За время существования российского государства уголовно-процессуальное законодательство неоднократно претерпевало множество изменений. Возникали и возникают новые направления, задачи, тенденции. Но главной задачей и одновременно проблемой в любое историческое время всегда оставалось решение вопроса об эффективности существующей деятельности в рамках уголовного процесса. Ученые-теоретики постоянно стремятся к выработке идей, способствующих совершенствованию уголовно-процессуального законодательства для того, чтобы была создана действенная форма судопроизводства, которая учитывала бы не только имеющийся практический правоприменительный опыт, но и национальные устои и традиции, т. к. Россия — многонациональная страна. Поэтому, в свете безостановочного развития уголовного процесса, первостепенной задачей на сегодняшний день является разработка единой концепции такого его дальнейшего развития. Для этого необходимо изучить историю становления уголовного процесса в России и провести его ретроспективный анализ. Этим я обосновываю актуальность выбранной темы.
Традиционно считается, что свое начало уголовный процесс берет в XI веке с появлением Русской Правды в период феодальной Киевской Руси. Данный сборник законов включал в себя разные отрасли права, в первую очередь гражданское, уголовное и процессуальное. Русская Правда закрепляла и развивала обвинительную форму уголовного процесса, не отличая, впрочем, его от процесса гражданского [1].
Следующим рассмотрим Судебник Ивана Грозного 1550 г. В этот период в России наряду с обвинительной, осуществляемой судом, существовала также розыскная форма процесса. Она использовалась по отношению к лицам, обвиняемым по делам о государственных преступлениях, убийстве, разбое, краже с поличным и др. В этой форме функции защиты, обвинения и разрешения дела сосредотачивались в одних руках следователя-судьи, а доказательства имели заранее установленную силу, т. е. действовала формальная система доказательств.
Соборное уложение 1649 года внесло существенные изменения в уголовный процесс. В основном, оно учитывало интересы дворянства и верхушки посадского населения. Также, Уложение можно назвать первым сборником законов, который описывал бы вопросы судоустройства и судопроизводства. В это время розыскная форма процесса возобладала над обвинительной. Лишь споры, возникающие из гражданского права, могли быть рассмотрены в форме обвинительного процесса.
Во времена правления Петра I процессуальное законодательство сохранило свой курс. Изданный Указ от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» провозгласил, как видно из названия, «…вместо судов и очных ставок по челобитью всяких чинов людей в обидах и в разореньях чинить розыск…» Явным было вытеснение процесса обвинительного характера, а также ужесточение наказаний. Дела разрешались на основании «формальных» доказательств, сила которых определялась в самом законе. Признание своей вины считалось совершенным доказательством и одновременно решающим, для его получения активно применялись пытки. Царь хотел избавить суды от бумажной волокиты и процветающих злоупотреблений, но система не работала. И. Т. Посошков писал, что в России «судная расправа никуда не годная, какие указы его императорского величества не состоятся, все ни во что обращается, но всяк по своему обычаю делает». Поэтому в 1723 году Петр I, понимая всю плачевность ситуации, принимает попытку вернуться к состязательному процессу и издает Указ от 5 ноября 1723 г. «О форме суда», который провозглашал суд единственной формой процесса.
Но в 1725 году Петр I умирает и на престол восходит Екатерина I. С этого времени основная мысль петровских преобразований в сфере отправления правосудия затерялась в политических смутах и правительство постепенно возвращается к прежнему порядку судоустройства и судопроизводства. То есть, в 18 веке в Российской империи складывается такой порядок, который просуществует практически без изменений вплоть до реформ Александра II.
