Методологические проблемы психологии. Методология исследования семейного бессознательного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.10.2019

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Склямина, М. Ю. Методологические проблемы психологии. Методология исследования семейного бессознательного / М. Ю. Склямина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62795/ (дата обращения: 16.12.2024).



Выбор методологического подхода является первоначальным или определяющим моментом любого научного исследования, поскольку методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [12].

При этом, для получения достоверных и правильно интерпретированных данных при планировании исследования требуется соблюдать операциональную валидность: «должно соблюдаться соответствие (по терминологии Хольцкампа — конгруэнтность) между «теоретическими» и «экспериментальными» определениями в организации экспериментального исследования» [14]. Иными словами, выбранные методы исследования должны относиться к той же парадигме, в которой проводится интерпретация психологического феномена, заявленного в предмете исследования.

Следовательно, для построения методологии исследования бессознательного семьи, нам требуется вначале определить сущность предмета исследования в рамках одной из научных психологичных парадигм.

По сущности своей «бессознательное» давно вошло в поле философского осмысления. Учение об амнезисе было в философии Сократа и Платона. Научную концепцию бессознательного как низшей формы душевной деятельности впервые выдвинул Лейбниц. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют желание. И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т. е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики. Позже идея бессознательного иррационального начала прослеживается в трудах Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного», в которой определил бессознательное как «абсолютное начало жизни во всех ее обнаружениях» [12].

В рамках именно психологического учения наибольшую роль в раскрытии сущности бессознательного несомненно сыграла психоаналитическая теория З. Фрейда. Он впервые выделил бессознательное как автономное, не зависящее от сознания безличного начала человеческой души. Если сознание рассматривать как «карту» активности, тогда бессознательное можно уподобить ландшафту, по которому и создается карта сознания.

Итак, с точки зрения психоаналитической теории бессознательное выражает собой фундаментальное основание человеческой психики, важнейшую детерминанту индивидуального сознания, социального поведения и культурного творчества личности.

Эта идея была развернута в работах Юнга, который помимо личного бессознательного, ввёл понятие коллективного бессознательного, передаваемого в обществе от поколения к поколению, данного от природы и существующего вне всякого вытеснения и личного опыта, называемого архетипом. В основе поведения людей лежат определенные архетипы коллективной души, некие силы, которые властвуют над досознательной душой ребенка. За конкретным отцом или матерью стоят магические фигуры, вечные образы Отца и Матери, следовательно, разные уровни коллективного бессознательного идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. В соответствии с теорией родового бессознательного Л. Сонди, каждый человек испытывает влияние фигур предков в своих переживаниях, поведении, и особенно в своих выборах [11].

Исследования многопоколенной семьи в психологии, по сути, начались с открытия явлений семейного бессознательного. Намного позже были проведены исследования межпоколенных отношений, преемственности ценностей, установок и других осознаваемых психических явлений [10].

Дальнейшие идеи в области бессознательного многопоколенной семьи получили подтверждение во французской школе социального психоанализа в работах В. де Гольжака [7] и А. Шутценбергер [15], а также таких подходах как: психодинамический (Н. Абрахам и М. Терек), аналитический, трансперсональный, трансгенерационный и других [2].

Исходя из анализа этих направлений,мы в своей работе семейное бессознательное интерпретируем как возникающие в истории семьи бессознательные процессы и влечения, проявляющиеся в дальнейшей жизни индивида в виде выбора профессии, друзей, брачных партнёров, жизненных сценариев и т. д.

Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные какой-либо логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и чувствами, и называемая, поэтому аффективной.

При этом классические методы научного исследования ориентированы на объективный и количественный анализ, а изучение глубинной бессознательной (качественно субъективной) динамики человеческой психики зачастую остается за рамками научного исследования, и становится предметом работы различных духовных практиков.

Однако преодоление конфликта объективации субъективного бессознательного можно найти в учении Ж. Лакана, в котором нашла выражение принципиальная установка на диалогическую сущность бессознательного, проявляющегося в диалоге пациента и аналитика [9].

И диалог предстает перед исследователем как текст-проблема, где есть нечто известное и нечто неизвестное, требующее своего истолкования. Теоретическое обоснование такого подхода отражено в работах В. Дильтея. В этом случае психоанализ оперирует символическими константами, а не остается в пределах осознаваемых переживаний, поэтому X. Ю. Хабермас вводит понятие «глубинная герменевтика» как развитие метода понимания [13]. Классическими вариантами герменевтического метода являются графологический и физиогномистический методы, совокупность проективных методов (на фазе интерпретации, поскольку на этапе проведе­ния это измерительная процедура). К числу герменевтических методов относится и такой традиционный для психологии метод, как анализ продуктов деятельности. К ним следует отнести и биографический метод.

