Применение метода анализа иерархий для ранжирования бизнес-процессов
Автор: Колочева Влада Владимировна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 3493 раза
Библиографическое описание:
Колочева, В. В. Применение метода анализа иерархий для ранжирования бизнес-процессов / В. В. Колочева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/196/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последнее время актуальными являются вопросы о наиболее эффективных методах и технологиях управления бизнес-процессами, так как процессный подход включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных бизнес-процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование бизнес-процессов.
На любом предприятии одновременно функционирует большое количество бизнес-процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. Под бизнес-процессом понимается определенная совокупность действий, направленных на преобразование входных потоков в результаты с помощью ресурсов и управленческих действий для достижения стратегических целей предприятия и максимальной удовлетворенности внутренних и внешних потребителей.
С развитием и применением процессного подхода на предприятиях, становятся приоритетными вопросы, связанные с оценкой бизнес-процессов, которая базируется на результатах деятельности предприятия, представляющих собой количественное выражение результатов на выходе определенных бизнес-процессов, оценивать которые представляется возможным относительно достигнутого внутреннего уровня (результативность бизнес-процессов).
Результативность является важным аспектом при управлении и совершенствовании бизнес-процессов предприятия, и представляет собой степень достижения целей бизнес-процесса и удовлетворенности внутренних и внешних потребителей.
Оценка результативности позволяет выявить возможности и направления развития предприятия, дает информацию о необходимости создания новой продукции, о диверсификации, проблемах взаимодействия бизнес-процессов.
Вопросы, связанные с результативностью бизнес-процессов предприятия, необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, изнутри, рассматривая бизнес-процесс как самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим его результативность. Во-вторых, извне, рассматривая бизнес-процесс как элемент более сложной системы - предприятия, - и обращая внимание, на факторы, влияющие на обеспечение результативности в масштабах предприятия.
Информация о результативности является основой для анализа предприятия со стороны руководства, используется для оперативного контроля бизнес-процессов, пересмотра документации и процедур, периодического пересмотра политики и целей, информирования заинтересованных сторон (заказчиков, государственных органов, органов по сертификации, партнеров и др.).
В рамках оценки результативности ранжирование бизнес-процессов по степени важности необходимо при расчете интегрального показателя результативности системы бизнес-процессов. Этот показатель рассчитывается методом свертки показателей результативности бизнес-процессов предприятия с учетом весовых коэффициентов (формула 1).
где: - результативность j-го бизнес-процесса;
n - количество бизнес-процессов.
Сущность ранжирования заключается в упорядочивании сравниваемых бизнес-процессов по степени предпочтительности определенного признака, в качестве которого выступает возможность наибольшего влияния на достижение стратегических целей предприятия и удовлетворенности потребителей.
Для определения весовых коэффициентов () использован метод анализа иерархий (МАИ) Т. Саати [1], в основе которого лежат парные сравнения явлений, показателей, объектов по девятибалльной шкале. Анализ ситуации выбора решения в МАИ напоминает процедуры и методы аргументации, которые используются на интуитивном уровне. Этот метод относится к классу критериальных и занимает особое место, благодаря тому, что он получил широкое распространение и активно применяется во всем мире для принятия решений в разнообразных ситуациях: от управления на межгосударственном уровне до решения отраслевых и частных проблем в бизнесе, промышленности, здравоохранении и образовании.
Задачи, для решения которых может быть применен МАИ, следующие:
- Проблема многокритериального выбора. Выбор одной альтернативы из имеющегося набора альтернатив на основе некоторых критериев.
- Ранжирование. Многокритериальное упорядочивание заданного множества альтернатив.
- Определение приоритетов альтернатив и критериев в задачах многокритериального выбора.
- Распределение ресурсов между альтернативами из заданного множества.
- Сопоставительный анализ. Разработка рекомендаций по оптимизации внутренних процессов предприятия на основе успешного опыта конкурентов.
- Управление качеством. Анализ различных аспектов качества и пути улучшения качества.
- Выработка стратегии, направленной на уменьшение негативного влияния глобального изменения климата.
- Вычисление показателя совокупного качества программных комплексов.
- Выбор специализации при учебе в университете.
- Принятие решения о месторасположении оффшорных предприятий.
- Оценка рисков, связанных с функционированием нефтяных трубопроводов, пролегающих на территории страны.
Кроме того, необходимо отметить, что этот метод получает все большее распространение при определении видов маркетинговых исследований, сценариев развития города, оценки различных коммерческих рисков [2].
Метод анализа иерархий включает в себя процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Такой подход к решению проблемы выбора исходит из естественной способности людей думать логически, определять события и устанавливать отношения между ними. [3]
При использовании данного метода в ранжировании исследуемых бизнес-процессов, производится их сравнение между собой. Для фиксации результата сравнения пары альтернатив используется шкала следующего типа (табл. 1). Также при ранжировании могут использоваться и промежуточные числа (2, 4, 6, 8).
