В статье проанализировано понятие проектной деятельности, выявлена специфика проектной деятельности публичной библиотеки, проанализированы направления проектной деятельности в публичной библиотеке и ее роль для функционирования библиотек. На современном этапе проектная деятельность — это важное направление работы публичных библиотек. Проект можно трактовать как разработку и осуществление ряда, комплекса мероприятий, которые ограничены по времени и являются направленными на достижение определенного результата, изменение существующей ситуации. Библиотечная проектная деятельность на современном этапе имеет множество разных направлений, через которые и раскрывается ее роль в деятельности публичных библиотек, которая заключена в широком круге возможностей для библиотек не только качественно улучшить свою работу, но и вывести саму библиотеку на качественно новый уровень.
Ключевые слова: проектная деятельность, публичная библиотека, библиотечная проектная деятельность, проект в публичной библиотеке, роль проектной деятельности, направления проектной деятельности.
The article analyzes the concept of project activity, identifies the specificity of the project activity of the public library, analyzes the directions of project activities in the public library and its role for the functioning of libraries. At the present stage, project activity is an important area of work of public libraries. The project can be interpreted as the development and implementation of a series of measures that are time-bound and are aimed at achieving a certain result, changing the existing situation. Library project activity at the present stage has many different directions, through which its role in the activity of public libraries is revealed, which lies in a wide range of possibilities for libraries not only to improve their work qualitatively, but also to bring the library to a qualitatively new level.
Keywords: project activity, public library, library project activity, project in public library, role of project activity, directions of project activity.
На современном этапе, когда невозможно представить жизнь человека без информационных технологий, к библиотекам предъявляются все более строгие требования, в свете чего возрастает актуальность проектной деятельности в библиотеках.
Проектная деятельность в общедоступных, публичных библиотеках являлась предметом рассмотрения в научных статьях множеством авторов, например, Михеевой Н. Н., Павличенко И. А., Потеевой Е. А., Барановой Н. В., Шишкиной Е. Ю., Вертяковой Э. Ф. и многих других. Однако, на данный момент очень мало публикации на тему направлений проектной деятельности в публичной библиотеке, практически данный вопрос лишь очень частично отмечается в публикациях на иные темы. Именно этот вопрос предлагается рассмотреть в данной статье.
Итак, целью настоящей статьи является попытка выявить направления (содержательное наполнение) проектной деятельность в публичной библиотеке и, соответственно, ее роль для публичных библиотек.
Как мы знаем, приоритетная роль в приучении к чтению, в воспитании уважения к книге и знаниям отводится публичной библиотеке, которая имеет широкий диапазон различных традиционных и инновационных подходов, форм и приемов продвижения чтения, воспитания тяги к знаниям. Однако, очевидным является и то, что в современном обществе человек, гибкий и мобильный, является наиболее восприимчивым к нестандартному, инновационному опыту.
Публичная библиотека на современном этапе — это уникальное пространство реальных и виртуальных коммуникаций среди населения любого возраста и достатка, ей отводится роль в формировании социальных и культурных интересов личности любого возраста, организации доступа к информационным сетям. Можно сказать, что публичная библиотека является центром общественной жизни определенного контингента населения, она неотъемлемая часть социокультурной инфраструктуры муниципальной территории, региона.
Современные публичные библиотеки развиваются как многофункциональные интеллектуальные и культурно-просветительские центры, ими активно осваиваются различные информационно-коммуникационные технологии развития дистанционных услуг для населения. В том числе, новейшие эффективные инновационные решения библиотекам помогает находить проектная деятельность. [2, с. 108]
Можно сказать, что инновационная деятельность публичных библиотек является неразрывно связанной именно с проектной деятельностью, являющейся инструментом реализации различных библиотечных инноваций.
