Формирование у дошкольников основ безопасности в тёмное время суток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Формирование у дошкольников основ безопасности в тёмное время суток / И. В. Болгова, Т. Г. Кузнецова, Т. М. Якубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 129-133. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64682/ (дата обращения: 25.11.2024).



Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни.

Ян Коменский

Ни для кого ни секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо. [1, с.3]

Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

− снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

− развитие психофизиологических качеств ребенка;

− формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Познакомить детей с типичными нормами поведения в различных социальных сферах — одна из задач дошкольной организации. [2, с.3]

21 ноября 2019 года с 10.00ч. по 11.00ч. в ДОУ прошла акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Стань заметнее в темноте!».

Участниками акции были дети разновозрастной группы общеразвивающей направленности 5–7 лет.

Воспитателями группы Кузнецовой Т. Г. и Болговой И. В. совместно с муз.руководителем Якубенко Т. М. была составлена программа акции.

К этой акции мы готовились очень тщательно: проводились беседы с детьми о светоотражающих элементах (фликерах), об их видах, способах и местах крепления на одежду и транспорт, проводились опыты с фонариком «Свет в темноте; дети принесли много светоотражающих значков, наклеек, полосок, браслетов для создания коллекции «Фликеры», дети разучили стихотворения, речевки, частушки, песни про светоотражающие элементы, вместе с родителями дети изготовили плакаты по теме акции, в дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных играх ребята учились самостоятельно принимать решения, соблюдать правила дорожного движения.

Необходимым условием успешности данной акции является сотрудничество детского сада с ОГИБДД. Для участия в акции был приглашен начальник ОГИБДД ОМВД России по Ивнянскому району Прокопенко А. М.

Акция стартовала в автогородке на участке в ДОУ, около стенда по ПДД, который был оформлен по теме акции. Сначала представитель ОГИБДД рассказал, какая опасность грозит пешеходам в темное время суток, затем дети ответили на его вопросы:

− Что такое фликеры?

− Зачем и кому они нужны?

− Где нужно крепить фликеры?

Затем акция продолжилась на дороге около детского сада: дети обращались к прохожим в стихотворной форме с призывом носить светоотражающие элементы и крепить их не только на одежду, но и на сумки, коляски.

Далее участники акции проследовали к перекрестку в центре села, где Прокопенко А. М. останавливал машины и приглашал водителей принять участие в акции. Все присутствовавшие с интересом слушали агитационную программу детей: речевки, частушки, песня «Что такое фликер?» переделанную на мотив песни «Что такое доброта» группы «Барбарики», стихотворения-советы для водителей.

По окончании выступления дети вручили гостям акции листовки, буклеты, шары. Большое внимание привлекали к акции и изготовленные детьми совместно с родителями плакаты по теме акции. Надо отметить, что родители с детьми проявили большую активность, творчество в их изготовлении. Это является важным аспектом в успехе проведенной акции.

Затем дети в сопровождении полицейского учились переходить дорогу по пешеходному переходу, рассмотрели знак «Пешеходный переход».

Прокопенко А. М. отметил высокий уровень подготовки акции педагогами ДОУ и детьми. Выразил благодарность и родителям. Он отметил, что очень интересный, познавательный материал отобран для акции, что дети поразили его богатым запасом знаний по ПДД, выразительным чтением стихотворений.

В награду и память о встрече, дети получили от представителя ОГИБДД подарки — светоотражающие наклейки, что, несомненно, вызвало у детей восторг. В завершение акции состоялась фотосессия детей и родителей с полицейским возле полицейской машины.

Мы считаем, что поставленная цель была достигнута на 100 %.Мы надеемся, что наша акция помогла многим родителям воспитанников и прохожим понять всю важность и необходимость наличия светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых.

Мы все являемся участниками движения и обязаны соблюдать правила дорожного движения. Быть максимально внимательными у проезжей части дороги всегда, особенно в тёмное время суток! Мы убеждены, что наше грамотное поведение и уважительное отношение ко всем участникам движения на дороге поможет сохранить нашу безопасность.

Сценарий проведения акции «Стань заметней на дороге!» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Цель: активизация деятельности детского сада по привлечению внимания участников дорожного движения к поведению детей на пешеходных переходах, проблеме детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ), а также пропаганде ношения на одежде световозвращающих элементов детьми дошкольного возраста.

Задачи акции:

  1. Формирование у воспитанников навыков безопасного перехода улиц и дорог; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
  2. Воспитание культуры поведения детей в дорожной среде.
  3. Организация массовых мероприятий с воспитанниками детского сада по безопасности дорожного движения.
  4. Развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями (законными представителями), ОГИБДД ОМВД России по Ивнянскому району, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Участники акции: дети разновозрастной группы общеразвивающей направленности 5–7лет, родители, сотрудники ОГИБДД.

