Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Старшова, Д. И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ / Д. И. Старшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63374/ (дата обращения: 27.05.2020).



В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Программой предусмотрена коррекция тревожных состояний с ОНР посредством применения методов песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Ключевые слова: тревожность, коррекционно-развивающая работа, песочная терапия, игротерапия, изотерапия.

За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством [3, с. 137]. Актуальной становится проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей, в том числе и у детей с ОВЗ.

Как правило, дети с ОВЗ, более, чем их сверстники без отклонения в развитии, подвержены различным тревожным состояниям, которые, в первую очередь обусловлены тяжестью дефекта. Тревожность как эмоциональное нарушение детей с ОВЗ оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка, на процесс его общения как со сверстниками, так и взрослыми, на реализацию ребенком своих потребностей и интересов. В этой связи педагогу-психологу необходимо организовать специальную коррекционную работу по снижению тревожности у детей с ОВЗ. Одним из инструментов коррекции выступают методы песочной и игровой терапии.

В школе обучаются дети с общим недоразвитием речи. Все они, как показало, проведенное диагностическое исследование, имеют высокий и повышенный уровень тревожности. Результаты диагностической работы послужили основой для разработки специальной коррекционно-развивающей программы «Волшебный мир».

Цель программы — коррекция тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Структурно программа разделена на три блока, представленных следующим образом:

  1. Блок 1 — Песочная терапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 12 тематических занятий («Наше настроение», «Путешествие в пустыне», «Подари улыбку» и т. д.).
  2. Блок — Игротерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Наше настроение», «Ладошечки»и т. д.).
  3. Блок — Изотерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Портрет моей семьи», «Рисуем радугу» и т. д.).

Коррекционные занятия, проводимые с детьми, были построены следующим образом:

  1. Вводная часть. На данном этапе занятия основной целью педагога-психолога было настроить детей на предстоящую творческую деятельность. С этой целью применялись такие методики, как «Круг радости», «Улыбнемся друг другу», «Передай улыбку» и т. д.
  2. Основная часть. На данном этапе, в зависимости, от используемой коррекционно-развивающей технологии (песочная терапия, игротерапия, изотерапия), педагог-психолог предлагал детям творческие виды деятельности по определенной теме. Творческая работа не имела строгих канонов и предполагала свободное выражение ребенком своего «Я».

Все занятия согласно содержанию программы проводились под спокойную специально подобранную музыку. В процессе занятий фиксировалась эмоциональная реакция детей как на творческие виды деятельности, так и на музыку. Если мы замечали, что детям не нравится что-либо, мы меняли музыку или немного варьировали содержание деятельности. Это позволяло ощутить детям не только творческую свободу, но и осознать, что у них могут быть свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться. Чем больше росла в детях уверенность в собственной значимости, тем менее мы замечали проявлений тревожных ситуаций в поведении детей.

  1. Заключительная часть. На данном этапе мы выясняли мнение детей о проведенном занятии. Детям предлагалось либо нарисовать свои эмоции, любо просто выбрать определенного цвета флажок. Перед началом реализации занятий мы вместе с детьми условились, какой цвет флажка будет характеризовать то или иное настроение, поэтому данный этап у нас не вызывал никаких затруднений.

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Игротерапия базируется на применении с детьми комплекса игр, преимущественно подвижных, так как они подразумевают наибольшее взаимодействие детей другу с другом.

Основу занятий по изотерапии составляла творческая деятельность школьников, в ходе которой они могли изобразить как свое настроение, так и определенный тематический сюжет.

На занятиях дети чувствовали себя свободно и раскрепощено, этому способствовало специально созданная предметно-развивающая среда. Так, коррекционную работу с помощью методов песочной терапии мы проводили в специально-оборудованной комнате. Комната была условно разбита на несколько зон. Центральной зоной была искусственно созданная песочница. Положительную эмоциональную реакцию у детей вызывало то, что они удивлялись, что песок тоже может быть разноцветным. В комнате был предусмотрен уголок уединения. Если некоторым из детей хотелось создать шедевр в секрете от других, он мог свободно это сделать.

Занятия посредством применения методов игротерапии мы проводили в физкультурном зале. В основном это были подвижные игры, которые наиболее интересы для данной возрастной категории детей. На некоторые из занятий мы приглашали родителей и устраивали своеобразные соревнования. Такие занятия особенно нравились детям, как правило, им не хотелось завершать работу, они требовали продолжения.

Занятия посредством использования методов изотерапии проводились в кабинете педагога-психолога. Для занятий была специально оборудована творческая зона. У детей была свобода выбора как тем для рисования, так инструментов для рисования: ребенок мог самостоятельно выбрать рисовать ему карандашами, мелками или красками, рисовать на бумаге или доске и т. д.

После апробации программы была проведена контрольная диагностика с детьми возраста с ОНР, результаты которой показали, что у детей данной группы значительно снизилась тревожность. Дети стали более свободно чувствовать себя в ситуации взаимодействия со сверстниками, они уже не боялись высказывать свое мнение, понимая, что оно тоже имеет для окружающих особое значение. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволил тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научились: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение.

Таким образом, апробация программы «Волшебный мир» показала, что эмоциональное состояние детей с ОНР, можно гармонизировать средствами песочной терапии, игротерапии и изотерапии.

Литература:

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. — 2015. — № 2. — С. 63–69.

2. Гавло, А. С. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии / А. С. Гавло. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. университет, 2017. — 136 с.

3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 137–149.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, общее недоразвитие речи, занятие, снижение тревожности, апробация программы, коррекционно-развивающая работа, занятие посредством, блок, творческий вид деятельности.


Похожие статьи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Комарова М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи перспективными методами воздействия...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми , имеющими общее недоразвитие речи .

Песочнаятерапия, развитиемелкоймоторики рук с детьми... В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе « Песочная...

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе... ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук...

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Коррекционно-развивающие занятия с песком направлены на развитие всех познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета

Тогда как на занятиях по формированию произносительной стороны речи с использованием песочных технологий акцент ставится на...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы: − во-первых, существенно усиливают желание ребенка

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия...

Специфика использования песочной терапии на логопедических...

работа над формированием фразовой речи. Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей, начиная с

Логопед проводит занятия по песочной терапии в уютной и дружественной обстановке.

Песочнаятерапия в коррекционно-развивающей работе...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов...

Похожие статьи

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Комарова М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи перспективными методами воздействия...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми , имеющими общее недоразвитие речи .

Песочнаятерапия, развитиемелкоймоторики рук с детьми... В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе « Песочная...

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе... ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук...

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Коррекционно-развивающие занятия с песком направлены на развитие всех познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета

Тогда как на занятиях по формированию произносительной стороны речи с использованием песочных технологий акцент ставится на...

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы: − во-первых, существенно усиливают желание ребенка

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия...

Специфика использования песочной терапии на логопедических...

работа над формированием фразовой речи. Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей, начиная с

Логопед проводит занятия по песочной терапии в уютной и дружественной обстановке.

Песочнаятерапия в коррекционно-развивающей работе...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов...

Задать вопрос