Организация внутреннего контроля на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 1350 раз

Библиографическое описание:

Ковальчук, М. В. Организация внутреннего контроля на предприятии / М. В. Ковальчук, А. В. Коновалов, А. М. Пенкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63339/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрена организация системы внутреннего контроля на предприятии, которая применяется в ведущих мировых и российских компаниях, соответствует международным требованиям и раскрывает методы построения эффективного внутреннего контроля на предприятии, с целью повышения устойчивости организации и снижение рисков, полномочия и ответственность руководителей и подразделений, участвующих во внутреннем контроле, основные процедуры внутреннего контроля по бизнес-процессам.

Система внутреннего контроля является системой финансового и прочего контроля, организованная руководящим составом предприятия с целью осуществления эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики предприятия, сохранения активов, полноты и точности документов.

Система внутреннего контроля в организации распространяется на все возникающие бизнес-процессы, начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности.

На любой стадии процесса управления могут возникнуть отклонения фактического состояния от планируемого. Для своевременного информирования руководства предприятия о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.

Внутренний контроль организации — это осуществление подразделениями организации действий, направленных на: определение фактического состояния организации, сравнение фактических данных с планируемыми, оценка отклонений и степени их влияния на элементы функционирования предприятия, выявление причин отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных управленческих решений.

Согласно системе COSO внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим органом организации, определяющим его политику, руководством предприятия и всеми другими подразделениями организации, обеспечивающий достижение предприятием следующих целей: контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства предприятием.

Отличие и особенности компонентов указанных систем изложены в приложении G Концепции COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.).

Система внутреннего контроля охватывает все направления деятельности организации, контрольные процедуры должны выполняться постоянно во всех процессах (направлениях деятельности) предприятия на всех уровнях управления.

Цели системы внутреннего контроля

Целью системы внутреннего контроля в организации является обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед ней следующих целей:

– операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности предприятия, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

– цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры;

– цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия.

Поскольку цели системы внутреннего контроля, закрепленные в системе внутреннего контроля, с целями внутреннего контроля, определенными Концепцией COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.), идентичны:

Цели системы внутреннего контроля (СВК)

Цели внутреннего контроля (ВК)

(Концепция COSO)

Операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности организации, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

Операционные цели

Цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов предприятия, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры.

Цели комплаенс (соответствия требованиям)

Цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия

Цели в области подготовки отчетности

В последнее время в России на предприятии в основном используется система контроля состояния — внешний или внутренний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации. На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности. Также на предприятиях может использоваться аудит систем менеджмента качества. Система менеджмента качества или же СМК- одна из главных частей системы управления компанией с ее помощью, можно обеспечить не только контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, но и минимизация затрат на производство продукции и оказания услуг. Как не странно СМК не регламентируется ни федеральным ни международным законодательством. В связи с этим отсутствуют обязательные норм, проведения аудита. Поэтому добровольное желания предприятия проводить сертификацию систем качества или нет.

В заключение, можно сказать, что предприятие само решает, как именно проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности. Можно привлекать силы со стороны либо самим вводить систему внутренней проверки, дабы избежать ошибок. Усложнение хозяйственных процессов требует особенно тщательного проведения аудита системы внутреннего контроля. Необходимо понимать, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но только лишь с определенной степенью подтвердить, что цели для которых была создана система были достигнуты.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете»;
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции»;
  4. Кодекс корпоративного управления, рекомендованный письмом Банка России от 10.04.2014 № 06–52/2463 «О Кодексе корпоративного управления»;
  5. постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
  6. рекомендации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (письмо Минфина России от 26.12.2013 N 07–04–15/57289);
  7. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (приказ Госстандарта от 21.12.2010 № 883-ст);
  8. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 31010:2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 № 680-ст);
  9. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
  10. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования»;
  11. Концепция COSO «Руководство по мониторингу системы внутреннего контроля» (2009 г.);
  12. Концепция COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.);
  13. Концепция COSO «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» (2004 г.);
  14. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита);
  15. Практическое руководство по самоконтролю (Control Self-Assessment) Института внутренних аудиторов (2000 г.).
  16. Зобнева Е. В. Организация системы внутреннего контроля на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — № 16. — С. 176–178. — URL https://moluch.ru/archive/254/58304/ (дата обращения: 26.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, COSO, система, область подготовки отчетности, предприятие, внутренний аудит, внутренняя политика, ключевой показатель эффективности, нефинансовая отчетность, операционная деятельность.


Задать вопрос