Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.10.2019

Статья просмотрена: 1127 раз

Библиографическое описание:

Гущина, М. А. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС / М. А. Гущина, Л. Л. Окунева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63164/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, духовно-нравственные перспективы, духовность и нравственность школьников.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В Стандарте определен «портрет» выпускника школы:

– любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

На современное образование возложена ответственная задача — воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. В соответствии с ФГОС в школе приоритетным стало духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которому уделяется большое внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Перед началом учебного года учитель продумывает систему выбора дела по душе. В начале учебного года выявляет предпочтения обучающихся путём проведения анкетирования детей и их родителей. Всё это даёт возможность развивать способности обучающихся в самых разных направлениях. Учитель определяет цель и задачи по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Цель: Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

Задачи:

– Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

– Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

– Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т. е. в каждом классе дети знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание духовно-нравственных понятий и представлений.

На уроках чтения педагоги воспитывают ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждают в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; воспитывают в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован и подбор текстов в учебнике. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача педагогов привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай?

Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.

Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, Прохоровского района, Белгородчины, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности.

Сегодня в школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений, среди которых и духовно-нравственное направление.

На занятиях формируются и приобретаются навыки нравственных ценностей, доброты, милосердия, сострадания. Занятия включают в себя не только литературное, но также изобразительное и прикладное творчество, и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на занятиях самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, лепка, рисование. Применяется также проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Учитель должен представлять, какие нравственные понятия сформированы семьёй. Семья — это особый коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей. Поэтому необходимо их привлекать к участию во всех организуемых школой мероприятиях — это и встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, Мужества, акции «Добрые дела». Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей.

Литература:

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — с.45–57.
  2. Бразговка Л. П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л. П. // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — с. 35–40.
  3. Иванова А. П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А. П. Иванова // Начальная школа. — 2008. — N 7. — c.26–30.
  4. Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, классный коллектив, духовно-нравственное воспитание детей, духовно-нравственное просвещение, нравственность школьников, ребенок, урок, формирование духовности, школа.


Ключевые слова

духовно-нравственное просвещение, духовно-нравственные перспективы, духовность и нравственность школьников

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

Они становятся уроками духовности и нравственности.

Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воcпитании детей выступает важнейшей проблемой вcего общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной

На сегодняшний день в нашей начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование.

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном

В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно...

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной системы образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества. Личные ценности, в первую очередь, формируются в семье.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в деятельности классного руководителя. Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня. Изменяется и подход в работе...

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой...

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

Гуманистические идеи духовно-нравственного воспитания ссылаются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, потому что воспитание есть доверие души, ее открытость доброму и светлому образу окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым...

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

Они становятся уроками духовности и нравственности.

Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воcпитании детей выступает важнейшей проблемой вcего общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной

На сегодняшний день в нашей начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование.

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном

В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно...

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной системы образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества. Личные ценности, в первую очередь, формируются в семье.

Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание...

Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в деятельности классного руководителя. Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня. Изменяется и подход в работе...

Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой...

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

Гуманистические идеи духовно-нравственного воспитания ссылаются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, потому что воспитание есть доверие души, ее открытость доброму и светлому образу окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым...

Задать вопрос