Таблица 1 - Шкала относительной важности альтернатив [1]
Интенсивность относительной важности |
Определение |
1 |
Равная важность |
3 |
Умеренное превосходство одного над другим |
5 |
Существенное или сильное превосходство |
7 |
Значительное превосходство |
9 |
Очень сильное превосходство |
Для реализации этого метода необходима экспертная комиссия, формирование состава которой зависит от: квалификации экспертов; конкретной ситуации принятия решения; возможностей организаторов экспертизы привлечь для работы высококвалифицированных специалистов; возможностей специалистов принять участие в работе экспертной комиссии. При оценке качеств эксперта необходимо учитывать его профессиональные знания, опыт деятельности и эффективность работы в составе экспертных комиссий.
Экспертами могут быть владельцы бизнес-процессов, руководители подразделений, заместители директора по различным направлениям деятельности предприятия.
Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень бизнес-процессов и предлагается оценить их попарно между собой (согласно таблице 1). Эксперты попарно сравнивают процессы между собой, результаты парных сравнений записываются в таблице. Далее простые дроби переводятся в десятичные. После чего все данные экспертов алгебраически обрабатываются и сводятся в единую таблицу. Затем по каждой строке рассчитываются суммы и проводиться их нормирование таким образом, чтобы их сумма в свою очередь была равна 1. Получаются нормированные значения, которые и будут являться весовыми коэффициентами бизнес-процессов (табл. 2).
Таблица 2 - Нормированные значения бизнес-процессов
Процесс |
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
П5 |
П6 |
П7 |
П8 |
П9 |
П10 |
П11 |
П12 |
Сумма |
Норм знач. |
П1 |
1 |
5 |
4 |
5 |
5 |
2 |
5 |
7 |
4 |
3 |
7 |
7 |
55 |
0,21 |
П2 |
0,2 |
1 |
3 |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
0,33 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
21,73 |
0,08 |
П3 |
0,25 |
0,33 |
1 |
2 |
2 |
0,25 |
2 |
2 |
0,33 |
0,33 |
3 |
3 |
16,49 |
0,06 |
П4 |
0,2 |
2 |
0,5 |
1 |
1 |
0,2 |
2 |
3 |
0,33 |
0,33 |
3 |
4 |
17,56 |
0,07 |
П5 |
0,2 |
2 |
0,5 |
1 |
1 |
0,33 |
3 |
3 |
0,33 |
0,33 |
3 |
4 |
18,69 |
0,08 |
П6 |
0,5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
46,5 |
0,19 |
П7 |
0,2 |
3 |
0,5 |
0,5 |
0,33 |
0,2 |
1 |
2 |
0,33 |
0,33 |
2 |
2 |
12,39 |
0,05 |
П8 |
0,14 |
0,33 |
0,5 |
0,33 |
0,33 |
0,2 |
0,5 |
1 |
0,33 |
0,33 |
1 |
1 |
5,99 |
0,03 |
П9 |
0,25 |
0,33 |
3 |
3 |
3 |
0,25 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
23,83 |
0,09 |
П10 |
0,33 |
0,5 |
3 |
3 |
3 |
0,25 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
24,08 |
0,1 |
П11 |
0,14 |
0,25 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,2 |
0,5 |
1 |
0,33 |
0,33 |
1 |
1 |
5,74 |
0,02 |
П12 |
0,14 |
0,25 |
0,33 |
0,25 |
0,25 |
0,2 |
0,5 |
1 |
0,33 |
0,33 |
1 |
1 |
5,58 |
0,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
258,58 |
1 |
Данный метод имеет следующие достоинства при решении задачи ранжирования бизнес-процессов:
- отсутствие необходимости постоянно держать в поле зрения все бизнес-процессы, что позволяет эксперту сконцентрировать внимание на конкретной задаче: насколько процесс 1 превосходит процесс 2 или уступает ему;
- при изменении количества бизнес-процессов (добавлении, уменьшении или замене одних процессов другими) сравнению подвергаются только вновь возникшие пары или вычеркиваются строки и столбцы матрицы, соответствующие изъятым бизнес-процессам, что приводит к образованию минора матрицы. Полученные результаты предыдущих опросов сохраняются, и полного обновления матрицы, как это происходит в других случаях, не требуется [4]. Вследствие этого следует ожидать более точных результатов.
Таким образом, метод анализа иерархий может быть использован в качестве инструмента при определении весовых коэффициентов бизнес-процессов, которые используются при расчете интегрального показателя результативности системы бизнес-процессов. Ранжирование бизнес-процессов таким способом позволяет получить наиболее объективное и достоверное значение интегрального показателя результативности системы бизнес-процессов, что способствует принятию адекватных управленческих решений.
Литература:
Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Перевод с англ. Р.Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1993. - 278 с.
Титова В.А. Устойчивое развитие города на основе использования маркетинговой концепции и экологии / В.А. Титова, О.Л. Лямзин, Н.А. Титова // Сибирь: история и современность: правовые, экономические и исторические аспекты развития: коллектив. монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – С. 237-250.
Ахметов О.А., Мжельский М.Б. Метод анализа иерархий как составная часть методологии проведения оценки недвижимости // Актуальные вопросы оценочной деятельности. - 2001. - № 11. - С. 18-23.
Коробов В.Б., Тутыгин А.Г., Смиренникова Е.В., Клепиковская Е.В. Влияние изменения цели исследований на оценку факторов экспертами // Вестник Поморского университета. 2010. - № 1. - С. 10-14.