Итак, на современном этапе проектная, в особенности грантовая деятельность (чаще всего, когда речь идет о проектной деятельности, подразумевается именно оформление и подача проекта на получение гранта), — это важное направление работы публичных библиотек. [5, с. 450]
В переводе с латинского языка термин «проект» в буквальном смысле означает «брошенный вперед». Традиционно под проектом понимался замысел, план, который нацелен на некоторое преобразование. Проект, следовательно, можно трактовать как разработку и осуществление ряда, комплекса мероприятий, которые ограничены по времени и являются направленными на достижение определенного результата, изменение существующей ситуации. [6, с. 36]
По мнению Нимаевой Е. Г., проект является мысленным прогнозированием того, что затем будет воплощено в виде услуги, предмета, творческого действия. [10, с. 124]
«Современный словарь по общественным наукам» под редакцией Данильяна О. Г. и Панова Н. И. дает два довольно общих определения данному термину:
1) предшествующий, предварительный текст какого — либо документа;
2) в философии экзистенциализма (Ж. — П. Сартр) способ реализации человеком своей свободы: постоянное и неминуемое осуществление выбора, становящегося, в результате, не только выбором действий, но и выбором жизненной судьбы. [10, с. 124]
По мнению Шишкина Е. Ю. и Вертякова Э. Ф., можно выделить признаки деятельности, которую возможно квалифицировать как проектную, это такие признаки, как:
– «ориентация на получение конкретного результата;
– предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
– относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
– предварительное планирование действий по достижению результата;
– программирование — планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижения общего результата проекта;
– выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
– получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации». [10, с. 123]
Важно отметить, что проектная деятельность в достаточной мере отличается от такого понятия, как планирование, а именно тем, что выводит деятельность учреждения за обычные (то есть бюджетные) рамки и позволяет получать дополнительное (вне бюджетное) финансирование под реализацию какой-либо конкретной деятельности.
Одна из наиважнейших составляющих любого из проектов — это анализ и изучение состава библиотечного фонда — следовательно, отбор литературного содержания проектов всегда ориентируется на целостность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт участников, а также способствует докомплектованию фонда необходимыми изданиями. [7, с. 331]
Проектная деятельность в публичных библиотеках не только лишь повышает качество предоставляемых читателям услуг — при ее помощи библиотеки обретают свой особенный имидж и новые перспективы в работе. Именно управление проектной деятельностью, по мнению Потеевой Е. А. и Баранова Н. В., станет ведущим звеном в модернизации, которую можно представить как совокупность реализуемых крупных, масштабных и малых проектов, которые являются направленными на развитие и совершенствование библиотек различных ведомств, как повышение конкурентоспособности в глобальной информационной среде. [9, с. 259]
Важно отметить, что проектная деятельность общедоступных библиотек отличается огромным разнообразием форм и тематики. Основные из направлений данной деятельности, естественно, определяются профилем работы каждой из библиотек, ее расположением, потребностями и интересами ее аудитории.
Так, по мнению Ветровой Д. А., с позиций содержательного наполнения и форм реализации проектная деятельность публичных библиотек является достаточно разнообразной. При этом, к числу приоритетных направлений проектирования, по мнению данного автора, необходимо отнести такие из них, как:
– «содействие социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения;
– внедрение современных информационных технологий и форм;
– организация культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.);
– восстановление и сохранение исторических и культурных традиций; помощь в решении вопросов обеспечения занятости населения;
– и многое др.» [2, с. 108].
Что касается тематической направленности проектной деятельности публичных библиотек, то тут необходимо сказать о проектах, к примеру, по краеведению, экологии, социализации личности, развитию образования и самообразования, то есть по традиционным для библиотек направлениям.
Приоритетными группами населения, для которых пишутся библиотечные проекты, как отмечает Макеева О. В., являются дети и подростки, молодежь (до 25 лет), пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, семьи. Проектов по работе с отдельными профессиональными группами практически нет, что отмечалось и в аналитическом докладе по результатам мониторинга выполнения национальной программы развития чтения. По временному охвату большинство проектов — краткосрочные и среднесрочные. Большинство из них реализуются в течение года или двух. [5, с. 251]
Итак, проектная деятельность на современном этапе относится к ведущему направлению работы публичных библиотек, так как способствует наиболее эффективному решению системы сложных социальных и профессиональных задач. Рационально структурированная система проектного управления, по мнению Павличенко И. А., позволяет сосредоточить ресурсы библиотеки на значимых для выбранной категории читателей направлениях. [8, с. 165]
Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев работы публичной библиотеки, формой реализации творческих идей, проведения различных акций. Благодаря проектной деятельности усиливается роль библиотек в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки формируют положительный имидж, появляются новые перспективы в работе. [6, с. 35–36]
Важно отметить так же и то, что виртуальное пространство и социальные медиа — это новые открытые площадки для реализации библиотечных проектов. На данный момент библиотеки, в частности публичные, имеют собственные веб-страницы и страницы в социальных сетях Facebоок, ВКонтакте, блоги, создают краеведческие порталы. Реализация этих проектов дает возможность развивать журналистские и дизайнерские способности самих работников библиотек, организовывать общение для пользователей, распространять уникальную информацию о библиотеке в информационном пространстве, внедрять новые услуги. [1]
Активная проектная деятельность, как отмечает Аксенова Г., побуждает библиотеки постоянно находиться в творческом поиске, развивать социальные партнерства, генерировать новые идеи, сотрудничать с обществом, для повышения положительного имиджа библиотеки, книги и информации в обществе. [1]
По мнению же Деревенцовой С. И., проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т. е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности. [4, с. 35]
По мнению автора настоящей работы, библиотечная проектная деятельность на современном этапе имеет множество важных направлений, через которые и раскрывается ее роль в деятельности публичных библиотек. Это следующие направления проектной деятельности (их содержательное наполнение):
– проектная деятельность способствует привлечению внебюджетных средств, что, безусловно, важно, так как дает дополнительную финансовую поддержку для наиболее эффективного развития, открытия новейших перспектив, внедрения различных инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы библиотек;
– проектная деятельность на современном этапе является одним из самых эффективных способов публичным библиотекам «заявить о себе», повысив тем самым престиж библиотеки, подчеркнув ее значимость и роль в местном сообществе;
– в детской библиотеке проектная деятельность позволяет очень успешно реализовывать различные творческие идеи, эффективно вести досуговую деятельность;
– проектная деятельность публичных библиотек играет огромную роль в формировании научной грамотности подростков и молодежи.
