Кадровый состав муниципальных служащих как ресурс развития муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 1501 раз

Библиографическое описание:

Бабышкина, Е. В. Кадровый состав муниципальных служащих как ресурс развития муниципального образования / Е. В. Бабышкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64659/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современных условиях главной задачей муниципального управления является обеспечение стабильного роста жизни населения муниципальной территории, разработка новых решений для ее комплексного развития. Наличие профессионалов на муниципальной службе, ее квалифицированный кадровый состав — это необходимое условие для осуществления экономических и социальных реформ.

Ключевые слова: кадровый состав, муниципальные кадры, муниципальная служба.

Сегодня формирование комфортной среды жизнедеятельности муниципального образования любого уровня, начиная от городского округа и заканчивая сельским поселением, невозможно без прочной ресурсной базы. К таким ресурсам относится не только экономическая и политическая составляющие, но и трудовые ресурсы, которые представлены на муниципальной территории или их можно привлечь. К трудовым ресурсам относятся и муниципальные служащие, главной задачей которых является грамотное управление всеми процессами, которые происходят на муниципальной территории.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] органы МСУ наделены достаточно широким кругом полномочий финансового, имущественного и социального характера. Главная задача муниципального образования состоит в самостоятельном ведении административно-хозяйственной деятельности, для чего формируется план стратегического развития территории и бюджет, необходимый для его воплощения.

На муниципальном уровне программный бюджет должен быть тесно связан с целями функционирования органов власти, особенно исполнительных, как гарантов предоставления муниципальных услуг населению. В этих условиях на первый план выходит достижение непосредственных результатов органами власти при исполнении программных мероприятий.

Для эффективного решения этих вопросов необходимо наличие профессионального, хорошо подготовленного корпуса муниципальных служащих, которые имеют определенный опыт, обладают знаниями и навыками, умеют работать в команде.

Большинство муниципальных образований Российской Федерации остро нуждаются в квалифицированных муниципальных служащих, которые не только знают потребности местного населения, но и могут донести их до вышестоящего уровня власти. Поэтому подготовка кадров для органов местного самоуправления становится одним из инструментов повышения эффективности муниципального образования.

Анализ кадрового состава муниципалитетов РФ помогает четко проследить тенденции его качественного и количественного изменения. В таблице 1 приведены данные, которые отражают уровень образования муниципальных служащих [2].

Таблица 1

Численность работников, замещавших должности муниципальной службы Российской Федерации по уровню образования

Всего

Имели профессиональное образование

Не имели проф. образования

Из числа лиц с высшим образованием имели ученую степень

высшее

среднее

На 1 октября 2008 г.

367 620

274 512

82 674

10 434

2 033

На 1 октября 2009 г.

364 903

280 597

75 203

9 103

2 058

На 1 октября 2011 г.

358 324

293 396

58 479

6 449

2 150

На 1 октября 2013 г.

352 270

298 696

48 490

5 084

2 049

На 1 октября 2016 г.

325 524

290 384

35 140

2 978

1 824

Анализ кадрового состава муниципальных образований показывает, что, несмотря на рост числа полномочий, которые относятся к компетенции муниципальной власти, число муниципальных служащих постепенно сокращается. За период 2013–2016 года численность муниципальных служащих сократилась на 7,6 %, в то время как в предыдущие годы сокращение не превышало 2 % за отчетный период. По состоянию на 1 октября 2016 г. сокращение произошло по всем группам, указанным в таблице. В три раза сократилась численность работников, которые не имели профессионального образования. На 57 % уменьшилась численность служащих со средним профессиональным образованием. В виду того, что наличие среднего профессионального образования является обязательным квалификационным требованием для замещения младших должностей муниципальной службы, то сокращение численности служащих органов МСУ произошло за счет уменьшения численности работников самого низшего звена.

Вопреки сокращению муниципальных служащих, численность лиц, имеющих высшее профессиональное образование, возросла с 80 % до 85 % по отношению к общей массе. Этот факт можно отнести к положительным тенденциям, так как муниципалитеты делают ставку на рекрутирование кандидатов с более высоким уровнем образования или же получение высшего образования работниками органов местного самоуправления.

Если рассматривать данные в разрезе ветвей власти, то самый высокий процент служащих, имеющих высшее образование, принадлежит контрольным органам муниципального образования (98,9 %); на втором месте остаются представительные органы власти (94,7 %). В свою очередь, в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления эта категория служащих составляет 88 %, что несколько выше, чем по состоянию на 1 октября 2013 г. [2].

Существенные изменения произошли при получении муниципальными служащими дополнительного профессионального образования. С 2005 года наблюдается значительный прирост численности работников органов местного самоуправления, которые прошли профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. По состоянию на 1 января 2019 г. 78 895 (20 %) человек от общего числа муниципальных служащих РФ получили дополнительное профессиональное образование, где 91,2 % составила доля прошедших повышение квалификации. 41 % служащих имеет образование по направлению «экономика и управление», в том числе 7 % — по направлению «государственное и муниципальное управление»; гуманитарные и социальные науки — 20,7 %; юриспруденция — 15,2 %.