8 июня 1860 год выдающийся император Александр II издает Указ, которым вводит в России институт судебных следователей, тем самым снимая непосильную нагрузку с полиции. 20 ноября 1864 г. в свете судебной реформы утверждаются Судебные уставы, состоящие из четырёх законов:
‒ Учреждение судебных установлений;
‒ Устав уголовного судопроизводства;
‒ Устав гражданского судопроизводства;
‒ Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
«Устав уголовного судопроизводства» представлял собой уголовно-процессуальный кодекс того времени, который определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства [2]. Выделяли 5 основных стадий, которые очень схожи с существующими в настоящее время: предварительное расследование, предание суду (сейчас назначение судебного разбирательства), приготовительные распоряжения к суду (сейчас подготовительная часть судебного разбирательства), рассмотрение дела (само судебное разбирательство) и исполнение приговора (сейчас выделено отдельно в исполнительное производство). Приговоры были окончательные, которые можно было обжаловать только в кассационном порядке, и неокончательные, их можно было обжаловать в апелляционном порядке.
До реформы главенствующей формой судопроизводства была розыскная, процесс был закрытым и тайным, доказательства оценивались по формальной системе. После реформы процесс стал состязательным, гласным, а на смену установленной заранее силе доказательств пришла теорию свободной оценки доказательств.
В 1917 году происходит революция, смена власти и, соответственно, смена всего курса развития уголовного процесса. Декрет «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 года — первый акт, направленный на становление советской системы судопроизводства, он ликвидировал все судебные учреждения России и ввел вместо них местные суда и революционные трибуналы.
Важная роль в это время отводится УПК РСФСР 1923 года — кодифицированному закону, действовавшему до 60-х годов XX столетия. Он перенял большинство положений Устава уголовного судопроизводства 1864 года, но многие из них на практике не реализовывались.
Кодекс утвердил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, установил принцип ведения дела на русском языке и предоставление переводчика, закрепил принцип гласности. Но продолжала существовать презумпция виновности. Что касается оценки доказательств, она была свободной, это было закреплено в ст. 57 УПК 1923 года: «Суд не ограничен никакими формальными доказательствами и от него зависит, по обстоятельствам дела, допустить те или иные доказательства или потребовать их от третьих лиц, для которых такое требование обязательно». Выделилась стадия возбуждения уголовного дела.
С изменением в 90-х годах государственного строя и принятием Конституции 1993 года, пришлось меняться и уголовно-процессуальному законодательству. На первое место вышли человек, его права и свободы. На тот момент продолжал действовать УПК РСФСР от 27 октября 1960 года, и именно в него, начиная с декабря 1991 года, вносились самые радикальные изменения.
Окончательное закрепление получили такие конституционные принципы уголовного процесса как: законность; публичность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; всеобщее равенство перед законом и судом; неприкосновенность личности; уважение чести и достоинства личности; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; охрана прав человека и гражданина; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность; непосредственность и устность судебного разбирательства; свобода оценки доказательств; язык уголовного судопроизводства; право на обжалование процессуальных действий и решений [3].
18 декабря 2001 года был принят УПК РФ, в котором, в первую очередь, изменились задачи уголовного судопроизводства. Вместо быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных появилась защита прав и законных интересов лиц и организаций. Во-вторых, произошло четкое разделение функций защиты, обвинения и разрешения уголовного дела. В-третьих, расширены полномочия суда в ходе досудебного производства. Только суд вправе принимать решения, перечисленные в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, которые предполагают ограничение конституционных прав и свобод человека. В-четвертых, участие защитника является обязательным по всем уголовным делам за исключением тех дел, по которым подозреваемый, обвиняемый отказался от защитника, причем полномочия защитника расширены. В-пятых, введен институт недопустимости доказательств и обозначены правила оценки доказательств. А также, еще множество других дополнений.
Таким образом, исторический опыт показывает, что каждый новый нормативный акт, который принимался либо взамен, либо в дополнение действующему, облачал в себе происходящие изменения в политической жизни, государственном строе и уголовно-процессуальной системе страны. Также, можно судить о том, что развития уголовного процесса происходит постоянно, и нужно использовать опыт прошлых лет для того, чтобы избежать ошибок и добиться желаемого результата.
Литература:
- Уголовный процесс. Учебник для вузов. А. С. Кобликова. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 384 с.
- Чингузов О. М. Судебная реформа 1864 г.: её плюсы и минусы // Царскосельские чтения. 2012. № XVI.
- Божьев В. П. и др. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк. 704 с. 2002