Данная статья посвящена одному из этапов разработанного алгоритма ранжирования бизнес-процессов, на котором реализуется оценка трудностей, связанных с проведением реинжиниринга.
На сегодняшний день реинжиниринг является мощнейшим инструментом для организации бизнеса и от его эффективного проведения зависит будущее существование компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
В то же время, проведение реинжиниринга – это очень обширный и дорогостоящий процесс, и поэтому важным моментом является определение его последовательности проведения. Что это значит «определить последовательность проведения»? Это значит, что нам необходимо в первую очередь выявить ключевые бизнес-процессы при помощи привлечения эксперта, реинжиниринг которых мы и будем проводить, оценить их важность и проранжировать, ведь мы не можем одновременно перепроектировать все бизнес-процессы сразу, в чем и состоит суть представленного алгоритма.
Алгоритм ранжирования состоит из следующих этапов:
Определение требований потребителей.
Для того чтобы упорядочить бизнес-процессы для проведения их реинжиниринга, первое, что необходимо сделать – это исследовать рынок. Это значит, что сначала необходимо выявить основные требования потребителей, как внешних (конкретные клиенты), так и внутренних, предъявляемые к продукции (услугам) данного предприятия (фирмы) и оценить важность их удовлетворения. Один из методов исследования рынка – метод анкетирования.
На первом шаге определяем требования внешних, то есть конечных потребителей. Результатом является множество AT' = {АТ1, АТ2, …, АТN}, где N – количество выявленных требований.
На втором шаге определяем требования внутренних потребителей (собственников процесса). Результатом является множество BT' = {ВТ1, ВТ2, …, ВТM}, где M – количество выявленных требований.
На третьем шаге при помощи операции пересечения множеств определяем общие требования для AT и ВТ.
В результате получим 3 множества требований:
АТ'' = AT' – T = {АТ3, АТ5,…, ATN} – внешние потребители
BT'' = BT' – T = { BT1, BT4, …, BTM} – внутренние потребители
T'' = {АТ'1 = BT'3 = T1, AT'2 = BT'2 = T2, …, AT'N = BT'M = TK} – общие требования внешних и внутренних потребителей.
Упорядочивание выявленных требований.
Данный этап реализуется при помощи проведения бенчмаркинга - процесса определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Сопоставляя степень удовлетворенности выявленных требований аналогичными компаниями и исследуемой, мы можем упорядочить требования в соответствии с местом, которое занимает наша компания по сравнению с другими. В результате получим 3 упорядоченных множества: Т, АТ и ВТ.
Определение бизнес-процессов
Формирование списка ключевых бизнес-процессов (БП), отвечающих за удовлетворение сформированных на предыдущем этапе требований, ответственный за это - эксперт. Именно от его опыта зависит корректное определение ключевых БП, которые впоследствии будут упорядочены. Соответственно для 3-х групп требований должны быть выявлены 3 группы ключевых бизнес-процессов:
БПТ = {БПТ1, БПТ2,…}, БПАТ = {БПАТ3, БПАТ5, …, БПАТN},
БПВТ = {БПВТ1, БПВТ4, …, БПВТN}.
Ранжирование бизнес-процессов. Оцениваем БП по 4-ем критериям:
Оценка важности групп выявленных требований потребителей.
Оценка организационных трудностей реинжиниринга (ОТ).
Оценка затрат: на реализацию БП (З1) и на реинжиниринг (З2).
Оценка доходности БП – текущей (Dтек) и будущей (Dбуд).
На основании данного алгоритма можно сформулировать Функционал качества бизнес-процесса, анализируя который и будет проходить ранжирование бизнес-процессов для проведения реинжиниринга.
Fкачества = {T, AT, BT, OT, З1, З2, Dтек, Dбуд}
Рассмотрим подробно этап «Оценка организационных трудностей реинжиниринга».
Представим данный критерий с помощью понятия лингвистической переменной.
Лингвистической переменной называется кортеж <β, T, X, G, М>, где β — наименование лингвистической переменной, Т — множество ее значений (или термов), представляющих собой наименования нечетких переменных (множеств), областью определения каждой из которых является множество Х, G — синтаксическая процедура (в частности, формальная грамматика), описывающая процесс образования новых, осмысленных для данной задачи управления значений лингвистической переменной, исходя из её терм-множества, М — семантической процедурой, позволяющей превратить каждое новое значение лингвистической переменной, образуемое процедурой G, в нечеткую переменную, т. е. приписать ему некоторую семантику, путем формирования соответствующего нечеткого множества.
Как уже было сказано, значения термов Т являются нечеткими множествами.
Нечетким
множеством А
называется совокупность пар
,
где x
– элемент универсального множества U;
- функция
принадлежности, ее значение - степень принадлежности элемента x
нечеткому множеству A,
она может принимать любые значения на отрезке [0,1]; U
—
так называемое универсальное множество, из элементов которого
образованы все остальные множества, рассматриваемые в данном классе
задач.
Пусть, например, U = {a,b,c,d,e}, A = {<a, 0>, <b, 0.1>, <c, 0.5>, <d, 0.9>, <e,1>}.
