Характерные черты и особенности финансового правонарушения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.11.2019

Статья просмотрена: 1871 раз

Библиографическое описание:

Казарян, А. Р. Характерные черты и особенности финансового правонарушения / А. Р. Казарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63687/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопросы финансового правонарушения не являются абстрактной теоретической проблемой. Задачи по дальнейшему укреплению финансовой дисциплины в области государственных финансов требуют тщательного изучения различных аспектов финансового правонарушения не только на основе существенных нарушений налогового законодательства и сборов, но и ответственности за нарушения бюджетного и валютного законодательств. В этих условиях структура финансового правонарушения приобретает важность неотложной проблемы, решение которой во многом определяет успех детальной проработки вопросов финансовой ответственности применительно к отдельным подсекторам финансового права.

Поскольку определение понятия финансового правонарушения не дается ни в одном нормативно-правовом акте законодательства Российской Федерации, существует множество мнений различных ученых на этот счет: от полного отрицания существования такого вида правонарушения, до выделения данного вида в самостоятельную и важную правовую категорию.

Финансовые правонарушения являются составной частью правового поведения в сфере публичных финансов. Под правовым поведением в сфере публичных финансов понимается как не противоречащее закону, так и противоречащее поведение субъектов финансовой деятельности государства и муниципалитетов. В общем виде такое понимание представляет собой социально значимое, контролируемое сознанием, волевое поведение отдельных и коллективных субъектов финансовой деятельности государства и местного законом и влекущее за собой правовые последствия. Для публичных финансов наиболее характерным является законное поведение субъектов, при котором финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не выходит за рамки прав, которыми они наделены, и надлежащим образом исполненных ими финансовых обязанностей. При этом, имеют место быть нарушения норм, закрепленных финансовым законодательством, которое, как правило, влечет за собой необходимость применения мер финансового и правового принуждения с целью пресечения таких фактов, восстановления существовавшей ранее ситуации и предотвращения незаконного поведения в будущем.

Место, где имеется факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления является той самой чертой, самоуправления, предусмотренное которая разделяет законное и незаконное поведение в области публичных финансов. Однако, только лишь факт неисполнения субъективного финансового права, при условии, что он никоем образом не затрагивает прав и законных интересов других лиц, не говорит о противоправности в поведении субъекта публичных финансов, так как далеко не каждое противоречащее закону поведение в области публичных финансов является финансовым правонарушением. Среди совокупности признаков финансового правонарушения незаконность является лишь составной частью.

Отличительной особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно направленно на ущемление имущественного положения лица, виновного в совершении финансового правонарушения.

При этом, финансовым правонарушением может признаваться только деяние, совершенное лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

Большинство авторов относят тот факт, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения к ключевым признакам в понимании финансового правонарушения, поскольку данный признак, по их мнению, позволяет отграничить его от иных правонарушений, таких как, к примеру: преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения, а также иные правонарушения, совершаемые в сфере публичных финансов [6].

Финансовое правонарушение как поведенческий акт представляет собой деяние субъекта финансового правонарушения, которое выражается в активном действии, либо в бездействии данного субъекта. Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло социально вредные последствия в сфере публичных финансов. Говоря о действиях, необходимо отличать их от движений человеческого тела, поскольку последние могут быть бессознательными, в то время как действие осуществляется под контролем сознания и выражает волю человека, который его совершает, т. е. являются волевыми и интеллектуальными [6].

Под вышеуказанным тезисом подразумевается, что лицо, совершающее определенное действие, помимо того, что должно находиться в сознании, так как без сознания невозможно сделать какое-либо действие, должно еще и осознавать его правовое значение, а также предвидеть либо иметь возможность предвидеть последствия данного действия. Говоря о волевой и интеллектуальной составляющей финансового правонарушения, необходимо отметить, что для совершения финансового правонарушения зачастую необходим факт реализации лицом своих интеллектуальных способностей в сфере финансов. Под интеллектуальными способностями в сфере финансов нами понимаются знания в этой области, которые требуют определенной предварительной подготовки. «Для некоторых специалистов в области финансов (аудиторов, главных бухгалтеров, специалистов по работе с ценными бумагами и т. д.) установлены специальные квалификационные требования. Для подтверждения их соответствия этим требованиям может быть проведена государственная сертификация, то есть акт проверки знаний этих лиц с последующим признанием и сертификацией государством их соответствия предъявляемым к ним требованиям» [7].

