Автор: Булкина Лариса Сергеевна

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Булкина Л. С. Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 4-5.



Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в деятельности классного руководителя. Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня. Изменяется и подход в работе классного руководителя, он приобретает некоторые особенности. Воспитательная работа должна строиться на основе личностно-ориентированного подхода.

Если рассмотреть с теоритической точки зрения, то педагогика говорит о том, что классный руководитель развивает:

1) духовно‑нравственные знания;

2) духовно‑нравственные отношения, оценки;

3) духовно‑нравственные переживания;

4) духовно‑нравственно‑волевые устремления;

5) духовно‑ нравственный выбор целей и средств;

6) совершение духовно‑ нравственных поступков;

7) проектирование у самого себя духовно‑нравственных черт личности.

В интеллектуальной сфере классный руководитель формирует объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения.

В ценностносмысловой сфереориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок.

В мотивационной сфере-отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям. Развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере формируется характер нравственных переживаний: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд.

В волевой сфере формируется нравственно волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции формируется совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.

В предметнопрактической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, гуманное отношение к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. [1]

С точки зрения практики наших классных руководителей, система работы, выстроенная нами, позволяет достигать целей, сформулированных мною выше.

В практике работы наших классных руководителей реализуется программа мероприятий, выстроенная по стратегическим линиям:

Первая: система мероприятий, посвященных «красным» дням календаря, связанным с историческими событиями истории нашей страны. В День героя Отечества учащиеся подготовили из листов «письма — треугольники» и вышли с ними на улицу, с целью раздать прохожим, чтобы вспомнили об этой знаменательно дате. В нашей школе проходили встречи с ветеранами ВОВ, учащиеся проводили экскурсии по музею Волховского фронта, конференции, посвященные памятным датам. В рамках общегородской акции «Помним! Скорбим! Гордимся!» учащиеся с 5 по 11 класс посетили памятные места в Калининском районе. Старшеклассники принимали участие в митинге на Богословском кладбище, посвященном трагической дате — началу блокады Ленинграда.

Вторая: система мероприятий, посвященных традиционным внутри школьным или внутри классным событиям различного характера.

В школе проходят Линейки, посвященные памятным датам. В этом году состоялся квест «Край, в котором мы живем». Ребята выполняли задания, связанные с историей Санкт-Петербурга, географией, литературой. В шестых классах прошел конкурс «Толерантия». Ребята представили свои работы на тему толерантности и соревновались на знание истории жизни и поступков известных людей, которые своими поступками, своим стилем жизни являются примерами толерантных личностей.

Третья: мероприятия на основе новых событий истории или в жизни детского коллектива.

Учащиеся 2 «Б» выпустили номер газеты «Блокадный Ленинград»: подготовили к выпуску статью, и защитили её на заседании редакционного совета. Учащиеся 6 «Г» класса представляли свои проекты «Мой 5 класс», где отразили самые значимые события прошлого года. Учащиеся 10 «А» класса подготовили мероприятие для своих одноклассников, где изучили вопросы современной этики.

Проанализировав работу школы и классных руководителей, можно сказать о том, что педагоги используют все предоставленные условия, для реализации воспитательного процесса.

Если говорить о методике проведения мероприятий, то следует отметить следующие формы работы: индивидуальные и групповые (наиболее часто используемой формой работы с детьми является классный час).

Классный час— час духовного общения.

Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие. Ориентирующая функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения. [1]

В нашей школе каждый год разрабатываются темы классных часов, которые помогают достижению целей духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Например, в этом году были определены следующие классные часы: «Мой город Санкт-Петербург», «Символы моей Родины», «День прорыва блокады Ленинграда», «День снятия блокады Ленинграда», «Права и обязанности в моей семье», «Добро и зло. Причины наших поступков»

Конечно, на сегодняшний день дети получают информацию не только в школе, потому классный руководитель должен учитывать ситуации, происходящие в стране, в городе, в районе и в классном коллективе. Эти ситуации могут стать материалом для обсуждения на классном часу. То есть, сегодня классный руководитель нашей школы системно развивает духовно-нравственное воспитание.

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того, что значит быть нравственным). Наличие у учащихся этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности. [1]

Исходя из сказанного сегодня, можно сделать вывод, что опыт работы в рамках духовно-нравственного воспитания в нашей школе имеется, и классный руководитель подходит к развитию ребенка системно. [1]

Литература:

  1. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Сyberleninka.ru. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassnyy-rukovoditel-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 04.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, воспитание школьников, духовно-нравственное воспитание школьников, классных руководителей, Классный руководитель, классный руководитель должен, памятным датам, классного руководителя, реализации нравственных поступков, отстаивании нравственных идеалов, патриотическое воспитание школьников, характер нравственных переживаний, блокады Ленинграда», точки зрения, система мероприятий, классный час, героя Отечества учащиеся, Классный час— час, началу блокады Ленинграда, Развитие мотивационной сферы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос