Об исторических связях между Читой и эстонской землей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Об исторических связях между Читой и эстонской землей / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 66-79. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67876/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эстонской землей. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователями не проводилось исследования по данной теме. Автор собрал, систематизировал и впервые ввел в научный оборот материалы до- и послереволюционных архивных публикаций на эстонском языке.

Ключевые слова: Россия, Чита, эстонец, Эстония.

The author tells about the cultural, social and political life of the Estonian community of the city of Chita. The author also tells about famous Estonians who are connected somehow with Chita and residents of Chita who are connected with Estonia. The novelty and uniqueness of the study lies in the fact that a study on this topic was not carried out yet by neither Russian nor foreign researchers. The author has collected, systematized and introduced for the first time into scientific circulation information from pre- and post-revolutionary archival materials in Estonian language.

Keywords: Russia, Chita, Estonian, Estonia.

В XIX — начале XX вв. эстонцы из Эстляндской и Лифляндской губерний стали активно переселяться в восточном направлении. Некоторые из них мигрировали в город Читу и Забайкалье. Главной причиной миграции являлась нехватка земель и поиск работы. В прибалтийских губерниях существовал остзейский особый порядок: всем управляли балтийские немцы, эстонцы же традиционно имели большие семьи, которые было необходимо прокормить.

В 1897 году через Читу проложили Транссибирскую магистраль. 15 июля 1899 года было заложено существующее ныне здание вокзала и началось движение по участку железной дороги Чита — Сретенск. После проведения железной дороги Чита стала самым крупным транспортным узлом и промышленным центром Забайкалья.

В феврале 1918 года в Чите была установлена советская власть. С 1920 по 1922 Чита являлась столицей Дальневосточной республики (ДВР), а с 1922 года — центром Забайкальской губернии. В период с 1926 по 1930 год Чита была столицей Читинского округа Дальневосточного края, а с 1937 — центром Читинской области. Наконец, с 1 марта 2008 года Чита — административный центр Забайкальского края.

В мае 1882 года в газете «Ристирахва Пюххапяэвалехт» вышла статья эстонского пастора, некого «N», который рассказывал читателям о своем посещении Читы. Здесь он встретился с эстляндским мызником (владельцем усадьбы), бароном Манделем, который в то время являлся смотрителем читинских народных школ. Тот предложил свою квартиру для проведения богослужения. За трапезой, устроенной бароном, можно было услышать эстонскую речь среди пришедших офицеров. На другой день состоялось богослужение. В связи с отсутствием органа использовалась гармонь. На богослужение пришли 14 немцев, 4 эстонца, 2 финна, 1 латыш и несколько русских. Все пришедшие владели немецким языком, на котором и состоялась служба. 23 апреля 1882 года пастор отправился из Читы в Нерчинск. А в Бьянкине Нерчинского уезда Забайкальской губернии провели службу для одного эстонца [24, с. 150].

В 1898–1901 гг. одним из руководителей строительных работ по возведению Забайкальской железной дороги был эстонец Карл Ипсберг (03.01.1870, волость Сууре-Камбья, Тартумаа — 27.06.1943, Кировская область). Впоследствии он был членом Эстонского учредительного собрания, начальником Эстонских железных дорог, министром дорог Эстонии и членом Рийгикогу [21, с. 2].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Eesti teedeminister ja teadlane Karl Ipsberg...jpg

Рис. 1. Карл Ипсберг — один из руководителей строительных работ по строительству Забайкальской железной дороги, впоследствии — министр дорог Эстонской Республики и член Рийгикогу

Эстляндская газета «Ристирахва Пюххапяэвалехт» писала в апреле 1914 года, что проживающие в Чите эстонцы не имеют своей лютеранской церкви. Один раз в год к ним приезжает пастор В.Сиббуль из Иркутска и совершает богослужение. Летом 1912 года на такое богослужение собрались читинские эстонцы, латыши, немцы и некоторые русские [43, с. 131].

С Читой неразрывно связано имя эстонского топографа, кругосветного путешественника Якоба Лукатса (Лукац; некоторые его псевдонимы — Кыватюви, Юлемвандер; 21.05.1878, Киомская волость, Вырумаа — 17.01.1947, Веллингтон, Новая Зеландия). Он закончил школу в 1894 году школу в Печорах, затем учился в Псковской учительской семинарии. В 1902 году он стал выпускником Уфимской землемерной школы. Сначала Я.Лукатс хотел устроиться на работу землемером в Эстляндской губернии, но это у него не получилось. Тогда он обратился к петербургским столичным властям с просьбой направить его от министерства сельского хозяйства на работу на забайкальскую землю.

С 1903 по 1906 гг. Я.Лукатс трудился топографом 1-го Забайкальского землеустроительного управления в городе Чите и Забайкалье. Проработав летом в тайге, Я.Лукатс приехал осенью в Читу. На вокзале он спросил что-то у дежурного. Услышав в речи собеседника акцент, Я.Лукатс поинтересовался, кто тот по национальности, на что был получен ответ: «Эстонец». Как выяснилось, перед Я.Лукатсом стоял помощник начальника вокзала Эрнест Видович Цупсман. Завязалась дружба. Вскоре они пришли к выводу, что если их уже в Чите двое эстонцев, то, может быть, в этих краях живет и трое, и четверо представителей эстонского народа…

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Якоб Лукатс.jpg

Рис. 2. Якоб Лукатс — организатор Читинского эстонского общества

Я.Лукатс и Э. В. Цупсман отправили в местную забайкальскую газету объявление, которое было опубликовано. В нем они призвали местных читинских эстонцев, после прочтения данного объявления, сообщить об этом. Через 2 недели им написали уже 20 эстонцев, работавших как в городе, так и на железной дороге. Через 2–3 месяца откликнулось так много эстонцев, что можно было уже создавать общество.