Для физических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности на финансовых рынках (аудит, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и т. д.) требуется прохождение государственной сертификации. В том случае, если лицом, осуществляющим финансовую деятельность, является юридическое лицо, требуется, чтобы в их составе были физические лица, прошедшие государственную сертификацию в установленной законом форме, имеющие документ, подтверждающий факт прохождения такой сертификации. Для осуществления определенной финансово-хозяйственной деятельности, к примеру: бухгалтерский учет, также необходимы сертифицированные специалисты.

В данный момент, в связи с изменениями законодательства, условие наличия профессионального бухгалтера, прошедшего государственную аттестацию, в составе работников юридического лица не является обязательным, однако имеет место быть мнение, что правом подписи документов бухгалтерской отчетности (баланса и отчета) и налоговой отчетности (налоговой декларации) должны обладать только лица, прошедшие государственную аттестацию.

По нашему мнению, тезис о возможности подписания специальных финансовых документов, таких как, к примеру, налоговой декларации должен найти свое законодательное закрепление. Это необходимо, как нам видится, из-за того, чтобы убрать всякие вопросы о неумышленном совершении того или иного финансового правонарушения либо совершения финансового правонарушения с отсутствием прямого умысла.

Отсутствие прямого умысла, в свою очередь, может выражаться в том, что за частую не всякий руководитель, учредитель, акционер того или иного предприятия является специалистом в сфере финансов, поскольку способность организовать хозяйственную деятельность предприятия не всегда предполагает способность и достаточную компетенцию руководителя в учете финансов, отчетности и т. д., хотя и не исключает наличия такой способности.

При этом, факт подписания либо визирования финансового документа специалистом будет расцениваться при квалификации конкретного деяния в качестве финансового правонарушения и рассмотрении вопроса применения санкции за такое правонарушение как совершенного с прямым умыслом.

Однако невозможно исключать, что какой-либо недобросовестный предприниматель не будет знать о необходимости подписания или визирования финансовых документов специалистом либо забудет о такой необходимости, либо представит документы, свидетельствующие о его неспособности финансировать такого специалиста и т. п. В таких случаях, вопрос вины все равно будет открыт, но в большинстве случаев, по нашему мнению, вопрос о вине лица в совершении финансового правонарушения будет решаться проще.

Важно отметить, что в настоящее время законодательство дает предпринимателям право по доверенности либо в соответствии с приказом назначать в качестве подписантов некоторых финансовых документов специалистов, при том не всегда эти специалисты обязательно должны быть в штате. Однако мы говорим не о наделении предпринимателей правами делегировать полностью либо в части право подписи финансовых документов, а о законодательном закреплении такого права в качестве обязанности. Данный тезис мы видим целесообразным развить ниже, при исследовании вопроса субъективной стороны состава финансового правонарушения.

Резюмируя изложенное важно отметить, что преднамеренные, интеллектуальные моменты поведенческих актов в области государственных финансов реализуются через вину лица, своими действиями или бездействием допустившего нарушения финансового законодательства.

При изучении большого количества теоретического материала: учебной литературы, монографий, статей и т. д. нами выделены следующие признаки финансового правонарушения: финансовое правонарушение является деянием субъектов публичных финансов; выражается в нарушении норм, закрепленных нормативно-правовыми актами финансового законодательства; содержит факт причинения вреда публичным финансам; является виновным деянием.

В противовес мнениям ученых, которые относят к отличительным признакам финансового правонарушения то, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения, мы придерживаемся позиции о ненужности рассмотрения факта применения мер финансовой ответственности в качестве признака, поскольку признаки позволяют идентифицировать и дифференцировать тот или иной объект исследования, в то время, как применение финансово-правового принуждения к виновному лицу является мерой наказания, то есть правовой реакцией общества и государства на противоправное, виновное деяние конкретного лица. Корме того, по мнению некоторых исследователей, одним из признаков финансового правонарушения является факт совершения деяние лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

Осуществление финансовой ответственности всегда является следствием, то есть финансовые санкции могут применяться только после совершения финансового правонарушения. Факт того, что в доктрине каких-либо ярких споров по этому выводу не ведется является подтверждением того, что исследователи, выделяющие наступление финансовой ответственности в качестве признака финансового правонарушения, вступают в противоречие сами с собой, поскольку признают, что наступление финансовой ответственности является следствием совершения акта, имеющего признаки финансового правонарушения.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019).

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 511 «О классификаторе правовых актов».
  4. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации (под ред. проф. д.ю.н. А. Н. Козырина). Специально для системы ГАРАНТ, 2009 г.
  5. Козырин А. Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2012. 107 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовое правонарушение, финансовая ответственность, финансово-правовое принуждение, финансы, государственная сертификация, лицо, мнение, прямой умысел, сфера финансов, финансовое законодательство.


Задать вопрос