Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.
Ключевые слова: защита прав потребителей, финансовая услуга, потребитель, омбудсмен, онлайн услуга, законодательство, пандемия, онлайн-сервис урегулирования споров.
Потребителем финансовых услуг является любое физическое лицо, с которым или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; которому оказывается финансовая услуга, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].
Защита прав потребителей имеет серьезное значение для экономики, поскольку потребительский спрос служит лейтмотивом ее развития, а сама идея о защите потребительских прав сформировалась в странах с развитой рыночной экономикой.
С развитием финансового рынка, появлением новых цифровых и финансовых услуг все чаще нарушаются права потребителей. В связи с этим, с каждым годом законодательство в этой сфере совершенствуется, появляются новые формы защиты, общественные организации и т. д.
Основными органами по защите прав потребителей финансовых услуг является: Центральный Банк России, Финансовый уполномоченный, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Банк России ведет надзорную деятельность за финансовыми организациями в области соблюдения обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, борется с нарушениями прав потребителей на получение полной и достоверной информации о финансовой услуге и с другими недобросовестными практиками.
Жалобы граждан в Роспотребнадзор являются «толчками» к проведению проверок финансовых организаций и часто основанием обращения в суд. Стоит отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2019 № 191-ФЗ Роспотребнадзор вправе обращаться в суд за защитой прав и законных интересов группы лиц.
Финансовый омбудсмен появился в нашей стране совсем недавно. Но, как отметил С. Асташов «большая категория судебных споров касательно защиты прав потребителей — это дела, связанные со страхованием, при этом страховое возмещение в результате ДТП происходит преимущественно в натуральной форме, когда при ремонте т/с используются новые детали. В свою очередь, Закон о финансовом омбудсмене действительно снял пласт нагрузки с судебной системы в ряде случаев». Например, в 2019 году было рассмотрено 153 556 дел о страховом возмещение по договору ОСАГО, а в 2020 году — 73 730 дел, 2021 году 64 775 дел. Данные показатели, подтверждают утверждение о том, что внедрение института финансового примирителя позволило снизить нагрузку на суды. Но есть и недостаток, про функционирование института финансового уполномоченного знает не самый широкий круг потребителей финансовых услуг. Поэтому необходимо продвижение данного института, например через рекламу, в которой следует разъяснять доступным для потребителей языком о полномочиях финансового уполномоченного, в каких случаях стоит обратиться [2].
Кроме государственных органов важное место в защите прав потребителей занимают общественные организации потребителей. Создаются они в случае необходимости объединения усилий граждан для защиты нарушенных прав интересов, ведения просветительской деятельности. Ключевая особенность общественной организации — ориентация на защиту потребительских прав, а не на коммерческие интересы.
В свою очередь, законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг меняется. Например, с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей», касающиеся недопустимых условий договора. Также, появилась новая форма защиты прав потребителей финансовых услуг — групповой иск. Соответствующие изменения внесены в Гражданский кодекс РФ.
Нельзя не отметить, что пандемия коронавируса оказала влияние на рынок финансовых услуг. Потребители все чаще стали пользоваться онлайн услугами. Следовательно, число жалоб в этой сфере возросло. Поэтому, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» [3]. Предполагается создание онлайн-сервиса урегулирования споров в рамках досудебного порядка.
Таким образом, защита прав потребителей финансовых услуг достаточно развита. Но остаются некоторые пробелы, например, в Закон о защите прав потребителей следует внести изменения, касающиеся потребителей онлайн-услуг, т.е. через интернет.
Литература:
- Официальный сайт финансового уполномоченного. Глоссарий. Потребитель финансовых услуг. URL: https://finombudsman.ru/kb/glossarij/potrebitel-finansovyh-uslug-2.html/
- Эксперты обсудили проблемы в сфере защиты прав потребителей. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/eksperty-obsudili-problemy-v-sfere-zashchity-prav-potrebiteley/.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398–7. (дата обращения 10.12.2022)