и эстонские военнослужащие вплотную подошли к Лигово [1, с. 195]. Однако к 7-му ноября 1919 года Северо-Западная армия отступила на свои летние позиции под Ямбургом, а 22 января 1920 года Н. Н. Юденич издал приказ о ликвидации своей армии.

Эстонское культурно-просветительское общество в Лигово приостановило свою работу в 1921 году. В 1922 году оно опять активизировалось, заработав в качестве эстонского отдела на базе русского политпросвета. Однако в 1923 году этот отдел вновь закрылся.

C:\Users\Sergey\Desktop\Об истории эстонской общины исторического района Санкт-Петербурга Лигово\Публикация\Meie Maa. № 18. 05.03.1921. Lk. 4.jpg

Рис. 12. Объявление о поиске местожительства бывшей жительницы Лигово Анны Лемберг (урожденной Маст). Источник: Meie Maa. № 18. 05.03.1921. Lk. 4

25 ноября 1922 года Лиговское эстонское общество провело вечер-маскарад, собравший множество людей. Доход от проведения мероприятия пошел в пользу библиотеки [43, с. 3].

18 декабря 1922 года силами Лиговского эстонского спортивного общества был проведен «Вечер спорта». Показывались «пирамиды» и «живые картины» из жизни римских гладиаторов. Демонстрировалось поднятие штанги и приемы французской борьбы. На мероприятие прибыли многочисленные любители спорта из Петрограда [54, с. 4].

13 октября 1923 года на станции Лигово был проведен праздничный вечер, на котором зрителям демонстрировался комедийный спектакль «Kolmandama korra pääl» (в двух частях), также состоялся концерт и танцы. Доход на мероприятие пошел на строительство гидроаэроплана имени В. Э. Кингисеппа [18, с. 2]. Событие посетило около 150 человек. На открытии праздника рассказали о событиях в Германии. Немногочисленность посетителей была вызвана плохой погодой и тем, что анонс о празднике был размещен в газетах незадолго до проведения самого мероприятия [50, с. 2].

12 ноября 1923 года Эстонское бюро совета нацменьшинств отдела образования Петроградской губернии созвало лиговских эстонцев на общее собрание, на котором обсуждался вопрос организации местного эстонского клуба. Собрание прошло по адресу: Казанская улица, дом 7, комната 17 [58, с. 4].

В апреле 1924 года газета «Эдази» писала, что в окрестностях станции Лигово живет много эстонцев, но в их среде просветительская работа не ведется все же на достаточном уровне. В условиях проведения в эти годы антирелигиозной кампании в этой же статье говорилось о том, что работу в эстонском приходе Лигова продолжает вести пастор Ватсар. Как утверждал автор заметки, каждый желающий получить от него благословение должен был заплатить 10 рублей золотом и кубическую сажень древесины в придачу [12, с. 2–3].

К маю 1926 года в Урицке проживало примерно 150 эстонцев. Встал вопрос о необходимости учреждения здесь отделения Ленинградского эстонского рабочего дома просвещения [14, с. 7].

21 августа 1926 года в 6 часов вечера Эстонский домпросвет имени В. Э. Кингисеппа Ленинграда показал выездной спектакль («Хозяин») в Лигово [56, с. 4]. Мероприятие прошло в помещениях Лиговского пожарного общества [61, с. 4]. В нем приняли участие около 200 человек. Собранный доход пошел в пользу английских рабочих [60, с. 4].

15 января 1927 года лиговские эстонцы организовали праздничный вечер в помещениях Лиговского пожарного общества. Выручка от мероприятия пошла в пользу местных детских домов [8, с. 4].

23 октября 1927 года в Лигово состоялся футбольный матч между командой эстонского клуба Петроградско-Выборгского района и командой «Желдор» [52, с. 4].

26 ноября 1936 года в Урицке родилась основатель и руководитель танцевальной и балетной школы театра «Ванемуйне», известная эстонская балерина (бывшая прима-балерина театра «Ванемуйне») и педагог по танцам Елена Позняк-Кылар.

В годы Великой Отечественной войны многие лигоские эстонцы теряли своих близких, которые пропадали без вести. В апреле 1944 года уроженец Раквере Арнольд Христ, проживавший ранее в Лигово, а также Нина Крик, искали в Эстонии двух тёть — Ольгу и Иду. Они просили сообщить обнаруживших их людей по адресу: Таллин, Пярнуское шоссе, дом 314 [59, с. 5].

