Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 3056 раз

Библиографическое описание:

Бахматова, Е. Е. Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения / Е. Е. Бахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63454/ (дата обращения: 27.10.2024).



Ключевые слова: Свердловская область, рынок труда, теневая экономика, высшее образование, рабочая сила, государственная поддержка.

Одним из ключевых показателей оценки экономики муниципального образования, субъекта государства и страны в целом является ситуация на рынке труда, в том числе занятость населения, признанного трудоспособным, то есть в возрасте от 15 до 72 лет, и имеющего работу. Однако официальную работу в силу тех или иных причин имеют далеко не все граждане, подпадающие под эту категорию.

Цель данной работы — охарактеризовать существующую ситуацию на рынке труда в Свердловской области на 2019 год, выделить проблемы, а также выработать предложения по их решению.

Проблемы рынка труда и регулирования процессов, происходящих на нем, являются актуальными на сегодняшний день. Изменения, которые происходят на рынке труда, касаются в той или иной степени каждого человека. Это влияет на многие аспекты жизни, начиная с выбора будущей профессии еще в школе, заканчивая принятием решения о получении нового высшего образования или прохождения курсов по повышению квалификации. При правильном анализе рынка труда и правильном самое главное — его правильном регулировании можно снизить безработицу, то есть понизить риск не трудоустройства выпускников высших учебных заведений, а также повысить возможность обретения востребованной профессии.

Одним из основных стратегических направлений социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года является улучшение структуры экономики.

Важнейшая роль в социально-экономическом развитии принадлежит развитию трудовых ресурсов.

Для начала охарактеризуем ситуацию на рынке труда в Свердловской области. «По данным Росстата в III квартале 2019 года в Свердловской области было зарегистрировано 86,8 тыс. безработных граждан. Уровень безработицы в регионе составил 4,1 %.

В свою очередь, как занятые экономической деятельностью на Среднем Урале классифицировались 2 млн 24 тыс. человек, что составило 57,4 % от общей численности населения в возрасте от 15 лет и старше, отмечается на сайте Росстата.

Уровень безработицы в Свердловской области оказался ниже как общероссийского показателя (4,4 %), так и средних данных по Уральскому федеральному округу (4,3 %)» [1].

Вопросы, которые касаются рынка труда и реализации мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики, находятся на постоянном контроле Правительства Российской Федерации, а также Губернатора Свердловской области. Укреплению стабильности на областном рынке труда способствуют реализация государственной программы «Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года», специальных программ поддержки занятости отдельных категорий граждан, например, пенсионеров.

Далее перейдем к проблемам, которые существуют на рынке труда. Во-первых — это теневая экономика. Для начала обозначим, что такое теневая экономика. Теневая экономика — это совокупность всех экономических процессов в стране, которые протекают стихийно, в обход законодательству, вне контроля государства. Причинами теневой экономики называют:

− высокий уровень налогов;

− высокий уровень бюрократизации;

− высокий уровень государственного вмешательство, то есть частые проверки различными органами;

− несущественное наказание.

Для того чтобы бороться с данным явлением необходимо, создание экономических условий, которые позволяли бы прибыльно развивать бизнес. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять льготы во время экономического кризиса или при открытии своего дела на определенный период. Далее можно вести налоговые режимы специально для малого бизнеса. И, конечно же, необходимо ужесточать наказание за нарушение трудового и налогового законодательств, это может быть в виде введения уголовной ответственности и продления сроков давности. Также можно транслировать социальную рекламу, показывающую все негативные последствия ведения теневого бизнеса — от социальной незащищенности до эффективности процедур по выявлению нарушений и уголовной наказуемости уклонения от налогов.

Борьба с теневым сектором должна опираться на два основных принципа:

− комплексность мер и одновременность работы по всем направлениям борьбы с уходом в тень;

− сбалансированность стимулирующих и ужесточающих мер.

Следующая проблема — это территориальная несбалансированность трудовых ресурсов. Это значит, что наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях в Свердловской области при переизбытке в других.

Большая часть вакансий сосредоточена в крупных городах области, а рабочая сила в отдаленных населенных пунктах остается невостребованной. То есть в отдельных муниципальных образованиях Свердловской области наблюдается сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в других муниципальных образованиях существует нехватка рабочей силы, особенно высококвалифицированной.

По нашему мнению, для решения данной проблемы необходимо:

− вести учет рабочих мест в различных отраслях экономики;

− определять ресурсы рабочей силы, а также ее возможный прирост или возможное убытие в планируемом периоде;

− для возвращения молодежи в малые города необходимо способствовать созданию новых рабочих мест, привлекать инвесторов для создания предприятий. А для привлечения инвесторов вводить максимальные налоговые льготы.

