В данной статье затрагивается важная для современной лингвистики проблема применения дискурсивного подхода к анализу различных типов текстов. Актуальность темы настоящей статьи обусловлена стремительным развитием современной лингвистики и потребностью применения новейших подходов к исследованию синтаксического построения речи.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, дискурс, когнитивный синтаксис, коммуникация, медиадискурс.
На современном этапе развития науки одним из самых прогрессивных подходов к исследованию синтаксического построения устной и письменной речи является дискурсивный подход. В конце XX века появляется новая ветвь лингвистики — когнитивная лингвистика: «A new branch of linguistics emerged in the last decades of the 20th century — cognitive linguistics. The real understanding of speech is possible when many aspects are taken into consideration, not only purely linguistic ones, but everything that accompanies our speech — the whole discourse» [1, с.138–139]. В связи с этим возникает и новая парадигма — «когнитивно-дискурсивная» [2]: «The end of the 20th century was marked with the emergence of the new scientific paradigm: functionalism together with cognitive science were recognized as a new turn in linguistics. The performance of every new knowledge paradigm is invariably linked to reconsideration of those heritages which it gains from the previous paradigms and — mainly — from fundaental ideas comprising the topical area in science. Such situation has also influenced the definition of language per se within the cognitive science which considers it as an access arrangement to the brain's functions, mental activity and processes performed by the person» [3, с. 298].
Термин «дискурс» можно считать одним из наиболее популярных и широко употребляемых в современных гуманитарных науках. При всём многообразии существующих сегодня определений данного понятия специалисты в разных областях знания говорят о таких видах дискурса, как персональной и институциональный, бытовой и бытийный, компьютерный и газетный, культурный и культурологический, политический и публицистический, философский и научный, религиозный и педагогический, деловой и рекламный, медицинский и массово-информационный; кроме того, исследователи выделяют дискурс репортажей и интервью, повествовательный и поэтический, монологический и диалогический, письменный и устный. Пристальному изучению подвергаются функции и структура, содержательная и формальная связность, модальные характеристики и многие другие свойства дискурса.
Следует отметить, что изначально термин «дискурс» во французской лингвистической традиции означал речь в общем смысле этого слова. Кроме того, на ранних этапах исследований данной проблематики понятия «текст» и «дискурс» использовались многими лингвистами в как взаимозаменяемые термины: термин «текст» употреблялся в отношении письменной коммуникации, а «дискурс» — в отношении устной. С развитием же прагмалингвистического направления в описании языка эти термины стали дифференцировать, а под дискурсом стали понимать «текст, погруженный в контекст языкового общения и взаимодействия» и — более широко — «текст вместе со своим коммуникативно-прагматическим контекстом» [4, с. 125]. Е. О. Менджерицкая предлагает следующее определение дискурса: «дискурс — это передача когнитивного содержания, вкладываемого адресантом, адресату через посредство текста в его лингвистическом воплощении и заложенных в нем определенных стратегий подачи информации» [5, с. 53].
Исследователь Е. С. Кубрякова указывает на связь между понятиями «текст» и «дискурс»: «С когнитивной и языковой точек зрения понятия дискурса и текста связаны, помимо прочего, причинно-следственной связью: текст создается в дискурсе и является его детищем» [6, с. 73]. Ракурс рассмотрения данных понятий, по убеждению Е. С. Кубряковой, является различным, так как дискурс представляет собой деятельность, погружённую в жизнь, и при исследоваии требует учёта всех социальных параметров происходящего, а также всех прагматических факторов его осуществления. Представляется невозможным анализировать дискурсивную деятельность вне культурологических и социально-исторических данных, вне сведений о том, кто, для чего, при каких условиях и с каких позиций проводил дискурсивную деятельность. Текст же можно анализировать абстрагируясь от многих факторов из указанного перечня. Исследователь довольствуется тем, что можно извлечь из текста как такового и, таким образом, изучает его «как завершённое языковое произведение» [6, с. 73].
Многие современные учёные отмечают тот факт, что анализ дискурса должен проводиться с учётом не только лингвистических, но и экстралингвистических особенностей. Профессор О. В. Александрова говорит об этом в своей статье «On the Problem of Contemporary Discourse in Linguistics»: «Many of the contemporary scholar note that the analysis of discourse is focused on the linguistic knowledge based on the level above words, phrases or sentences and, mainly, on the context of not only linguistic, but also extralinguistic nature» [3, с. 300]. Эта же идея отражена в монографии Е. С. Кубряковой «Язык и знание: На пути получения знаний о языке»...: «С когнитивным подходом связано не только рассмотрение в новом свете разных языковых процессов, категорий и единиц. По существу с ним сопряжено в лингвистике и новое понимание языка как такового: если к обработке текстов необходимо привлечение не только собственного языкового знания, но знания экстралингвистического, в основе новых моделей языка должен лежать тезис взаимодействии различных типов знания»... [2, с. 45].