Я.Лукатс вместе с Э. В. Цупсманом (1881, Вельгерская волость, уезд Вырумаа — 02.03.1906, Чита) организовали Читинское эстонское общество [30, с. 2].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Lukats, Jakob - Taga-Baikalimaa kasakaväe maamõõtja, Tšitaa Eesti Ühingu esimees. 1905. EFA.180.A.62.411.jpg

Рис. 3. Якоб Лукатс — организатор Читинского эстонского общества. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. EFA.180.A.62.411. Lukats, Jakob. 1905

Хотя Э. В. Цупсман и утверждал, что он — эстонец, в реальности он был немцем лютеранского вероисповедания. Он окончил элементарное училище в Выру (1891) и Тартускую частную немецкую гимназию (1897). В 1905 году он стал помощником начальника железнодорожной станции Чита-вокзал (Чита-1). Во время революции 1905–1907 гг. за передачу восставшим рабочим 19 вагонов с винтовками и боеприпасами Э. В. Цупсман был приговорен к смертной казни и расстрелян 2 (15) марта 1906 года у подножия Титовской сопки вместе с А. А. Костюшко-Валюжаничем, И. А. Вайнштейном и П. Е. Столяровым. Его имя носит улица в Чите [9]. Барельеф Э. В. Цупсмана находится на памятнике «Место казни участников вооруженного восстания в Чите и организаторов Читинской республики (1905–1906)», что у подножия Титовской сопки.

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\ЦУПСМАН Эрнест Видович.jpg

Рис. 4. Барельеф Э. В. Цупсмана на памятнике «Место казни участников вооруженного восстания в Чите и организаторов Читинской республики (1905–1906)» у подножия Титовской сопки

Читинским эстонским обществом управлял Совет, состоящий из 16-ти человек, а также Правление, куда входило 4 человека. В Правление вошли Я.Лукатс (председатель; топограф Забайкальского казачьего войска), Э. В. Цупсман, г-жа Симпсон-Рейманн (секретарь), А.Рейманн (кассир).

В Читинское эстонское общество вошли эстонцы разных профессий — врачи, инженеры, казачьи офицеры, железнодорожники, телеграфные и почтовые служащие, машинисты локомотивов, водовозы, продавцы, каторжники. Русско-японская война 1904–1905 гг. способствовала притоку эстонцев в Читу и увеличению их численности здесь, в особенности рабочей интеллигенции. Наибольшую активность в деятельности общества проявили Й.Кирш (впоследствии — владелец фабрики в Санкт-Петербурге, а позже — владелец и директор фирмы «Атланта» в Эстонии; директор картонной фабрики в Кейла-Йоа), инженер А.Лукк, водовоз Э.Кингсманн (брат жены В. Э. Кингисеппа), доктора Рейманн и Сибуль.

Одним из вопросов, которым занималось Читинское эстонское общество был вопрос миграции. Члены общества избрали комиссию по миграционным вопросам. У Я.Лукатса вышел научный труд «О миграции» [33, с. 42].

С началом Русско-японской войны в Забайкалье распространилось революционное движение. Читинское эстонское общество, флагом которого являлся сине-черно-белый триколор, присоединилось к революционному движению и стало использовать также красный флаг, на котором на эстонском языке большими белыми буквами было написано название общества. В правление и совет общества входили большевики, меньшевики и эсеры. В то время почти все читинские эстонцы были охвачены революционными идеями. Общество расширило географию своей деятельности среди эстонских переселенцев от озера Байкал до побережья Тихого океана, от Иркутска до Владивостока.

На Забайкальской железной дороге был создан Комитет Российской социал-демократической рабочей партии под руководством Я. М. Ляховского. Из членов Читинского эстонского общества самыми революционно настроенными были — Э. В. Цупсман, инженер А.Лукк (помощник председателя Читинского эстонского общества) и механик Тамм (член Совета Читинского эстонского общества). В целях поддержания революционного настроя Читинского эстонского общества в него вступили лидер рабочих, бывший московский студент Григорович, председатель Совета рабочих дружин А. А. Костюшко-Валюжанич, ветеран революционного движения П. Е. Столяров, приказчик Общества потребителей служащих и рабочих Забайкальской железной дороги И. А. Вайнштейн и глава бурятско-монгольской организации П. А. Бадмаев.

Рис. 5. Руководство Читинского эстонского общества. В среднем ряду, посередине – Э.В.Цупсман, Я.Лукатс. Источник: Päewaleht. 1937. № 151. 06.06.1937. Lk. 4

По утверждению Якоба Лукатса, когда находящаяся в Забайкалье революционная армия, состоящая из эстонцев, казаков и рабочих достигла 22 тысяч штыков, правление Читинского эстонского общества провозгласило «Дальневосточную эстонскую социалистическую республику». Дальнейшей целью руководства Читинского эстонского общества было сбросить «цепи самодержавия» и, объединив всех живущих в России эстонских поселенцев, «пойти на Прибалтику, освободить ее от немецких баронов и установить там социалистическую республику».

В декабре 1905 года барон Александр Николаевич Меллер-Закомельский (1844–1928) был послан со специальным отрядом в 200 человек, собранным из гвардейских частей, для восстановления порядка на Транссибирской железной дороге, забайкальская часть которой находилась в руках революционеров. В ходе экспедиции по приговору военно-полевого суда под председательством А. Н. Меллера-Закомельского было расстреляно несколько человек. Порядок на железной дороге был восстановлен. Интересно, что с 17 октября 1906 г. А. Н. Меллер-Закомельский занимал должность временного Прибалтийского генерал-губернатора (Курляндская, Лифляндская и Эстляндская губернии), принимая суровые меры в борьбе с революционным движением.

В 1906 году Павел Карлович фон Ренненкампф (1854, Конувере, Эстляндская губерния — 1918, Таганрог) командовал специальным сводным отрядом, с которым, следуя на поезде из Харбина (Маньчжурия), восстановил сообщение Маньчжурской армии с Западной Сибирью, прерванное революционным движением в Восточной Сибири («Читинская республика»), разгромив силы мятежников в полосе железной дороги и наведя порядок в Чите.

В этих условиях Читинское эстонское общество, равно как и революционный комитет решил распуститься.