По состоянию на 1 октября 2016 г. средний возраст муниципального служащего составляет 41 год. Доля лиц в возрасте до 39 лет в кадровом составе муниципальной службы — 42,75, при этом на долю молодых специалистов в возрасте до 30 лет приходится 12,9 % (для сравнения, по состоянию на 1 октября 2013 г. — 15,4 %). Наиболее многочисленной является категория, к которой относятся муниципальные служащие в возрасте 30–39 лет и 50–59 лет, соответственно 29,8 % и 24,9 %. Лица старше 60 лет, состоящие на муниципальной службе, составляют чуть более 4 % от общего числа.

Анализ состава муниципальных кадров по такому критерию как стаж муниципальной службы показывает, что с 2008 г. численность служащих органов местного самоуправления, стаж которых на муниципальной службе составляет 15 и более лет, стабильно держится на уровне 28 %. На второй позиции по численности муниципальные служащие, стаж муниципальной службы которых составляет от 5 до 10 лет (25 %) [2].

Таким образом, рост профессионализации муниципальных служащих, большая численность служащих с продолжительным стажем работы и в наиболее работоспособном возрасте может являться основной движущей силой развития муниципального образования. В то же время требуются такие меры, как создание на государственном уровне системы кадрового обеспечения органов муниципальной власти, стимулирование обучения и эффективной служебной деятельности муниципальных служащих, непрерывное их профессиональное развитие.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // КонсультатнтПлюс. URL: (дата обращения: 27.11.2019).
  2. Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/compendium/document/13289 (дата обращения: 27.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, местное самоуправление, служащий, муниципальное образование, профессиональное образование, высшее образование, главная задача, кадровый состав, муниципальная территория, Российская Федерация.


Ключевые слова

муниципальная служба, кадровый состав, муниципальные кадры

Похожие статьи

Приоритеты профессиональной подготовки муниципальных служащих России

Развитие муниципального образования в современных условиях вызывает необходимость решения кардинально новых задач. Сейчас происходит усложнение и расширение сферы деятельности муниципальных служащих. Поэтому необходим корпус профессиональных муниципа...

Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают организационную культуру органов государственного и муниципального управления как фактор мотивации сотрудников. Выбранная тема является актуальной в связи с необходимостью регулярного совершенствования организационной ку...

Формирование кадрового потенциала как фактор обеспечения устойчивого развития муниципального образования

В статье рассмотрено понятие кадрового потенциала. Определены основные задачи системы управления кадровым потенциалом территории. Представлены основные направления кадрового обеспечения реализации Стратегии устойчивого развития территории, муниципаль...

Формирование кадрового потенциала современной организации

В современных условиях формирование и развитие кадрового потенциала современной организации является важным условием успешного функционирования любой организации. Именно поэтому важным оказывается совершенствование механизмов развития персонала, напр...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере ИК-27 ГУФСИН России по ПК)

В современных условиях основным фактором успешной деятельности организации является ее кадровый потенциал. От эффективности использования кадров, уровня их профессионализма и компетенции, а также духовного и нравственного состояния, правильной расст...

Похожие статьи

Приоритеты профессиональной подготовки муниципальных служащих России

Развитие муниципального образования в современных условиях вызывает необходимость решения кардинально новых задач. Сейчас происходит усложнение и расширение сферы деятельности муниципальных служащих. Поэтому необходим корпус профессиональных муниципа...

Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают организационную культуру органов государственного и муниципального управления как фактор мотивации сотрудников. Выбранная тема является актуальной в связи с необходимостью регулярного совершенствования организационной ку...

Формирование кадрового потенциала как фактор обеспечения устойчивого развития муниципального образования

В статье рассмотрено понятие кадрового потенциала. Определены основные задачи системы управления кадровым потенциалом территории. Представлены основные направления кадрового обеспечения реализации Стратегии устойчивого развития территории, муниципаль...

Формирование кадрового потенциала современной организации

В современных условиях формирование и развитие кадрового потенциала современной организации является важным условием успешного функционирования любой организации. Именно поэтому важным оказывается совершенствование механизмов развития персонала, напр...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

К вопросу стратегии формирования и развития квалифицированного персонала организации

Статья посвящена исследованию роли стратегического уровня формирования и развития квалифицированных сотрудников предприятий. Автором отмечается, что наиболее значимым ресурсом каждой компании является ее персонал, интеллект сотрудников, их креативные...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере ИК-27 ГУФСИН России по ПК)

В современных условиях основным фактором успешной деятельности организации является ее кадровый потенциал. От эффективности использования кадров, уровня их профессионализма и компетенции, а также духовного и нравственного состояния, правильной расст...

Задать вопрос