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в темное время суток, рассматривание картин по ПДД, заучивание стихотворений, речевок о ПДД, изготовление плакатов по теме акции.

Ход акции:

Начало акции вАвтогородке детского сада.

Ведущий (сотрудник полиции).

Здравствуйте, ребята! Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень важную тему — о правилах поведения на дороге. Ваш детский сад находится рядом с проезжей дорогой. На такой дороге оживлённое движение. Чтобы не попасть в беду, необходимо знать правила дорожного движения

Сейчас мы проведем Акцию «Стань заметней на дороге!», которая проводится в целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведения пешеходов.

Мы ходим по улицам не только в светлое время суток, но и в темное, вечером. Вы, наверное, ходили с родителями вечером по улицам села и видели, что дорожные знаки светятся и очень хорошо видны в темноте. Как вы думаете, для чего и для кого это нужно? (ответы детей).

В темноте пешеходы, идущие по улице, становятся невидимыми для водителей. Чаще всего наезд на пешехода приходится в темное время суток или в условиях плохой видимости (дождь, слякоть, туман), когда водитель замечает пешехода в самый последний момент и не успевает что-либо предпринять.

— А вы знаете, что помогает быть пешеходам заметнее на дороге в тёмное время суток? (ответы детей).

Сегодня мы узнаем с вами о помощниках, которые могут спасти нас от беды в тёмное время суток. Многие из вас могли видеть светоотражатели на одежде у дорожных рабочих и сотрудников ГИБДД (показ картинок на экране). Ведь эти люди много времени проводят на дороге и должны себя обезопасить.

Но ведь вы тоже являетесь участниками дорожного движения — поэтому вы тоже не должны подвергать себя опасности.

Уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах — использовать световозвращающие элементы или фликеры (показывает на стенд с разными видами светоотражающих элементов). Это нужный и полезный для пешехода элемент. Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде со значительно большего расстояния, чем без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.

Светоотражатели — это такая волшебная полоска, когда на неё падает свет, она светится и участников движения видно издалека в тёмное время суток.

Фликеры — это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.

Формы светоотражающих элементов различны (показ на стенде).

Существуют правила ношения фликеров: фликеры должны быть видны из любого направления. Нельзя носить светоотражающие элементы только с одной стороны или на груди. Проезжая с другой стороны, водитель их просто не заметит. На пешеходе должно находиться не меньше 4 фликеров: на левой и правой руках, на поясе. А вообще, чем больше фликеров, тем лучше. Особенно это касается маленьких детей. Из-за своего маленького роста дети почти незаметны для автомобилиста. Фликеры должны прикрепляться к детским коляскам, санкам, скейтбордам, велосипедам и обязательно со всех сторон.

Давайте проведём опыт (с шапочкой) и проверим, так ли это на самом деле — светятся ли светоотражатели в темноте при попадании на них света. Для этого возьмём 2 шапки и узнаем, есть ли на них светоотражатели. Что для этого нужно? Вместо фар автомобиля мы используем фонарик. Направим луч света на шапки. На какой из шапок есть светоотражатели? А обычная ткань светится в темноте?

Запомните и взрослые, и дети! Светоотражатели для пешеходов, водителей, велосипедистов — это средство обеспечения безопасности на дороге в темное время суток. Кроме того они являются красивым аксессуаром, который может надеть как ребенок, так и взрослый.

Инспектор. Ребята, сейчас мы с вами выйдем на улицу, расскажем всем прохожим о фликерах и еще всем раздадим буклеты и подарим воздушные шарики со светоотражающими смайликами.

В парке.

1ребенок. (обращается к маме с ребенком в коляске).

Ваш малыш лежит в коляске, мы привяжем к ней завязки

Иль светящийся значок, чтоб водитель видеть мог,

Сможет он затормозить, жизнь младенцу сохранить! (прикрепляет фликер на коляску)

2 ребенок. (обращается кпрохожим).

Фликер на руку и на карман, фликер на сумку!

И так каждый день!

Чтоб жизнь сохранить,

Ты про них не забудь!

И сразу надень, коль готовишься в путь! (прикрепляет фликер на сумку)

3 ребенок. Вам мы сегодня хотим сказать

Светоотражатель незаменим

Взять этот смайлик обязаны вы

Он вас на дороге спасет от беды (прикрепляет смайлик на рукав прохожему)

4 ребенок. Берегите жизнь свою!

Правил вы не нарушайте, постоянно выполняйте,

К светоотражателям будьте вы внимательны

И из дома не ходите, пока их не прикрепите.