Утром 2 марта 1906 года четверых заключенных (все — члены Читинского эстонского общества) привели на берег реки Ингоды, расстреляли и закопали в выкопанные тут же могилы [31, с. 4].

Некоторые члены Читинского эстонского общества эмигрировали в Китай. Я.Лукатс смог под псевдонимами Иванов и Михайлов добраться до Петербурга. Я.Лукатсу посчастливилось бежать далее в Германию, а оттуда — в Австрию [29, с. 5]. После этого — где только он ни работал и ни учился! Только посмотрите на географию мест его жительства, на страны и города: Москва, Мельбурн, Лондон, Тбилиси, Тарту, Швейцария, Таллин…

В 1912–1914 гг. Я.Лукатс совершил кругосветное путешествие, побывав в Западной Европе, Африке, Австралии, Индии, Китае, Японии и Монголии. С 1914 по 1920 гг. он работал в Персии, Сухуме, Тифлисе, Баку и Батумской области. С 1924 по 1926 гг. — он опять совершил кругосветное путешествие. Недолгое время поработав в Эстонии учителем, оценщиком недвижимости и служащим в кадастровом управлении, Я.Лукатс с 1934 года вновь путешествует: на этот раз он побывал в Великобритании, Канаде, США, Новой Зеландии, на островах Океании, Цейлоне и Австралии. Неугомонный путешественник, наконец, поселился в 1938 году в Новой Зеландии, и приступил к работе инспектором в министерстве экономики этой страны. Я.Лукатс является основателем эстонских обществ в Сиднее и Мельбурне [16].

В 1915–1916 гг. помощником бухгалтера Забайкальского кооперативного союза в Чите, начальником отдела выплат заработной платы угольной шахты в Забайкалье работал эстонец Хуго Карл Фердинанд Рейман (09.01.1887, Тарту — 13.01.1957, Таллин). Впоследствии он был редактором газеты «Рабочий флаг», членом Таллинской горуправы, членом Временного земского совета Эстляндской губернии, руководителем общего отдела Центрального бюро статистики Эстонии [41, с. 4].

https://photos.geni.com/p13/8e/be/13/3c/53444846605036d2/hugo-reiman_original.jpg

Рис. 6. Помощник бухгалтера Забайкальского кооперативного союза в Чите Хуго Рейман, впоследствии — член Таллинской горуправы, член Временного земского совета Эстляндской губернии, руководитель общего отдела Центрального бюро статистики Эстонской Республики

Газета «Кайя» сообщала в июне 1920 года о том, что делами Эстонского комитета в Чите занимается господин Василий Иванович Яннес [19, с. 2]. Действительно, еще 1 ноября 1919 года председатель Эстонского национального совета в Сибири выдал ему «Мандат полномочного представителя Эстонского национального совета в г.Чите и его районе». Согласно данному мандату, В. И. Яннесу вверялась «защита прав и интересов граждан суверенной Демократической Республики Эстонии перед властями и учреждениями Российского государства, и представителями Великих союзных держав» [17].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\image.jpg

Рис. 7. Мандат полномочного представителя Эстонского национального совета в Чите В. И. Яннеса. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. ERA.3372.1.297. Ülesiberlise Eesti Liidu põhikiri. Kirjavahetus...; 29.04.1919–20.11.1919

В мае 1921 года в газетах появилась информация о том, что читинское правительство мобилизовало в ряды своей армии многих граждан Эстонии и Финляндии [45, с. 2].

В 1922 году подписку на петроградскую газету «Эдази» принимал в Чите эстонец Рандмер [14, с. 4].

В августе 1922 года в газетах появилось сообщение о том, что читинские большевики арестовали многих граждан Эстонии, проживающих в Чите, по политическим мотивам, а также изъяли архив представителя Эстонии в Чите [46, с. 2].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\55555.jpg

Рис. 8. Удостоверение о командировании А. М. Фрюлинга Эстонским национальным советом в Иркутск, Читу, Харбин и Владивосток. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. ERA.3372.1.297. Ülesiberlise Eesti Liidu põhikiri. Kirjavahetus...; 29.04.1919–20.11.1919

В январе 1923 года некто Юргенсон попросил через газету родителей Мариэ Эбнер или ее родственников, которые знают нынешнее местонахождение семьи Эрнста Реймера, сообщить об этом по адресу: улица Альтманна, дом 7, квартира 15 [36, с. 7].

В марте 1923 года некто А. Кристаль поместила в газету «Пяэвалехт» объявление, в котором спрашивала, слышал ли кто-нибудь о Николае Кристаль, который в течение последних трех лет переселился из Читы в Эстонию. А.Кристаль просила сообщить устно или письменно тех, кто знает об этом человеке, по адресу: Старо-Пярнуское шоссе, дом 12 [25, с. 6].

В 1920-е годы среди эстонского населения Забайкальской области велась агитационно-пропагандистская работа. К 1921 году в Чите проживало примерно 150 эстонцев. Председателем организационной группы эстонцев-коммунистов являлся сотрудник Военно-политического управления. Группа эстонцев-коммунистов (Врей и Раттас) организовала агитационно-пропагандистскую работу среди местных эстонцев. Они созывали собрания и организовывали митинги. 9 июня 1921 года было принято решение открыть эстонскую читальню. Но в связи с отсутствием подходящего отдельного помещения, читальню разместили совместно с читальней учпрофсовета. С 18 июня 1921 года в эстонской читальне находился эстонский стол, где можно было почитать периодическую и агитационную литературу на эстонском языке. В Забайкальский губернский комитет РКП(б) было направлено ходатайство об учреждении эстонского подотдела агитации и пропаганды при отделе национальных меньшинств [2, с. 346–348].

По утверждениям газет до мая 1922 года «главным представителем белой Эстонии в Чите» являлся некто Кулленхоф, который руководил созданным здесь в 1919 году Читинским эстонским обществом. На общем собрании были избраны 5 членов местного Эстонского национального комитета. В мае 1922 года эстонец Рандмер создал Эстонскую секцию при Дальневосточном бюро Центрального комитета ВКП(б) [18, с. 2].