– проектная деятельность публичных библиотек играет огромную роль в формировании правовой культуры у подрастающего поколения, качественная проектная деятельность позволит улучшить всю систему введения подростка в правовую культуру, сделав данный процесс наиболее эффективным и интересным для подростков;
– проектная деятельность публичной библиотеки является возможностью рассказать о ее возможностях и услугах, сформировав тем самым привлекательный образ, так как любой качественный проект сопровождается рекламой;
– проектная деятельность дисциплинирует, сплачивает и организует рабочий коллектив библиотеки. При этом в сам творческий процесс совершенно без принуждения со стороны вовлекаются не только лишь сами сотрудники библиотеки, но также и читатели, а проектная деятельность способствует, помимо прочего, и личностному их развитию;
– проектная деятельность публичных библиотек дает возможность библиотеке освоить наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Проектная работа библиотек позволяет им целенаправленно вести работу по разным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями — социальными партнерами.
Таким образом, автором настоящей работы выявлена роль проектной деятельности публичных библиотек, которая заключена в широком круге возможностей для библиотек не только качественно улучшить свою работу, но и вывести саму библиотеку на качественно новый уровень.
Литература:
- Аксенова Г. Развитие программной и проектной деятельности библиотеки как фактор успешного библиотечного менеджмента // URL: http://lib-lg.com/index.php/kollegam/publikatsii-spetsialistov/367-razvitie-programmnoj-i-proektnoj-deyatelnosti-biblioteki-kak-faktor-uspeshnogo-bibliotechnogo-menedzhmenta
- Ветрова Д. А. Проектная деятельность библиотек как средство культурно — просветительной работы с детьми и подростками // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. — 2017. –С. 107–109.
- Голубева Н. Л., Иванова Н. С., Самохина С. П. Инновационно-проектная деятельность публичной библиотеки: социокультурный аспект // Культурная жизнь Юга России. –2017. –№ 4 (67). –С. 117–120.
- Деревенцова С. И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. –2013. –№ 7. –С. 32–35.
- Макеева О. В. Проектная деятельность общедоступных (публичных) библиотек: развитие традиционных направлений новыми средствами (Сибирский федеральный округ) // Труды ГПНТБ СО РАН. –2015. –№ 8. –С. 449–454.
- Михеева Н. Н. Библиотечный проект как форма реализации творческих идей // В сборнике: Информационно-библиотечные сервисы для науки и образования материалы научно-практической конференции. –2017. –С. 35–40.
- Моргунова Е. В. Проектная деятельность Тульской областной детской библиотеки (на примере литературного проекта «Культурный перекресток сказок») // В сборнике: Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры материалы международной научно-практической конференции. –2017. –С. 330–333.
- Павличенко И. А. Проектная деятельность муниципальных библиотек как инструмент формирования научной грамотности подростков // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. –2017. –№ 2 (8). –С. 164–166.
- Потеева Е. А., Баранова Н. В. Документационное обеспечение проектной деятельности в публичных библиотеках: хранение в электронном виде // В сборнике: Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация Материалы II Международной научно-практической конференции. Редакторы С. С. Зенгин, Н. Г. Денисов, Р. З. Близняк и др.. –2017. –С. 259–263.
- Шишкина Е. Ю., Вертякова Э. Ф. Сущность понятия «проектная деятельность» и ее особенности // Новая наука: Проблемы и перспективы. –2016.– № 6–2 (85). –С. 123–127.