Дети (все вместе):

Мы-молодое поколение— Мы-за безопасное движение!

На перекрестке. Около пешеходного перехода.

5 ребенок. Здравствуйте!

Мы дети группы «Почемучки

ПДД мы изучаем и прохожим объясняем

Кто смело доверится им

Будет цел и невредим.

6 ребенок. Фликеры разные у нас,

Светят ярко, просто класс!

На дороге виден ты,

Не услышишь смех Беды!

7 ребенок. Фликер — это классно,

8 ребенок. Фликер — безопасно,

9 ребенок. Фликер — это видно,

10 ребенок. Фликер — это стильно!

11 ребенок: Послушайте взрослые мудрый совет!

12 ребенок: Фликер на куртке — трагедии нет!

13 ребенок: «Стань заметным на дороге,

14 ребенок: И целее будут ноги!»

15ребенок: Помнить все должны вокруг,

Кто в дороге добрый друг.

16 ребенок: Фликер, без сомнения, -

ВСЕ: ЗНАК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

17 ребенок. Ссобою фликер ты возьми

И в беду не попади!

Частушки.

1. Ставьте ушки на макушке

Мы сегодня вас зовем

Мы про фликер-огонечки

Вам частушки пропоем

2. Есть у нас значок такой

Фликер называется

Но значок он не простой

Светом отражается.

3. Фликер — это без сомненья

Знак дорожного движенья

Он на месте не стоит

А везде с тобой спешит.

4. Быть ребенком нелегко

Нас не видно далеко

А вот с фликером друзья,

Видно нас издалека!

В свете фар горит значок

Для шофёра — маячок.

Он увидит и поймёт,

Ребёнок маленький идёт.

Стихотворения-советы.

18 ребенок. Если на ребёнке нет отражателя,

Станет судьбы он своей испытателем –

Начнется игра с водителем в прятки.

Дорога — не двор, там другие порядки.

19 ребенок. Если над городом сильный туман,

Для водителя это — почти как капкан.

Сумеет его он легко избежать,

Если ты будешь ярко сиять.

20 ребенок. Втемноте наезд возможен

Будь ребенок осторожен

Фликер на руке блестит

«Стоп» машине говорит

21 ребенок. Идешь ли ты в садик, идешь ли домой,

Светоотражатель быть должен с тобой.

Никогда не играй с водителем в прятки,

И будет тогда у тебя все в порядке.

22 ребенок. Пешеходы на дороге были бы в опасности,

Но у них есть на одежде фликер безопасности.

Ярко в темноте он горит, всем машинам говорит:

«Ты, шофер, не торопись, видишь знак — остановись.

Прежде, чем продолжить путь, про пешехода не забудь!»

23 ребенок. Чем больше будет внимания к детям

Тем меньше прольется слез на планете

Водители, будьте внимательнее при движении

Родители, используйте фликеры с лентами без промедления

Песня «Что такое фликер?»

(Поют на мотив песни «Что такое доброта?» — Барбарики)

Что такое фликеры?

Что такое стикеры?

Их потрогать нельзя,

а увидеть можно

Фликеры — это когда

Фликеры — это тогда,

На дороге друзья

В темноте заметны

Припев.

Девочки и мальчики,

Светлые как бабочки

В темноте всегда видны –

Наши светлячки

Легкие как мотыльки

А в глазах фонарики

На руках блестят они

Светоотражатели

Прохожим иводителям дошкольники вручают памятки, буклеты.

Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что вам понравилось больше всего? Кто приходил к нам в гости? Что сегодня нового вы узнали? Что такое светоотражатель или фликеры? Кто должен носить светоотражатель? Какие виды отражателей вы знаете? Итак, почему светоотражатели являются важными помощниками для безопасности пешеходов?

Вот с какими интересными помощниками дорожного движения мы с вами познакомились. Пусть у каждого из вас и у ваших близких будет светоотражатель, чтобы обеспечить вам безопасность на дороге в тёмное время суток.

IMG_20191120_105602семья Коли ФилатоваМоя семья заметная в темноте

Литература:

  1. Баринова Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития/Е. В. Баранова. — Изд. 2-е, пераб. — Ростов и/Д: Феникс, 2014. — 91, [1] с. — (Сердце отдаю детям)
  2. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64с. (Модули Программы ДОУ).
  3. Т. Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 112с.: цв. вкл.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, темное время суток, дорога, Акция, детский дорожно-транспортный травматизм, детский сад, водитель, пешеход, участник движения.


Похожие статьи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Формирование основ безопасности у дошкольников

Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе

Похожие статьи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Формирование основ безопасности у дошкольников

Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе

Задать вопрос