Порождаясь в диалоге, бессознательное формирует особый мир — виртуальную реальность, построенную на основе семантики языка говорящего, его метафорах, инверсиях и интроектов. Мирообразующая функция речи, диалога уже систематически стала исследоваться не только филологами и литературоведами, но и философами, социологами, психологами [1,4,5,6 и д. р.] И это нас подводит к мысли о возможности исследования протяженно-временных характеристик виртуальной реальности бессознательного методами математического моделирования –исследования реальных объектов с использованием математических моделей, знаковых систем. В основу математического моделирования положен принцип аналогии, который предполагает подобие математических описаний (моделей) различных явлений самим явлениям. описанными в работах О. К. Тихомирова, Т. В. Корниловой, А. Г. Шмелева, А. Е. Войскунского, Ю. Д. Бабаевой, О. В. Смысловой, Носова Н. А., Бабенко B. C. и др.

Структурное моделирование передаёт структуру взаимосвязей элементов системы. При конструировании временной формы виртуальность характеризуется связью между актуальностью факта, события и феноменом отсроченности (характеризуется продолжением прошедшего и ожиданием будущего). При конструировании пространственной составляющей виртуальной реальности феномен виртуальности может быть раскрыт через соотношение восприятия дальнего сектора и ближнего сектора. [3].

Разрешению рассмотренного методологического конфликта в отечественной психологии способствует интегративный подход, предлагаемый российским ученым Козловым В. В. В своих работах он указывает на необходимость сочетания подходов и приводит следующие техники работы с бессознательным [8]:

  1. Техники работы с семейной историей: геносоциограмма семьи; генеалогическое древо; подробная письменная биография: жизненные правила рода, влияющие на судьбу каждого; ценностные ориентации и желания; проклятия-анафемы, завещания; распределение ролей и ролевые ожидания; столкновение интересов, раздоры; коалиции и конфликтные отношения; семейные тайны, родовые легенды и т. д.; сведения родового анамнеза).
  2. Психодраматические техники (метод семейной расстановки по Б. Хеллингеру).
  3. Медитативные техники

Подводя итоги данной работы, можно отметить, что нами описаны основные методики, имеющие под собой теоретическую основу, которые помогают исследовать содержание именно семейного (родового) бессознательного. Существуют также и другие методики, направленные на исследование различных аспектов семьи, которые в данной работе не рассматривались.

Таким образом методологическую основу исследования семейного бессознательного составляют научные труды в области философии бессознательного, виртуалистики; семиотики и герменевтики; совокупность методов психолого-статистического анализа, и методология интерпретации как генетической и структурной организации.

Литература:

  1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., Речь, 2003. -290с.
  2. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., Речь, 2003. 368с.
  3. Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Кузьмина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.— 2014.— № 2.— С. 104–114.— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/417396
  4. Бабушкин А. П. Возможные миры в семантическом пространстве языка. Воронеж. 2001. 86 с.
  5. Бергер Питер., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания, М.: «Медиум», 1995. — 323 с. Перевод Е. Руткевич. Издательство «Медиум», перевод на русский язык 1995.
  6. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистикуТамбов: ТГУ, 2014. — 236 с. — ISBN 978–5-89016–938–9.
  7. Гольжак В. де История в наследство: Семейный роман и социальная траектория. М.:Изд-во Института психотерапии, 2003.
  8. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания — 2-ое издание, испр. и доп.- М.: Изд-во Института
  9. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М: Гнозис, 1995.
  10. Петренко Е. Н., Семейное (родовое) бессознательное. Сборник статей Седьмая волна психологии. Вып. 4./Сб. под ред. Козлова В. В., Качановой Н. А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008, стр. 12–17
  11. Сонди Л. Судьбоанализ. М.: Три квадрата, 2007.
  12. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  13. Хабермас Ю. От картин мира к жизненному миру = От картин мира к жизненному миру. — М.: Идея-Пресс, 2011. — 126 с. — (Лекции зарубежных профессоров на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова). — ISBN 978–5-903927–16–6.
  14. Худяков. А. И. Экспериментальная психология. — Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2016. — 408с.
  15. Шутценбергер А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, работа, математическое моделирование, многопоколенная семья, психоаналитическая теория, техник работы, человеческая психика.


Задать вопрос