В данной статье рассматриваются основные тенденции в крупных компаниях нефтегазового сектора, предлагаются возможные маркетинговые стратегии для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний на ближайший период.
Ключевые слова. маркетинговая стратегия, тенденция, нефтегазовый сектор.
Нефтегазовый сектор всегда привлекал внимание ученых и бизнесменов, политиков и экономистов, а также общественности. В последние годы эта отрасль находится в состоянии трансформации. При этом необходимо отметить, что тенденции развития нефтегазового рынка рассматриваются не только последние десятилетия. К примеру, особый интерес был вызван в 1987 году — когда исторический максимум добычи нефти в России достиг 569,5 млн. тонн. На сегодняшний день показатель снизился — к 2018 году добыча нефти составляет порядка 556 млн. тонн [2].
В связи с тем, что рынок нефти и газа стал претерпевать значительные изменения, аналитики стали активно прорабатывать различные решения, чтобы руководители нефтяных компаний смогли пережить не только ближайшие события, но и подготовить свой бизнес и корпорации к будущему.
Так, в 2016 году аналитиками компании «PwC» были предложены следующие шаги маркетинговой стратегии для компаний, занятых в нефтегазовой отрасли [4]:
− использовать подход, преимущественно ориентированный на достижение целей: выйти на перспективный растущий сегмент рынка, в котором компания сможет превзойти конкурентов, при этом адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. Здесь преимуществом будет, если у компании уже имеется в этом сегменте база научных разработок;
− не делать упор на сокращение расходов, а начать инвестировать в развивающиеся проекты, которые смогут принести прибыль или другие выгоды. Экологические проекты, позволяющие снижать выбросы СО2, в приоритете;
− сосредоточиться на инновационных технологиях — за ними будущее.
Описанные выше шаги являются эффективными решениями практически для любой компании, присутствующей на нефтегазовом рынке в настоящее время. И для компаний нефтегазового сектора важно не только следить за технико-экономическими и финансовыми показателями внутренней среды предприятия, но и изучать актуальные данные о состоянии изменчивого рынка и всех элементах внешней среды. Именно маркетинговые исследования являются одним из ключевых инструментов для оперативного управления бизнесом в данной отрасли. Для нефтегазового сектора в маркетинговую стратегию целесообразно включать:
− анализ емкости рынка и сегментацию;
− анализ рыночной доли организации;
− оценку уровня монополизации и конкуренции;
− анализ положения товаров на рынке сбыта.
Еще в 2015 году на ежегодной выставке «Газ и нефть» в Канаде, был проведен опрос 30 компаний нефтегазового сектора, с целью выявить, какие маркетинговые стратегии используются в компаниях [1]. Результаты опроса были следующими: только половина компаний разрабатывает маркетинговый план, при этом практически нет компаний, которые бы оценивали результаты работы отдела маркетинга — для большинства это трата времени. Из этого следует вывод, что современным компаниям необходимо строить маркетинговые стратегии — один из эффективных инструментов, который может вывести компанию на лидирующие позиции по сравнению с конкурентами. И одним из возможных путей развития маркетинговых стратегий для компаний нефтегазовой отрасли является интегрированный маркетинг, т. к. такой маркетинг включает в себя традиционный анализ рынка и рекламу, PR, продвижение продаж, формирование узнаваемого бренда. Для компаний, которые производят промышленное оборудование для нефтегазовых предприятий и заводов, рекомендацией является проведение «технических дней» для своих клиентов, на которых необходимо рассказывать о продукции, о внутренних инструментах компании и обновлениях, т. е. «обучать» и развивать своих клиентов, развивать дистрибьюторскую сеть.
Маркетинговые технологии представляют собой не только методы продвижения товара или услуги на рынок. К ним же относят и способы увеличения продаж. Маркетинг не ограничивается только рекламой и стимулированием сбыта [3].Качество, эргономичность, свойства продукта, выбор точек для реализации, программы лояльности — это все про маркетинг. Находясь на рынке в современном мире, недопустимо игнорировать различные маркетинговые технологии, сокращать отделы маркетинга, не уделять внимание маркетинговым планам и не оценивать результаты отдела маркетинга.
Для того чтобы успешно строить маркетинговую стратегию современной компании нефтегазового сектора, необходимо:
− учитывать возможности и все преимущества и недостатки конкурентов, брать во внимание потенциальных конкурентов, опираясь при этом на факты и статистику;
− выявлять, что действительно необходимо клиентам — проводить опросы, семинары;
− обучать и развивать партнеров, проводя тренинги и технические дни;
− панировать бюджет на разработку маркетинговой стратегии, маркетинговые мероприятия;
− регулярно проводить оценку отдела работы маркетинга;
− разработать единую стратегию и придерживаться ее.
Таким образом, наиболее перспективным путем адаптации нефтегазовых компаний к происходящим изменениям рынка будет являться применение следующих маркетинговых стратегий:
− интегрированный маркетинг;
− детальное маркетинговое планирование и контроль;
− таргетированный подход;
− стратегии инновации, которые позволят удовлетворять экологическим требованиям и одновременно минимизировать затраты компании.
Литература:
- Астафьева Н. В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы / Н. В. Астафьева // Вести. Сарат. гос. техн. ун-та. — Саратов. 2013. — № 1(30).
- Бобылев Ю. Н., Расенко О. А. Нефтяной сектор экономики России основные тененции/ Издательский дом ДЕЛО. — Москва, 2016.
- Климовец О. В. Международный маркетинг — менеджмент: Курс лекций с пакетом учебно-методической поддержки / Под общ. ред. проф. В. И. Черенкова — Изд. 2-е, перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
- Ксенофонтова О. В., Этова Е. В. Маркетинг как инструмент регулирования хозяйственной деятельности и снижения рисков на предприятиях нефтегазовой отрасли // Концепт. — 2015. — Перспективы интеграции экономического и гуманитарного образования в туризме и гостеприимстве: теория и практика. — ART 95589.