После войны лиговские эстонцы значительно ассимилировались или мигрировали в другие регионы СССР. Согласно данным Всероссийской переписи населения во всем Красносельском районе Санкт-Петербурга проживали 108 эстонцев, а в муниципальном образовании «Муниципальный округ Урицк» — 15 эстонцев.

Таким образом, община лиговских эстонцев Санкт-Петербурга внесла значимый вклад в историю, науку и культуру России в целом и города на Неве в частности.

Литература:

  1. Балтийский флот в 1918–1919 гг. // Гражданская война. Т. 2, часть 1. Л., 1926. С. 195.
  2. Бывшие кладбища Лигово // Форум «Лигово и окрестности». URL: https://ligovo.forum24.ru/?1–24–0-00000001–000–20–0 (дата обращения: 03.01.2020).
  3. Бывшие кладбища Старо-Панова // Форум «Лигово и окрестности». URL: https://ligovo.forum24.ru/?1–24–0-00000011–000–10001–1#msgid_t (дата обращения: 05.01.2020).
  4. Вопросы к депутату // Вести Сосновой Поляны. 2019. № 5. Май 2019. С. 6.
  5. Глезеров С. Е. Исторические районы Петербурга от А до Я // Москва: Центрполиграф, 2013.
  6. Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб, 2004. С. 156.
  7. Aleksander Tamm 60-aastane // Waba Maa. 1928. № 55. 06.03.1928. Lk. 8.
  8. «Edasi» andis hoogu // Edasi. 1927. № 9. 01.02.1927. Lk. 4.
  9. «Eesti Päewalehe»... // Eesti Päevaleht Peterburis. 1918. № 7. 09.05.1918. Lk. 4.
  10. Johan Rumberg 60-aastane // Kaja. 1934. № 116. 19.05.1934. Lk. 6.
  11. Johan Rumberg 70-aastane // Postimees. 1944. № 113. 17.05.1944. Lk. 2.
  12. Jumala sõna eest kaewa peenraid // Edasi. 1924. № 76. 03.04.1924. Lk. 2–3.
  13. Kaks juubilari Paide postkontoris // Järva Teataja. 1938. № 92. 12.08.1938. Lk. 17.
  14. Kas Ligowasse on waja Eesti haridusmaja? // Edasi. 1926. № 93. 07.05.1926. Lk. 7.
  15. Kaugemalt riigist // Uus Aeg. 1903. № 90. 07.08.1903. Lk. 2.
  16. Kirik // Meie Elu. 1910. № 2. 07.01.1910. Lk. 3.
  17. Kohalik elu // Eesti Päevaleht Peterburis. 1918. № 42. 20.06.1918. Lk. 4.
  18. Laupäewal // Edasi. 1923. № 229. 11.10.1923. Lk. 2.
  19. Ligova jaam Balti raudteel… // Olewik. 1890. № 19. 07.05.1890. Lk. 557.
  20. Ligowa // Sakala. 1889. № 50. 11.12.1889. Lk. 3.
  21. Ligowo Eesti Selts // Pealinna Teataja. 1917. № 32. 16.04.1917. Lk. 4.
  22. Ligowo Eesti Selts // Vabadus. 1917. № 5. 24.06.1917. Lk. 4.
  23. Ligowo Eesti Selts // Vabadus. 1917. № 77. 23.09.1917. Lk. 4.
  24. Ligowo Eesti Selts… // Pealinna Teataja. 1915. № 7. 10.01.1915. Lk. 4.
  25. Ligowo Eesti Selts… // Tallinna Teataja. 1912. № 177. 04.08.1912. Lk. 2.
  26. Ligowo Eesti Seltsi Saalis // Pealinna Teataja. 1917. № 64. 10.06.1917. Lk. 4.
  27. Ligowo Eesti teatris // Postimees. 1902. № 174. 09.08.1902. Lk. 4.
  28. Ligowo Nikolai kirik // Pealinna Teataja. 1916. № 297. 23.12.1916. Lk. 4.
  29. Ligowos // Postimees. 1902. № 150. 11.07.1902. Lk. 4.
  30. Ligowos // Postimees. 1902. № 162. 26.07.1902. Lk. 4.
  31. Ligowos, Peterburi lähedal // Postimees. 1902. № 115. 28.05.1902. Lk. 4.
  32. Ligowost // Uus Aeg. 1902. № 83. 20.07.1902. Lk. 3.
  33. Liigowa pidu peale… // Peterburi Teataja. 1913. № 89. 01.08.1913. Lk. 1.
  34. Liigowo Eesti Proletkult… // Edasi. 1919. № 80. 16.04.1919. Lk. 2.