Будем говорить, что элемент a не принадлежит множеству A, элемент b принадлежит ему в малой степени, элемент c более или менее принадлежит, элемент d принадлежит в значительной степени, e является элементом множества.
В нашем случае β (наименование лингвистической переменной) = «организационная трудность».
Множество Т определено и конечно, количество его элементов равно количеству выявленных организационных трудностей и равно 4. Т = {проблема кадров, проблема времени, проблема техники, проблема технологии}, обозначим соответственно Т = {ОТ1, ОТ2, ОТ3, ОТ4}.
ОТ1 – проблема кадров – для проведения реинжиниринга необходим более квалифицированный персонал, необходимо дополнительное обучение сотрудников.
ОТ2 – проблема времени – для проведения реинжиниринга необходимо большое количество времени, или же реинжиниринг возможен в определенное время года и т.д..
ОТ3 – проблема техники – для проведения реинжиниринга необходимо новое дорогостоящее оборудование, и, соответственно персонал, умеющий с ним работать.
ОТ4 – проблема технологии – для проведения реинжиниринга необходимо применение другой технологии, или же разработка инновационной.
Множество Х также является определенным и конечным – это список выявленных ключевых бизнес-процессов. Х = { БПТ1, БПТ2,…, БПАТ3, БПАТ5, …, БПАТN, БПВТ1, БПВТ4, …, БПВТN}.
Например,
ОТ1
= {< БПТ1,0>,
< БПТ2,0.2>,
…< БПАТ5,0.9>
}
ОТ2 = {< БПТ1,0,1>, < БПАТ3,0.15>…< БПВТN,1> }
…
ОТ4 = {< БПТ1,0.2>, < БПАТ3,0.3> < БПВТN,0.7> }
Построение функции принадлежности.
В
данном алгоритме ранжирования бизнес-процессов, учитывая количество
экспертов (один) целесообразно применить метод построения ф. п.
(х)
на основе количественного парного сравнения степеней принадлежности
экспертом. Результатом опроса эксперта является матрица М = | mij
| i,
j=
размерностью n
x
n,
где n
— число точек, в которых сравниваются значения функции. Число
mij
показывает, во сколько раз по мнению эксперта
(хi)
больше
(хj).
При этом число вопросов к эксперту составляет не n2,
а лишь
,
так как по определению mij
= 1 и, кроме того, mij
= mji.
Значения
ф. п.
(х1),
(х2),
…,
(хn)
в точках х1
х2,
..., хn
определяются на основе решения задачи
МФТ = vmaxФ, где Ф = [Ф1, Ф2, …, Фn] — вектор размерности n; vmax — максимальное собственное число матрицы М; Т — символ транспонирования. Поскольку матрица М положительная по построению, то решение задачи существует и является единственным. Окончательно получаем
Вычисление степеней принадлежности на основе решения .задачи вытекает из следующих соотношений. Пусть М0 — матрица, составленная из отношений степеней принадлежности
Тогда
очевидно, что М0Ф0T
= nФ0Т.
А поскольку М0
— неотрицательная матрица ранга 1, то ее максимальное число
vmax
= n,
а вектор Ф0,
составленный из
(хi),
ее собственный вектор. Матрица М является аппроксимацией матрицы М0,
образующейся на основе ответов эксперта. Поэтому вектор степеней
принадлежности Ф и вычисляется из представленного выражения, а
величины mij
принимают значения в соответствии с табл.1.
Таблица 1
-
Значения mij
Смысл оценок mij
Значения mij
Смысл оценок mij
1
7
3
9
5
2, 4, 6, 8
Промежуточные значения
Применительно
к нашему алгоритму, элементами хi
будут
являться выявленные бизнес-процессы из множетсва Х
= { БПТ1,
БПТ2,…,
БПАТ3,
БПАТ5,
…, БПАТN,
БПВТ1,
БПВТ4,
…, БПВТN}.
А функция принадлежности
(хi)
будет равна
(БПi)
для каждого из 4-ех множеств термов лингвистической переменной
«организационная трудность».
После
решения задачи, мы получим значения
(БПi),
и тогда термы (нечеткие множетсва) лингвистической переменной
«организационная трудность» будут выглядеть следующим
образом:
ОТ1
= {<БПТ1,0>,
<БПВТ1,0.5>,…<БПАТ5,
1>}
ОТ2 = {<БПТ1,0,1>, <БПАТ3,0.15>,…<БПВТN,1>}
…
ОТ4 = {<БПТ1,0.2>, <БПАТ3, 0.3>,…<БПВТN, 0.7>}
Данные выражения интерпретируются следующим образом: например, реинжиниринг бизнес-процесса БПАТ5 будет очень сложным из-за того, что с ним «связана» организационная трудность ОТ1 – проблема кадров – функция принадлежности данного элемента множеству ОТ1 равна 1.
Литература:
Зайченко Ю.П. Исследование операций: Нечеткая оптимизация: Учеб. пособие. - К.: - Выща шк., 1991. - 191с.
Бьерн Андерсен. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: [Пер. с англ.]. – М.: Стандарты и качество, 2003. – 271 с.
Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов– М.: Финансы и статистика,1997.