Защита прав потребителей медицинских услуг в суде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 499 раз

Библиографическое описание:

Вешнякова, А. В. Защита прав потребителей медицинских услуг в суде / А. В. Вешнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62571/ (дата обращения: 24.12.2024).



В этой статье я расскажу, что нужно делать и как защищать свои права в области оказание медицинских услуг. Как происходит защита прав потребителей медицинских услуг.

Ключевые слова: медицинская помощь, суд, потребитель, услуга, исковое заявление, судебная практика.

Судебная защита прав потребителей медицинских услуг — это вариант восстановления нарушенных прав и законных интересов гражданина путем обращения в судебные органы. Судебные органы государственной власти — это независимая ветвь государственной власти, которая осуществляет правосудие в виде рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, административных и иных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется только судом. Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков. Исковое заявление в суд является обязательным требованием потребителя медицинских услуг о восстановлении нарушенных прав на оказание медицинской помощи, компенсации материального и морального вреда, причиненного гражданину из-за ненадлежащего оказания медицинской помощи. Основными действиями, направленными на защиту прав потребителей медицинских услуг, являются:

− подать исковое заявление в суд на медицинское учреждение, в котором нарушаются законные интересы прав пациента, а не на конкретного медицинского работника;

− необходимо собрать доказательства нарушения прав пациента;

− аргументированные требования должны ссылаться на конкретные нормативные правовые акты.

С точки зрения права необходимо знать и правильно применять правила подачи иска в суд при защите прав потребителей медицинских услуг. Исковое заявление, должно включать:

− наименование суда;

− имя (наименование) истца и ответчика, а также имя представителя истца, если исковое заявление подается представителем, их место жительства или местонахождение, почтовый индекс, номер средств связи, если таковой известен;

− содержание исковых требований;

− изложенные обстоятельства, обоснованные истцом;

− указанные доказательства, подтверждающие ситуацию;

− перечень (список) документов, прилагаемых к заявлению.

Если исковое заявление подано представителем истца, к иску добавляется доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Решение об открытии производства по делу или об отказе в открытии производства по делу судья принимает не позднее чем через десять дней после подачи заявления в суд или истечения срока, установленного для устранения недостатков.

Доказательствами дела, связанного с медицинской помощью, являются любые доказательства, в которых суд определяет наличие или отсутствие условий, оправдывающих требования и возражения сторон, а также другими важными для разрешения дела обстоятельствами, на которые он ссылается.

Суд оценивает доказательства в соответствии со своим внутренним убеждением, основанным на тщательном, полном, объективном и прямом исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд отражает в определении, указывающем причины отказа от их принятия или принятия.

В случаях, когда в ходе рассмотрения дел возникают вопросы, требующие специальных познаний в области медицины, суд вправе назначить экспертизу.

Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Представители пациента, так и представители лечебно-профилактического учреждения имеют право:

− попросить суд провести экспертизу в конкретном судебном учреждении или дать указания конкретному специалисту;

− заявлять отводы экспертам;

− сформулировать вопросы для экспертов;

− давать объяснения экспертам;

− знакомиться с постановлением суда о назначении экспертизы и с вопросами, сформулированными в нем;

− знакомиться с заключением эксперта;

− просить назначение повторной, дополнительной, комиссионной или комплексной экспертизы.

Комплексное обследование проводится, если обстоятельства дела требуют одновременных исследований с использованием разных областей знаний, и возлагается как минимум на двух специалистов. Эксперт, который не согласен с заключением другого специалиста (эксперта), дает отдельное заключение по всем вопросам или по вопросам, вызвавшим разногласия.

Комиссионное обследование проводится, если есть необходимость привлечь двух или более специалистов (экспертов) в одной области знаний.

Одним из основных вопросов при рассмотрении исковых требований о причинении вреда при оказании медицинских услуг является вопрос надлежащего качества предоставления таких услуг в области медицинской безопасности. В частности, в статье 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 указанного закона исполнитель предоставления медицинских услуг обязан оказывать услугу, качество которой соответствует договору.

В период формирования судебной практики вопрос о качестве медицинских услуг был лишен правового обеспечения из-за распространения нормативных актов на качество различных регулирующих услуг. Вполне вероятно, что в этом контексте суды включали в свои позиции и декларативные правовые документы, такие как лиссабонская Декларация прав пациентов Всемирной медицинской ассоциации (1981, <в ред.>. 1995) и декларации о поощрении прав пациентов в Европе (Европейское совещание по правам пациентов 1994).

