Исследование тенденций изменения потребительских предпочтений и способность рынка реагировать на подобные изменения — важнейшие показатели функционирования и развития рыночных отношений. Данная статья посвящена анализу рынка кофеен г. Москвы и расчету основных статистических показателей. Проведение маркетингового исследования позволяет собрать необходимые данные по потребительским предпочтениям, поведению рынка. В условиях постоянных изменения необходимо отслеживать изменение рыночной ситуации, опираясь на математические и статистические показатели.
Ключевые слова: рынок, статистика рынка, маркетинговое исследование, показатели структуры, кофейни.
Развитая экономика любой страны является главным фактором благополучия населения. Статистика рынка помогает оценивать общее состояние и динамику развития. Собирая необходимые данные можно делать прогнозы на будущее в различных сферах. Поговорим об одном из направлений, а именно о статистике рынка рынке товаров и услуг, где изучается спрос и предложения, сезонность, структура и динамика цен, а также эффективность работы компании. Изучать данное направление рынка помогает процедура маркетингового исследования.
В настоящее время большинство компаний заинтересовано в проведении маркетинговых исследований, с целью выявления и предотвращения возможных проблем на ранней стадии, минимизировав тем самым все возможные потери компании. Маркетинговые исследования необходимо уметь проводить правильно, грамотно, с наибольшей точностью, минимальной вероятностью ошибок каждому маркетологу. Маркетинговые исследования применяют в организации с различным родом деятельности. Рассмотрим процедуру маркетингового исследования в сфере кофейного бизнеса, так как кофейни достаточно популярны сейчас среди различных слоев населения, особенно среди молодежи и, в частности, среди студенческой аудитории. Для этого применим такие методы исследования как методы сравнительного, системного и факторного анализа.
Традиционно процесс (процедура) маркетингового исследования проходит через следующие этапы: идентификация проблемы и целей исследования; разработка плана (концепции) исследования; сбор информации (вторичной и первичной); анализ и обработка полученной информации; интерпретация полученной информации; подготовка отчёта, презентация.
Также, необходимо учитывать, что каждый этап исследования крайне важен, не продумав один из них, нельзя переходить к следующему.
На начальном этапе необходимо оценить потребность в проведении исследований и сформулировать исходную проблему. Однако надо помнить, что определить проблему не так просто.
Как правило, определение проблемы начинается с аудита маркетинговой проблемы, который, как и любой аудит, представляет собой всесторонний анализ маркетинговой проблемы для познания её сущности.
В случае, если руководство компании знает о существующей проблеме, то далее необходимо чётко сформулировать её, а также цели исследования.
Если же проблема не идентифицирована, то необходимо её определить, всесторонне исследовать для выявления её причины и сущности. Аудит маркетинговой проблемы включает в себя: обсуждения с лицами, принимающими решения, интервью с экспертами, анализ вторичных данных и, возможно, качественные исследования. В ходе осуществления этих задач происходит также анализ факторов внешней среды, которые имеют существенное отношение к проблеме.
Важно проводить аудит маркетинговой проблемы, потому что высшее руководство в большинстве случаев имеет только поверхностное представление о проблеме и ориентируется только на симптомы, например на сокращающуюся долю рынка или отток покупателей к конкурентам, а не на её решение.
Таким образом, становится понятно, что существует два вида проблем в маркетинге: управленческая и исследовательская, а цели формируются в зависимости от проблемы, должны отражать именно ту информацию, которую нам необходимо получить для решения конкретной проблемы.
Следующим после уточнения проблемы и целей этапом исследования является выяснение того, каким образом задача может быть решена. На этой стадии должен быть разработан детальный план дальнейших действий, на основе которого и будет проводиться исследование.Разработка плана исследования состоит из следующих этапов: выбор источников информации, выбор методов исследования, выбор способов связи с респондентами, выбор инструментов исследования, разработка плана составления выборки.
Итак, рассмотрим, что нам показало проведенное маркетинговое исследование популярности кофеен в Москве среди студентов.
Следует отметить, что развитие рынка в последние 10 лет шло неравномерно. Кофейни постепенно становились важной частью жизни россиян. Посещаемость кофеен с каждым годом росла высокими темпами. Однако, финансовый кризисы оказали существенное негативное влияние на рынок общественного питания как во всем мире, так и в России. Не смотря на кризисную ситуацию, когда доходы населения падали, а цены на товары и услуги росли, при выборе заведения для посетителей кофеен и кафе-кондитерских наиболее важными характеристиками являются качество и вкусовые характеристики предлагаемых напитков и блюд, чистота и удобство заведений, высокий уровень сервиса, а затем уже — доступные цены. Большую часть посетителей кофеин составляют молодые люди. Согласно результатам исследований, основные посетители кофеен в вечернее время — студенты и работающие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет.