20 августа 1922 года Читинский эстонский клуб имени В.Кингисеппа организовал свой первый праздник. С приветственными словами выступили: председатель клуба тов. Рандмер, тов. Врей (от Эстонского национального комитета), тов. Мянник (от эстонского трудового народа) и тов. Раматсун (от Дальневосточного бюро ВКП(б). Драмкружок Читинского эстонского клуба показал гостям две театральные постановки: «В когтях палачей» (на эстонском языке) и «Красный генерал» (на русском языке). В завершение мероприятия была принята резолюция: «Эстонский трудовой народ в Чите посылает по случаю открытия эстонского клуба трудового народа братский привет эстонским рабочим в России и Эстонии. Мы бы хотели через деятельность нашего клуба наладить с Вами тесную связь. Помня о борьбе рабочих и их вождей в Эстонии, мы называем свой клуб именем погибшего вождя и борца эстонского трудового народа В.Кингисеппа» [48, с. 3].

К началу ноября 1922 года в Чите насчитывалось около 300 эстонцев, ждущих отправки в Эстонию. В связи с учиняемыми большевиками препятствиями для их выезда, было решено лоббировать вопрос их отправки домой через представителей Российского общества Красного Креста [47, с. 5].

18 января 1923 года состоялось собрание эстонцев-коммунистов города Читы. Товарищ Рандмер сделал доклад о важности деятельности Университета Эстляндской трудовой коммуны (Эстонский пролетарский университет) и о его тяжелом экономическом положении. Собрание единогласно решило избрать своим представителем (от эстонских коммунистов) в Дальневосточное бюро товарища Мянника. Общество также приняло решение обязать местных коммунистов-эстонцев выделить в поддержку Университета ЭТК денежную сумму в размере трехдневной зарплаты.

К февралю 1923 года стало известно, что защиту интересов граждан Эстонской Республики в Чите взялось обеспечивать представительство Китайской Республики в Чите (в Забайкалье) [15, с. 9].

4 марта 1923 года на общем собрании Читинского эстонского пролетарского клуба имени В.Кингисеппа товарищ Рандмер сделал сообщение о значимости Университета ЭТК. Было решено, что клуб станет членом комитета по поддержке этого учебного заведения и будет платить членский взнос в размере 5 золотых рублей в год. Всех членов клуба также обязали вступить в данный комитет и ежегодно перечислять взнос в размере 1 золотого рубля [49, с. 3].

В мае 1923 года в петроградской газете «Эдази» вышла статья «Пролетарская резолюция читинских эстонцев», в которой приводилось принятое заявление: «Мы, эстонские рабочие города Читы, заслушав доклад товарища Рандмера о белом терроре эстонского правительства и о насилии в отношении эстонского пролетариата, а именно об убийстве 3 мая 1922 г. товарища В. Кингисеппа и убийстве 30 апреля 1923 г. товарища Я.Креукса, а также о закрытии средств массовой информации эстонского трудового народа, объявляем решительный протест белому террору и требуем ареста находящихся в РСФСР эстонских белых и, в первую очередь, ареста находящегося на Дальнем Востоке эстонского тирана Лохка» [44, с. 2].

После Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. читинско-эстонские связи последовательно развивались и крепли. Весной 1952 года Тартуский государственный университет (ТГУ) выпустил 14 молодых специалистов-геологов. Если до 1952 года все геологи-выпускники ТГУ работали в пределах Эстонской ССР, то в 1952 году некоторые из них отправились на работу в союзные республики. А самой дальней географической точкой от Эстонской ССР, где работал выпускник ТГУ, стала Чита: в Читинском Геологическом управлении трудился эстонец Ханси Хейн [35, с. 3].

25 мая 1956 года, сразу после весенней сессии, студенты-геологи 4-го курса Тартуского государственного университета (Гуйдо Эльтерманн, Олави Кеэруп, Яан Треуфельдт, Хейно Аунин и Эльмар Кала) направились в Читу на практику по геологии. После ознакомления с материалами фондов Читинского геологического управления и сбора необходимых источников и литературы по специальности, началась практическая работа — составление геологической карты северных районов Читинской области. После продолжительной практики, продлившейся около 5 месяцев, 19 октября 1956 года они вернулись обратно в Тарту [34, с. 4].

Геологическая практика в Читинской области стала для эстонцев традиционной. На вопрос журналиста газеты ТГУ «Какое событие тебе больше всего понравилось в 1957 году?» студент 4-го курса Геологического факультета ТГУ Энно Эрисалу с уверенностью ответил: «Практика на юге Читинской области!» [32, с. 2].

В мае 1973 года в Читу приехала выставка эстонской советской графики. Посетители смогли увидеть новинки графического искусства эстонских художников [27, с. 15].

20–23 февраля 1975 года студенты медицинского факультета Тартуского государственного университета Хеле Эвераус и Хембо Паги прилетели на самолете в Читу для участия в III Всероссийской студенческой научной конференции по клинической и экспериментальной гематологии. В первый день конференции Хембо Паги выступил с докладом. В свободное время эстонские студенты осматривали достопримечательности города, а также побывали в медицинском институте и посетили место заключения декабристов [20, с. 3].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Saaremaa agitbrigaadi Tšitaas. Filmikaameraga Tõnu Kalle Eesti Televisioonist. 1976. EFA.332.0.110220.jpg

Рис. 9. Агитбригада с эстонского острова Сааремаа в Чите. Камеру держит Тыну Калле (Телевидение ЭССР). 1976 год. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. EFA.332.0.110220. Saaremaa agitbrigaadi Tšitaas. Filmikaameraga Tõnu Kalle Eesti Televisioonist

8 апреля 1980 года перед читинцами выступил Государственный академический мужской хор Эстонской ССР под управлением народных артистов Олева Ойя и Куно Аренга [38, с. 13].

В 1984 году в Читинской музыкальной школе дал концерт солист Государственной филармонии Эстонской ССР, заслуженный артист ЭССР Калле Рандалу (род. в 1956 г.). Он провел открытый урок музыки с учащимися школы, а также записал на местном радио несколько произведений Х.Эллера, И.Брамса и Ф.Шуберта [28, с. 11].