Дискурсивный анализ связан с наукой о построении речи: «Discourse analysis is closely connected with the syntactic studies: how we construct speech to make it understandable for the audience. The structure of a language cannot be described and explained unless we treat it from the point of view of functions it fulfills within a particular language, and the most important is the communicative function. Discourse analysis is very often associated with the communicative phenomena, which include not only the fact of its creation, but also its dependence on many extralinguistic factors» [1, с. 139–140]. Кроме того, подчёркивается связь между когнитивной лингвистикой и прагматикой в рамках дискурсивного подхода к исследованию построения речи: «Discourse analysis is the subject of cognitive linguistics and here pragmatic studies in fact go in the same direction with cognitive studies» [1, с. 140].
В связи с формированием представлений о когнитивной науке в целом и о когнитивной лингвистике в частности в науке закрепился термин «когнитивный синтаксис» [7, с. 220]. Когнитивный синтаксис основан на переходе с формально-логического уровня на уровень мыслей, чувств, психологии адресанта и адресата информации при анализе грамматики. Основой данного подхода исследователи считают теорию экспрессивного синтаксиса, разработанную профессором О. В. Александровой и её учениками [8]. Следует отметить, что в связи с развитием дискурсивно-когнитивной парадигмы современная лингвистическая наука уделяет большое внимание стратегиям представления информации, а также их языковому воплощению. Особый интерес для современных учёных представляет исследование так называемой «качественной прессы» («quality press»).
Дискурс является когнитивным процессом и, следовательно, включает в себя особенности представления, подачи, а также восприятия информации. Исследователь Е. О. Менджерицкая отмечает, что синтаксис играет важнейшую роль в данных процессах: «Именно синтаксическая организация речи позволяет не только донести информацию до определённой целевой аудитории, но и оказать воздействие на мнение читателей, обеспечивая адекватность восприятия» [7, с. 223]. Анализ источников проходит на нескольких уровнях:
1.Малый синтаксис (словосочетание);
2.Большой синтаксис (предложение, членение на предложения, деление на абзацы, структура абзаца, структура текста).
Помимо так называемой «качественной прессы» исследователей также интересует анализ текстов глянцевых журналов, лингвистические стратегии которых зависят непосредственно от характеристик и потребностей целевой аудитории. На основе изучения структуры многих известных изданий делается вывод о том, что «публицистический дискурс не является только текстовой структурой, а представляет собой сложное явление, учитывающее и экстралингвистическую ситуацию, и характеристики участников коммуникации, и различные стратегии, лежащие в основе производства новостей, а также их соотвествующее языковое, в частности синтаксическое, оформление» [7, с. 223–224]. Например, журналы могут быть различимы по гендерному аспекту, возрасту, социальному статусу, хобби читателей и т. д.
В заключение хотелось бы отметить, что с течением времени человеческое сознание и мышление постоянно меняются, обновляются. Люди в процессе коммуникации создают различные дискурсы, а также СМИ. Это происходит благодаря глобализации, развитию Интернета и других средств передачи данных. Таким образом, открываются всё новые и новые возможности для формирования различных дискурсов, а также медиадискурсов посредством ведения блогов, общения в форумах, сообществах и социальных сетях.
Литература:
- Александрова О. В., Комова Т. А. Современный английский язык. Морфология и синтаксис = Modern English Grammar: Morphology and Syntax. — М.: Издательский центр «Академия» 2013. — 224 с.
- Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира./ Языки славянской культуры. — М., 2004. — 560 с.
- Александрова О. В. On the Problem of Contemporary Discourse in Linguistics.// Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. 10 (3). — с. 298–302.
- Сусов И. П. Семиотика и лингвистическая прагматика.// Язык, дискурс и личность. — Калинин: Изд-во КГУ, 1990 г. — с. 125–133.
- Менджерицкая Е. О. Термин «дискурс» и типология медиадискурса.// Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 2006. № 2. — с. 50–55.
- Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения./ Текст. Структура и семантика. Т. 1. — М., 2001. — с. 72–81.
- Менджерицкая Е. О. Когнитивный синтаксис современного английского языка: предмет и принципы анализа.// Вестник СамГУ. 2009. № 7 (73).— с. 219–225.
- Александрова О. В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.: Высшая школа, 1984.— 212 с.