Кроме того, в судебных делах для определения качества медицинских услуг использовалась в основном судебно-медицинская экспертиза. Среди критериев, сформулированных в рамках таких обследований, были диагноз и тактика.

Можно сделать вывод, что такие понятия как «качество медицинской помощи (услуги)», а также «качество обслуживания», по мнению законодательства, стали правовым вопросом в судебной практике. Эта проблема не получила окончательного решения в судебной практике. Одной из причин этого является отсутствие законодательного правового понятия «качество медицинской помощи». Еще одной причиной является общая ориентированность законодательства о защите прав потребителей, на отношения, которые возникают в области розничной торговли товарами либо оказания бытовых услуг немедицинского характера. На сегодняшний день следует ожидать существенных изменений этого вопроса судами.

Во-первых, 21 ноября 2011 года впервые был принят Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который отражал общие характеристики, такие как своевременное оказание медицинской помощи, правильный выбор методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказание медицинской помощи и т. д.

Во-вторых, есть надежда, что влияние на дальнейшее развитие судебной практики по защите прав потребителей окажет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года. «О рассмотрение судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» № 17, который конкретизирует отдельный вопрос реализации данного законодательства.

Подводя итоги проведенного мною анализа и решения вопроса по защите прав в сфере медицинских услуг, хотелось бы отметить, что, в целом, в настоящее время в Российской Федерации созданы условия для реализации пациентами как права на медицинскую помощь, так и права на обжалование действий медицинских работников в случае возникновения юридического конфликта, связанного с оказанием медицинских услуг. Каждый из способов досудебной защиты прав и обращение в суд имеют свои преимущества и недостатки, однако следует подчеркнуть, что при возникновении юридических конфликтов в сфере медицинской деятельности у российского пациента в настоящее время достаточно широкий выбор цивилизованных способов и средств восстановления нарушенных прав при оказании медицинских услуг.

Литература:

  1. Иванова И. В. Гражданское право. — Общая часть. — г. Москва: Юрайт, 2015. — 279 с.
  2. Дмитрий Усольцев. Гражданский кодекс. — 2-е издание. — Москва: Эксмо, 2018. — 175 с.
  3. Гражданский кодекс РФ. — части первая, вторая, третья и четвертая. — г. Москва: Проспект, 2019. — 731 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, услуга, исковое заявление, суд, судебная практика, защита, потребитель, Российская Федерация, эксперт, государственная власть.


Похожие статьи

Защита прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-м...

Некоторые проблемные аспекты ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

В статье авторы раскрывают понятие и проблематику договора возмездного оказания медицинских платных услуг, затрагивая правовую основу данного договора.

К вопросу о понятии договора возмездного оказания медицинских услуг

В статье авторы раскрывают понятие и проблематику договора возмездного оказания медицинских платных услуг, затрагивая правовую основу данного договора.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве

В статье рассмотрено понятие медицинской услуги, определены признаки, дана характеристика качества медицинских услуг, уточнено определение медицинских услуг.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Защита прав несовершеннолетних потребителей в сфере оказания медицинских услуг

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с оказанием медицинских услуг несовершеннолетним потребителям. Согласно законодательству Российской Федерации, несовершеннолетние граждане наделены особым статусом, и, с точки зрения закона, имеют право ...

Актуальные проблемы реализации конституционного права на судебную защиту

В статье автор пытается раскрыть актуальные проблемы реализации конституционного права на судебную защиту.

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Похожие статьи

Защита прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-м...

Некоторые проблемные аспекты ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг

В статье авторы раскрывают понятие и проблематику договора возмездного оказания медицинских платных услуг, затрагивая правовую основу данного договора.

К вопросу о понятии договора возмездного оказания медицинских услуг

В статье авторы раскрывают понятие и проблематику договора возмездного оказания медицинских платных услуг, затрагивая правовую основу данного договора.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве

В статье рассмотрено понятие медицинской услуги, определены признаки, дана характеристика качества медицинских услуг, уточнено определение медицинских услуг.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услу...

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Защита прав несовершеннолетних потребителей в сфере оказания медицинских услуг

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с оказанием медицинских услуг несовершеннолетним потребителям. Согласно законодательству Российской Федерации, несовершеннолетние граждане наделены особым статусом, и, с точки зрения закона, имеют право ...

Актуальные проблемы реализации конституционного права на судебную защиту

В статье автор пытается раскрыть актуальные проблемы реализации конституционного права на судебную защиту.

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Задать вопрос