Остановлюсь на биографиях некоторых людей, связанных как с Читой, так и с Эстонией. В 1835 году в городе Дерпте (ныне — Тарту) родился землепроходец-путешественник, барон Герхард Густав Людвиг фон Майдель (19.04.1835, Дерпт — 17.08.1894, Бад Эмс). В 1858 году он окончил Дерптский университет. Г.Л. фон Майдель трудился государственным чиновником в Иркутске, Красноярске. В 1873–1883 гг. он работал в Чите инспектором народных школ Забайкалья. В 1868–1870 гг. по заданию Русского географического общества он совершил научные походы по Индигирке, Колыме и другим рекам, собирая данные о природе и населении. С 1883 года он проживал в Эстляндской губернии. Г.Л. фон Майдель владел мызой Теэнусе и работал куратором Таллинской домской школы и учительской семинарии в Кууда.

В Читинском остроге отбывали каторгу следующие декабристы, связанные с Эстляндской губернией — князь Сергей Григорьевич Волконский (любил останавливаться в замке Фалль в Эстляндской губернии), Вильгельм Карлович Кюхельбекер (в детстве жил в Эстляндской губернии; учился в частном пансионе Бринкмана в Выру), Михаил Карлович Кюхельбекер (уроженец Эстляндской губернии), барон Андрей Евгеньевич фон Розен (уроженец Эстляндской губернии).

В 1878 году в Чите родился Георгий Георгиевич фон Ден (1878, Чита — 1932, Таллин) — выпускник Михайловского артиллерийского училища, капитан лейб-гвардии Преображенского полка (1911), полковник (1915), начальник центрального склада управления военных снабжений армии Эстонии. В 1920 году он был зачислен в офицерский резерв Балтийского полка в чине полковника. В 1923 году Г. Г. фон Ден был уволен с действительной службы. Погребен на Коппельском кладбище (Копли, Таллин) [4].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Георгий Георгиевич фон Ден.jpg

Рис. 10. В 1878 году в Чите родился Георгий Георгиевич фон Ден, впоследствии — начальник центрального склада управления военных снабжений армии Эстонской Республики

В июне 1903 года в газете «Уус Аэг» вышли путевые заметки одного эстонца, приехавшего из города Выру в Читу, где он и поселился. В своем рассказе он пишет, что жизнь в Чите весьма дорогая: коробка молока стоит 30 копеек, а фунт ржаного хлеба — 4 копейки. За аренду квартиры приходится платить 18 рублей в месяц (для сравнения в Юрьеве — 6–7 руб. в месяц). «В Чите также проживают и эстонцы», — сообщает он в завершение своих путевых заметок [39, с. 8].

С 1903 по 1906 гг. в Чите трудился руководителем вагонного отдела Главных железнодорожных мастерских инженер Александр Лукк (род. 25.06.1875, волость Тухала, Харьюмаа). С 1918 года он являлся руководителем отдела промышленности Министерства торговли и промышленности Эстонии. В 1922–1923 гг. он был помощником министра торговли и промышленности Эстонии [22, с. 1].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Александр Лукк _ Päewaleht, nr. 179, 7 juuli 1925. Lk. 1.jpg

Рис. 11. Инженер Александр Лукк — руководитель вагонного отдела Главных железнодорожных мастерских, впоследствии — руководитель отдела промышленности Министерства торговли и промышленности Эстонской Республики

4 мая 1912 г. 19-летняя эстонка Екатерина Ивановна (Юхановна) Уйбо (25.01.1893, мыза Вори Юрьевского уезда — 1988, Барнаул) вышла замуж в Чите за помощника начальника Горно-Зерентуйской каторжной тюрьмы Ивана Алексеевича Березникова (1892–1918). В Сибирь Катю увез ее дядя — Иосиф Уйбо, оставшийся в Чите после Русско-японской войны. Бракосочетание состоялось в Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви («церковь Декабристов»). В 1918 году Иван Алексеевич застрелился в своём кабинете. Овдовев, Екатерина осталась в Чите с тремя детьми — Викторией, Калерией и младенцем Музой в доме родителей мужа. Последняя дочь неожиданно умерла в 1919 году. В 1924 году вдова Е. И. Березникова была выслана из Читы. Она поселилась с дочерями в Барнауле, где прожила всю оставшуюся жизнь.

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Eкатерина Ивановна Березникова (Уйбо).jpg

Рис. 12. Эстонка Екатерина Березникова (Уйбо) вышла замуж в Чите за помощника начальника Горно-Зерентуйской каторжной тюрьмы И. А. Березникова

Русский писатель, детский поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Забайкальского края, член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта» Георгий Рудольфович Граубин (11 июня 1929 года, село Усть-Дая Читинского района — 11 мая 2011 года, Чита) родился в семье обрусевшего эстонца [40, с. 3–4]. Деда Г. Р. Граубина, Михаила, сослали сюда на Карийскую каторгу (группа каторжных тюрем на реке Кара в Забайкалье) за участие в революции 1905 года. Тогда разрешали приезжать сюда женам и детям каторжников. Бабушка Г. Р. Граубина привезла в Усть-Карск мать будущего писателя (которой тогда было 2 года). После каторги Михаил остался в Забайкалье. По утверждению Г. Р. Граубина, в мальчишеском возрасте он «плохо владел русским языком, так как был эстонцем» [11]. По свидетельству современников писателя, молодой Г. Р. Граубин, «эстонец из Читы», был внешне очень похож на знаменитого эстонского оперного певца Георга Отса [6, с. 36–52]. Стихи и проза Г. Р. Граубина были переведены на два десятка языков, в том числе и на эстонский язык.

В 1915 году в Волосовском районе Санкт-Петербургской губернии родился эстонец Иван Александрович Гельм (Хельм; 1915–1995), который впоследствии, после окончания в 1937 году Новгородского педагогического института, стал директором железнодорожного училища в Читинской области. С 1962 года он стал директором Государственной Книжной палаты Эстонской ССР [23, с. 14].