Проблема данного исследования — отношение московских студентов к представленным на рынке Москвы сетевым кофейням и их оценки. Цели исследования: определить место кофеен на рынке; определить процент посещаемости их студентами в зависимости от гендерного признака; узнать регулярность посещения кофеен, выявить наиболее популярную сеть среди московских студентов; определить каким критерием руководствуются при выборе кофейни; с какой целью ее посещают; узнать их мнение о том, какая сеть наиболее продвинута с точки зрения привлечения и удержания клиентов; какой маркетинговый инструмент привлекает их больше всего; определить на сколько их удовлетворяют кофейни по ряду основных показателей; узнать о пожеланиях и предпочтениях.
На сегодняшний день, по данным РБК.research, в России действуют более 80 сетей кофеен и кафе-кондитерских. По оценке экспертов, регулярно кофейни и кафе-кондитерские посещают 60 % россиян.
Кофейни занимают важное место в московской системе ресторанного бизнеса, на их долю приходится 46,1 % от всех ресторанов на территории Москвы.
Исходя из проведённых ранее исследований видно, что доля студентов среди общего количества посетителей кофеен достаточно велика, большую часть составляют представители женского пола — 68 %.
Таблица 1
Расчёт относительных показателей структуры при определении регулярности посещения кофеен студентами Москвы
Регулярность посещения кофеен |
Кол- во человек |
Общий объём выборки, шт. |
Относительный показатель структуры (ОПС)- доля |
ОПС в% |
Каждый день |
5 |
100 |
0,05 |
5 |
Раз в неделю |
9 |
100 |
0,09 |
9 |
Несколько раз в неделю |
25 |
100 |
0,25 |
25 |
Несколько раз в месяц |
30 |
100 |
0,30 |
30 |
Реже |
31 |
100 |
0,31 |
31 |
Наиболее популярной кофейней среди студентов в настоящее время является Starbucks, на втором месте — Шоколадница, на третьем- Cofix.
Как оказалось, для студентов фактически в равной степени важны качество товаров и цена, а качество обслуживания практически не имеет значения.
Таблица 2
Расчёт относительных показателей структуры при определении влияния различных критериев на выбор кофеен студентами Москвы
Критерий |
Кол-во человек, шт. |
Общий объём выборки, шт. |
Относительный показатель структуры (ОПС)— доля |
ОПС в% |
Цена |
41 |
100 |
0,41 |
41 |
Ассортимент |
15 |
100 |
0,15 |
15 |
Качество товаров |
42 |
100 |
0,42 |
42 |
Качество обслуживания |
2 |
100 |
0,02 |
2 |
Также, в ходе исследования я выяснила, что большинство студентов (53 человека) посещают кофейни исключительно с целью выпить кофе, на втором месте те, кто относятся к кофейням как к месту встречи с друзьями (29 человек).
Лидирующую позицию по оценке студентами маркетинговой политики среди кофеен занимает Starbucks. При этом, в качестве наиболее привлекательного маркетингового инструмента 48 % респондентов выбрали специальную скидку для студентов, которая не предоставляется в настоящее время ни в Starbucks. Этот факт говорит о том, что маркетологам стоит задуматься о введение нового маркетингового инструмента.
Также, в ходе исследования выяснилось, что многие респонденты хотели бы видеть в кофейнях уютный интерьер, больше новых вкусов напитков, в том числе чайные напитки, ланчи, больше вегетарианских блюд, а также мастер-классы по приготовлению напитков, кофе.
Проанализировав проведённое исследование, можно сделать выводы, что кофейни на самом деле достаточно популярны среди московских студентов, большинство посещает их регулярно с целью выпить кофе.
Наиболее важными критериями при выборе кофейни студенты считают качество продукции и цены.
Важно отметить, что многих привлекают и интересуют различного рода скидки, акции, бонусы и карты лояльности, но при этом большинство отдают предпочтение специальным скидкам студентов, которые еще не представлены в данных сетях, а это значит, что маркетологам есть над чем работать, чтобы кофейный бизнес в Москве был успешным.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
- Постановление Правительства Москвы № 102-ПП от 6 марта 2015 года о размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
- Коротков А. В. К вопросу о содержательной координации понятий «статистическое наблюдение» и «маркетинговое наблюдение» // Вопросы статистики, № 7/2016, с. 57–63. — 0,9 п.л.
- Минашкин В. Г., Шмойлова Р. А., Садовникова Н. А.. Моисейкина Л.Г, Рыбакова Е. С.. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008.
- Скоробогатых И. И., Ефимовой Д. М. — Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: уч./ под общ. Ред. И. И. Скоробогатых, Д. М. Ефимовой. — Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017.
- Исследование рынка кофеен Москвы в 2017 году (Электронный ресурс) https://business-planner.ru/articles/analitika/issledovanie-rynka-kofeen-moskvy-v-2017-godu.html
- Обзор российского рынка кофеен (Электронный ресурс) http://www.marketcenter.ru/content/document_r_3a1317e4–8b4d-4acc-899e-02a12c86dec7