  35. Liigowo Eesti Proletkult… // Edasi. 1919. № 187. 24.08.1919. Lk. 4.
  36. Liigowo Eesti Selts // Pealinna Teataja. 1917. № 46. 19.05.1917. Lk. 1.
  37. Liigowo Eesti Selts // Pealinna Teataja. 1917. № 57. 02.06.1917. Lk. 3.
  38. Liigowo Eesti Selts // Vabadus. 1917. № 51. 20.08.1917. Lk. 4.
  39. Liigowo Eesti Selts // Vabadus. 1917. № 81. 28.09.1917. Lk. 4.
  40. Liigowo Eesti Selts // Vabadus. 1917. № 87. 05.10.1917. Lk. 4.
  41. Liigowo Eesti Seltsi peakoosolek… // Pealinna Teataja. 1916. № 185. 14.08.1916. Lk. 2.
  42. Liigowo teater eestlaste kätte läinud // Postimees. 1914. № 62. 17.04.1914. Lk. 3.
  43. Maskeraad // Edasi. 1922. № 267. 05.12.1922. Lk. 3.
  44. Nagu ustawalt poolt… // Sakala. 1903. № 3. 14.01.1903. Lk. 3.
  45. Peterburgi Eesti Kooli… // Sakala. 1902. № 21. 21.05.1902. Lk. 3.
  46. Peterburi Eesti Hariduse Seltsi 25-aastane jubileum // Postimees. 1910. № 111. 20.05.1910. Lk. 2.
  47. Peterburis — Ligowos // Päewaleht. 1908. № 167. 24.07.1908. Lk. 4.
  48. Peterburis, Ligowos… // Päewaleht. 1908. № 174. 01.08.1908. Lk. 4.
  49. Petrogradi Eesti keskkooli… // Eesti Päevaleht Peterburis. 1918. № 4. 03.05.1918. Lk. 4.
  50. Piduõhtu õhulaewastiku toetamiseks // Edasi. 1923. № 238. 21.10.1923. Lk. 2.
  51. Poleshajewi puiestikus // Postimees. 1902. № 109. 18.05.1902. Lk. 4.
  52. Puhkepäewal... // Edasi. 1927. № 84. 21.10.1927. Lk. 4.
  53. Päälinna Eesti näiteseltskonna poolt // Postimees. 1902. № 116. 29.05.1902. Lk. 2–3.
  54. Spordiõhtu Liigowos // Edasi. 1922. № 289. 30.12.1922. Lk. 4.
  55. St. Peterburi Eesti näitemängu armastajate ringkond // Postimees. 1904. № 127. 11.06.1904. Lk. 4.
  56. Teadaanded // Edasi. 1926. № 122. 20.08.1926. Lk. 4.
  57. Teine Eesti suwepidu Ligowos… // Postimees. 1902. № 120. 05.06.1902. Lk. 3.
  58. Teiter G. Liigowo eestlastele // Edasi. 1923. № 252. 07.11.1923. Lk. 4.
  59. Venemaalt evakueerunud… // Eesti Sõna. 1944. № 79. 05.04.1944. Lk. 5.
  60. W. Kingseppa nim. Haridusmaja… // Edasi. 1926. № 124. 27.08.1926. Lk. 4.
  61. Ärgem ära unustagem! // Edasi. 1927. № 2. 07.01.1927. Lk. 4.
  62. 1. mai Liigowos // Pealinna Teataja. 1917. № 35. 20.04.1917. Lk. 3.
Основные термины (генерируются автоматически): эстонское общество, театральная постановка, эстонец, Эстонский, Санкт-Петербург, Эстония, газета, дом, праздничный вечер, Летний праздник.


Ключевые слова

Санкт-Петербург, Эстония, эстонское общество, эстонец, театральная постановка, Лигово

Похожие статьи

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга

В настоящей статье приведены краткие биографические справки о связанных с Эстонией некоторых известных деятелях (преимущественно немецкого происхождения) в сфере науки, культуры, образования и религии, нашедших вечный покой на Смоленском лютеранском ...

Похожие статьи

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга

В настоящей статье приведены краткие биографические справки о связанных с Эстонией некоторых известных деятелях (преимущественно немецкого происхождения) в сфере науки, культуры, образования и религии, нашедших вечный покой на Смоленском лютеранском ...

Задать вопрос