В 1929 году в Читинской области родился Генрих (Хейнрих) Фиксель. С 1962 года он работал на Таллинском Электротехническом заводе имени М. И. Калинина. С 1 февраля 1980 года он был назначен главным инженером 4-го филиала объединения «Таллинавтотранс». Г.Фиксель являлся лауреатом Государственной премии Эстонской ССР [26, с. 1].

В 1932 году в Чите родился советский военнослужащий, генерал майор (1982), эстонец Манивальд Оттович Ааман (1932–1997). Когда началась Великая Отечественная война М. О. Ааман проживал в Ленинграде по адресу: Артиллерийский переулок, дом 1, квартира 167. 25 августа 1942 года он был эвакуирован в Омскую область вместе с Сильмой Юрьевной Ааман (1906 г.р.) [1]. М. О. Ааман являлся руководителем Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны СССР [5].

В 1942 году в Чите родился известный эстонский график, дизайнер, плакатист и художник Валерий Смирнов (01.07.1942, Чита — 06.06.2019, Таллин). С 1948 года он жил в Таллине. В период с 1964 по 1970 гг. он учился графическому искусству в Государственном художественном институте Эстонской ССР. В.Смирнов являлся основателем и многолетним председателем Объединения русских художников Эстонии, членом Союза художников Эстонии (с 1974 года). В 1970–1980-х гг. он занимался оформлением политических плакатов, а также рисовал обложки для музыкальных пластинок и афиши для кинофильмов. В.Смирнов является автором афиши к фильму Г.Кроманова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» [52, с. 15].

26 июня 1952 года в Чите родилась Эвелина Елисеев. Ее мать — русская, а отец — эстонец. Когда ей было 7 лет, она вместе с родителями переселилась в Эстонскую ССР — в город Вильянди. В настоящее время Э.Елисеев работает портнихой в Вильянди и держит (совместно с подругой) магазин в этом эстонском городе, в котором на продажу выставлены собственноручно сшитые куклы и плюшевые медведи [50, с. 9].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Эвелина Елисеев. Sakala. 2005. № 219. 11.11.2005. Lk. 9.jpg

Рис. 13. Уроженка Читы Эвелина Елисеев — содержательница магазина кукол и плюшевых медведей в эстонском городе Вильянди. Источник: Sakala. 2005. № 219. 11.11.2005. Lk. 9

В 1952 году в Чите родилась актриса, член Эстонского театрального союза (1982) и член Эстонского союза актеров (1994) Татьяна Маневская (род. 05.05.1952 г. в Чите).

Эстонский климатолог, агрометеоролог, научный секретарь Президиума Академии наук Эстонской ССР, доктор географических наук Лембит Инт (род. в 1936 году в волости Ахья) принимал участие в экспедициях по изучению климата почвы в Читинской области.

Эстонский гидрогеолог Лео Валлнер (род. в 1934 году в Варбла) работал в 1957–1958 гг. гидрогеологом в Читинском геологическом управлении.

Эстонский геолог Вальтер Петерселль (род. в 1933 г. в Каагярве) работал в 1957–1962 гг. геологом и руководителем отдела в Читинском геологическом управлении.

Свои первые три года жизни провела в Читинской области, между озером Байкал и границей с Китайской Народной Республикой, нынешний пастор адвентистских приходов в городах Кейла (приход образован в январе 2010 года) и Хаапсалу, эстонка Марге Рандлепп. Ее отец являлся военнослужащим, мать — бухгалтером. Впоследствии вместе с родителями она отправилась в Эстонскую ССР, окончила гимназию в городе Вильянди [51, с. 2].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Марге Рандлепп. Keila Leht. 2020. № 4. 24.01.2020. Lk. 2..jpg

Рис. 14. Пастор адвентистских приходов в эстонских городах Кейла и Хаапсалу Марге Рандлепп провела свои первые три года жизни в Читинской области. Источник: Keila Leht. 2020. № 4. 24.01.2020. Lk. 2

В настоящее время связи между Читой и Эстонией активно развиваются. Педагог и режиссер Михаил Николаевич Чумаченко (род. 15.04.1960, поселок Кличка Приаргунского района Читинской области), художественный руководитель студенческого театра «Круг» при Читинском государственном педагогическом институте, выпускник ГИТИСа (1989), режиссер Центрального театра Советской Армии (1988–1992), один из режиссеров общественно-политической программы центрального телевидения «Взгляд» (1993–1995), декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства являлся в 2006–2008 гг. художественным руководителем Русского драматического театра в Таллине.

На следующий же день после «Бронзовой ночи» (ночь с 26 на 27 апреля 2007 года) в Таллине, когда памятник Воину-Освободителю был демонтирован с Тынисмяги, из центра эстонской столицы, и перенесён на Военное кладбище, представитель «Союза Русского народа» в Чите заявил следующее: «Мы знаем, что на кладбищах Читы есть могилы эстонцев. Но сносить их мы не собираемся, так как в отличие от тех, кто занимается этим в Прибалтике, у нас есть совесть. Национализм — это борьба идеологий, а не месть памятникам и покойникам» [13].

В 2009 году известный эстонский журналист, журналист года (2009) Яанус Пийрсалу (род. 27 июля 1973 года) отправился вместе со знакомыми якутскими журналистами в автомобильное путешествие по России. Он проехал 10 тысяч километров от Сочи до Якутска. 16 октября они пересекали Читинскую область. Проехали Петровск-Забайкальский, сделали остановку в Хилке (закупили продукты в магазине). Заночевали в мотеле примерно в 100 километрах от Читы. Потом продолжили свой путь в направлении Якутска [37, с. 10–11].

Футбольная команда «Садам» (Таллин) сыграла в марте 1996 года матч с командой «Локомотив» (Чита). Игра, состоявшаяся в Турции, завершилась дружеской ничьей — 3:3 [42, с. 5].