И последняя проблема, которую мы отмечаем — это достаточно высокий уровень безработицы среди молодежи. В настоящее время существует много различных факторов, которые усложняют поиск работы для молодых людей, которые либо учатся в высшем учебном заведении, либо только что закончили его. Например, слишком высокие требования работодателя по отношению к потенциальному работнику. Довольно часто при устройстве на работу наниматель требует у человека наличия высшего образования и опыт работы, и именно из-за отсутствия опыта и практических навыков у молодых людей невысокая конкурентоспособность по сравнению с людьми, у которых помимо высшего образования есть и опыт работы.

Хочется отметить, что молодежь при поиске работы крайне редко обращаются в центры занятости, чаще всего они ищут работу самостоятельно, прибегая к помощи знакомых и Интернет-ресурсов.

На наш взгляд, данную проблему можно решить следующими способами:

− во-первых, нельзя обойтись без постоянного информирования школьников старших классов о профессиях, которые востребованы на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить образование для данной профессии, об условиях обучения в высших учебных заведениях;

− во-вторых, требуется стимулировать молодежь поступать в высшие учебные заведения на специальности, которые пользуются спросом на рынке труда, например, путем увеличения бюджетных и льготных мест;

− в-третьих, необходимо заниматься развитием сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями и организациями, которые предоставляют студентам возможность пройти практику и с перспективой дальнейшего трудоустройства;

− в-четвертых, следует развивать государственную поддержку малого предпринимательства среди молодежи, например, с помощью предоставления кредитов по более низким процентам, льготы по налогообложению, проводить обучение и консультирование тех, кто желает открыть свое дело, что ведет к повышению интереса молодых людей к созданию собственного бизнеса.

Если государство будет планомерно решать данные проблемы, то есть бороться с территориальной несбалансированностью трудовых ресурсов, с теневой экономикой, помогать усиливать взаимосвязь между институтами и бизнес-структурой и бороться с безработицей среди молодежи, развивать социальное партнерство, то экономическая и социальная ситуация в государстве станет благоприятнее для граждан. Но необходимо отметить, что надо не только бороться с уже имеющейся безработицей, но и заниматься ее профилактикой.

Литература:

  1. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2019 года // Росстат. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/205.htm (дата обращения: 26.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, рынок труда, теневая экономика, высшее образование, рабочая сила, государственная поддержка, III, опыт работы, социально-экономическое развитие, территориальная несбалансированность.


Похожие статьи

Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской области

Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда

В данной статье приводится анализ рынка труда и проводимой миграционной политики Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Анализ программы по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа

Анализ занятости молодежи на российском рынке труда

Специфика молодежного рынка труда Приморского края

В статье на основе статистических данных анализируется молодежный рынок труда и безработица молодежи в Приморском крае. Приводится рейтинг востребованности профессий в регионе, и рассматриваются мотивы выбора профессии будущими специалистами.

Анализ и современные тенденции развития инвестиционной деятельности в Ярославской области

Проблемы рынка труда и его регулирования (на примере города Серпухова)

Состояние рынка стоматологических услуг в Курске

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе

В статье приводится анализ рынка труда в Российской Федерации 2013 года. Отмечено неизбежное возрастание ценности профессиональной подготовки работника. Определена необходимость рациональной организации профессионального образования молодежи, согласо...

Похожие статьи

Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской области

Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда

В данной статье приводится анализ рынка труда и проводимой миграционной политики Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Анализ программы по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа

Анализ занятости молодежи на российском рынке труда

Специфика молодежного рынка труда Приморского края

В статье на основе статистических данных анализируется молодежный рынок труда и безработица молодежи в Приморском крае. Приводится рейтинг востребованности профессий в регионе, и рассматриваются мотивы выбора профессии будущими специалистами.

Анализ и современные тенденции развития инвестиционной деятельности в Ярославской области

Проблемы рынка труда и его регулирования (на примере города Серпухова)

Состояние рынка стоматологических услуг в Курске

В статье представлены результаты анализа динамики основных показателей рынка стоматологических услуг, тенденции изменения уровня конкуренции на рынке стоматологических услуг.

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе

В статье приводится анализ рынка труда в Российской Федерации 2013 года. Отмечено неизбежное возрастание ценности профессиональной подготовки работника. Определена необходимость рациональной организации профессионального образования молодежи, согласо...

Задать вопрос