В 2016 году эстонский блогер и тележурналист Александр Хоботов в рамках телевизионного авторского проекта «Владивосток» (на канале ETV+) пересек Россию по Транссибирской магистрали от Таллина до Владивостока. В 9-й серии рассказывается о посещении А.Хоботовым Читы, где он побывал на пивзаводе, в Читинском клубе сверхлегкой авиации и китайском ресторане, а также полетал над городом на малом самолете [7].

В ноябре 2017 года в эстонском замке Фалль состоялась выставка уроженца села Дульдурга Читинской области, московского живописца, члена Московского союза художников Бато Дугаровича Дугаржапова (род. в 1966 году) «Красота мгновения» [12].

В конце июля 2018 года из Читы в длительную загранкомандировку в Эстонию приехал Алексей Анатольевич Котельников (родился 4 августа 1966 года в городе Черемхово Иркутской области) — первый секретарь Посольства России в Эстонии. До этого он являлся Представителем Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в Чите [8].

C:\Users\Sergey\Desktop\4543545454.jpg

Рис. 15. Первый секретарь Посольства России в Эстонии Алексей Анатольевич Котельников, ранее являвшийся Представителем Представительства Министерства иностранных дел России в Чите (фото из архива А.П.Тарасова)

Благодаря совместному проекту ИА «Sputnik-Эстония» (подразделение МИА «Россия сегодня») и Посольства России в Эстонии, в День Победы, 9 мая 2019 года, осуществилась давняя мечта жительницы города Читы Забайкальского края Валентины Петровны Прокопенко. Она получила горсть земли c мыса Сырве (остров Сааремаа), где 24 ноября 1944 года погиб ее родной дядя, уроженец деревни Калиновка Нерчинского района Читинской области Георгий Григорьевич Наседкин (1921 г.р.). Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Историей Г. Г. Наседкина заинтересовался Нерчинский краеведческий музей, который планирует установить у себя стенд с фотографией воина и информацией о нем [10].

C:\Users\Sergey\Desktop\Об исторических связях между Читой и эстонской землей\Документ, подтверждающий захоронение Георгия Наседкина на полуостров Сырве, Сааремаа.jpg

Рис. 16.Карточка, подтверждающая захоронение Г. Г. Наседкина на полуострове Сырве. Источник: ЦВМА. Картотека безвозвратных потерь. Ящик № 052

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Забайкальском крае эстонцами назвали себя 26 человек (23 человека –городские жители, 3 человека — жители сельской местности). Эстонским языком в Забайкальском крае тогда владели 15 человек [3].

Таким образом, эстонцы-переселенцы внесли значительный вклад в историю, культуру и общественно-политическую жизнь города Читы и всего Забайкалья.

Литература:

  1. Ааман Манивальд Оттович // Проект «Блокада Ленинграда. Эвакуация». Архивный комитет Санкт-Петербурга. URL: https://evacuation.spbarchives.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  2. Алёкминская Г. М. О работе национальных секций Забайкальского губернского комитета РКП(б) в 1920–1922 гг. // Молодой ученый. 2015. № 16. С. 346–348.
  3. Всероссийская перепись населения 2010 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. URL: https://chita.gks.ru/folder/42844 (дата обращения: 01.03.2020).
  4. Волков С. В. Офицеры российской гвардии. М., 2002.
  5. Гаврилов Ю. Через годы, через расстояния… // Красная Звезда. 31.03.2001.
  6. Граубин Г. Р. Так это было (воспоминания) // Слово Забайкалья. № 3 (4). Лето 2008. С. 36–52.
  7. Журналист из Эстонии в читинском ресторане… // Сетевое издание ZAB.RU. 05.12.2016. URL: https://zab.ru/news/91339_zhurnalist_iz_estonii_v_chitinskom_restorane_edva_ne_slomal_nogu (дата посещения: 19.02.2020).
  8. Козлов А. Как выпускник иняза Читы стал первым секретарём посольства РФ в Эстонии // ИА «Чита.Ру». 01.03.2019. URL: https://www.chita.ru/articles (дата обращения: 20.02.2020).
  9. Очерки истории Читинской областной организации КПСС. Иркутск, Чита, 1975.
  10. Устинова И. Земля с эстонского Сааремаа отправилась в Читу к родным погибшего солдата // Sputnik Eesti. 23.04.2019. URL: https://ee.sputniknews.ru/estonia75/20190423/15869748/zemlja-Saaremaa-otpravilasj-Chita-rodnyje-soldat.html (дата обращения: 21.02.2020).
  11. Фазлуктинова О., Баранов В. Георгий Граубин в списке претендентов «Великие люди Забайкалья» // ГТРК Чита. 03.11.2009. URL: http://gtrkchita.ru (дата обращения: 20.03.2015).
  12. Художественная выставка Бато Дугаржапова (Москва) // Schloss Fall. URL: http://schlossfall.com/toimunud-naitused (дата обращения: 18.02.2020).
  13. Читинские националисты не собираются сносить могилы эстонцев на городских кладбищах // Zabinfo.ru. 27.04.2007. URL: http://zabinfo.ru/32185 (дата обращения: 15.02.2020).
  14. «Edasi» tellimisi wõetakse wastu... // Edasi. 1922. № 265. 02.12.1922. Lk. 4.
  15. Eesti kodanikkude huwide kaitse Tshitas // Kaja. 1923. № 38. 09.02.1923. Lk. 9.
  16. Eesti Rahvusarhiiv. EAA.2111–1-8949 // Geograaf Jakob Lukats (elulookirjeldus, foto, matriits), 1929.
  17. Eesti Rahvusarhiiv. ERA.3372.1.297 // Ülesiberlise Eesti Liidu põhikiri. Kirjavahetus...; 29.04.1919–20.11.1919.
  18. Eestlased Kauges-Idas // Edasi. 1922. № 168. 04.08.1922. Lk. 2.
  19. Eestlaste elust Kauges-Idas // Kaja. 1920. № 127. 12.06.1920. Lk. 2.
  20. Everaus H. Tartu-Tšitaa-Tartu // TRÜ: Tartu Riiklik Ülikool: EKP TRÜ komitee, TRÜ rektoraadi, ELKNÜ TRÜ komitee ja TRÜ ametiühingukomitee häälekandja. 1975. № 11. 14.03.1975. Lk. 3.
  21. Homseid sünnipäewi // Kaja. 1935. № 2. 02.01.1935. Lk. 2.
  22. Ins. Aleksander Lukk 50-aastane // Koit. 1925. № 77. 07.07.1925. Lk. 1.
  23. Ivan Helm 90 // Sirp ja Vasar. 1975. № 12. 21.03.1975. Lk. 14.
  24. Kakskümmend seitse tuhat wersta Siberis // Ristirahwa Pühhapäewaleht. № 18. 02.05.1882. Lk. 150.
  25. Kristal A. Kas on isikud... // Päewaleht. 1923. № 70. 15.04.1923. Lk. 6.
  26. Kroonika // Signaal: koondise «Tallinna Autoveod» parteikomitee, ametiühingukomitee ja administratsiooni häälekandja. 1980. № 9. 29.02.1980. Lk. 1.
  27. Kunstnikroonika // Sirp ja Vasar. 1973. № 19. 11.05.1973. Lk. 15.
  28. Kuusk P. Kaks pianistiaastat: Kalle Randalu // Sirp ja Vasar. 1984. № 40. 05.10.1984. Lk. 11.
  29. Leht M.-A. Jakob Lukats — eestlaste väljarände õhutaja Põlvamaalt // Lõunaleht. 2008. № 25. 26.06.2008. Lk. 5.
  30. Lindsaar P. Jakob Lukats — väliseestluse organiseerija // Võitleja. 1978. № 4. 01.07.1978. Lk. 2.
  31. Lukats J. Kauge Ida Eesti sotsialistlik vabariik // Päewaleht. 1937. № 151. 06.06.1937. Lk. 4.
  32. Mis meeldis 1957. aastal kõige rohkem ja mis kõige vähem? // TRÜ: Tartu Riiklik Ülikool: EKP TRÜ komitee, TRÜ rektoraadi, ELKNÜ TRÜ komitee ja TRÜ ametiühingukomitee häälekandja. 1957. № 34. 29.12.1957. Lk. 2.
  33. Neile, kellel Eesti wäljarändajate, asunikkude ja asumaade küsimus tähtis on // Maleva: politikline, kirjandusline ja majandusline ajaleht. 1909. № 6. 12.10.1909. Lk. 42.
  34. Org V. Praktiline töö Tšita oblastis // TRÜ: Tartu Riiklik Ülikool: EKP TRÜ komitee, TRÜ rektoraadi, ELKNÜ TRÜ komitee ja TRÜ ametiühingukomitee häälekandja. 1956. № 26. 26.10.1956. Lk. 4.
  35. Orviku K. Avarad võimalused // TRÜ: Tartu Riiklik Ülikool: EKP TRÜ komitee, TRÜ rektoraadi, ELKNÜ TRÜ komitee ja TRÜ ametiühingukomitee häälekandja. 1952. № 39. 29.12.1952. Lk. 3.
  36. Palun… // Päewaleht. 1923. № 28. 30.01.1923. Lk. 7.
  37. Piirsalu J. 10 000 kilomeetrit läbi Venemaa võlumaailma // Eesti Päevaleht. 2009. № 263. 13.11.2009. Lk. 10–11.
  38. RAM Siberimaal // Sirp ja Vasar. 1980. № 10. 07.03.1980. Lk. 13.
  39. Reisikiri Europast Asiasse // Uus Aeg. 1903. № 62. 03.06.1903. Lk. 8.
  40. Stein B. «Taga Baikali sügis» // Sirp ja Vasar. 1974. № 40. 04.10.1974. Lk. 3–4.
  41. Sünnipäewalapsi // Päewaleht. 1937. № 8. 08.01.1937. Lk. 4.
  42. Superjalgpall Türgimaal // Post: rahva tõeline hääl. 1996. № 820. 18.03.1996. Lk. 5.
  43. Taga-Baikalimaast // Ristirahwa Pühhapäewaleht. 1914. № 16. 24.04.1914. Lk. 131.
  44. Tshita Eesti proletaarlaste resolutsioon // Edasi. 1923. № 105. 13.05.1923. Lk. 2.
  45. Tshitas olewad Eesti alamad mobiliseeritakse // Wõru Teataja. № 1921. № 48. 02.05.1921. Lk. 2.
  46. Tshitas on kommunistlise erakonna… // Wõru Teataja. 1922. № 96. 31.08.1922. Lk. 2.
  47. Tshitas wiibiwa 300 eestlase kojutoomise asi… // Wõru Teataja. 1922. № 125. 13.11.1922. Lk. 5.
  48. Tshitast // Edasi. 1922. № 236. 25.10.1922. Lk. 3.
  49. Tshitast // Edasi. 1923. № 110. 19.05.1923. Lk. 3.
  50. Vaarik K. Evelina Jelisejev toob elule uue elu // Sakala. 2005. № 219. 11.11.2005. Lk. 9.
  51. Vacht V. Marge Randlepp // Keila Leht. 2020. № 4. 24.01.2020. Lk. 2.
  52. Valeri Smirnov // Sirp. 2019. № 23. 14.06.2019. Lk. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): Чит, Читинское эстонское общество, Эстония, Читинская область, Эстляндская губерния, эстонец, Эстонская, эстонский, Забайкалье, Таллин.


Ключевые слова

Россия, Эстония, эстонец, Чита

Похожие статьи

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Порховские эстонцы

В статье рассматриваются причины переселения эстонцев из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении — в окрестности города Порхова. Проследив динамику изменения численности эстонского населения в Порховском районе, автор приводит пере...

Похожие статьи

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Порховские эстонцы

В статье рассматриваются причины переселения эстонцев из Эстляндской и Лифляндской губерний в восточном направлении — в окрестности города Порхова. Проследив динамику изменения численности эстонского населения в Порховском районе, автор приводит пере...

Задать вопрос