Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей раннего возраста в период адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.09.2019

Статья просмотрена: 2478 раз

Библиографическое описание:

Бондяева, Е. В. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей раннего возраста в период адаптации / Е. В. Бондяева, Н. В. Мыцык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62423/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: дети раннего возраста; адаптация, детский сад, игры и упражнения.

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается жизнь обычно с детского сада. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от педагога больших усилий. Поэтому воспитателю необходимо знать, как грамотно организовать адаптационный период ребенка.

Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, наполненный своими жителями. А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще много человек. Их так много, стоит невероятный шум, и нет такого места, где можно было бы от всего этого спрятаться, и нет ни одного близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.

Так видит свой приход в детский сад трехлетний малыш, согласитесь, картина не из приятных. Его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют.

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одной из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстр освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно нужно:

  1. Создать эмоционально благоприятную обстановку в группе.
  2. Правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период.

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Игра — это уникальное средство воспитания и развития ребенка, которое издавна используется народной педагогике. Развитию игровой деятельности мы уделяем особое внимание. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности.

В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на создание эмоциональной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Такие игры как: “Давайте познакомимся”, ”Иди ко мне”, “ Объятия ”, “Дай ручку”, “Ку-ку”, “Мыльные пузыри”. “Солнечные зайчики”, “Ладушки”,”Сорока”. В играх — потешках малышей привлекает простота и легкость действий, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры, в которых дети с помощью выразительных движений и звуков изображают животных,птиц, машину, паровоз и др.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.

Под окружающей средой мы подразумеваем помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал). Мы начинаем с группы, показываем все уголки группы, рассказываем об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы.

“Найди игрушку”, “Чьи вещи?”, “Как пройти?”, “Прячем мишку,” “Собери игрушку”

Игры и упражнения, направленные на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.

Бывают такие моменты, когда дети не могут поделить игрушку или игру, ссорятся и плачут. Мы снижаем агрессивность, стараемся отвлечь, переключить на другие игры: (по кочкам, покатаемся на лошадке, сороконожка). Используем «уговорушки», “Абри-фини мокрый нос”, “Про Яну-несмеяну ”, “Хнычу-плачу”. “Где ты дедушка-молчек”.

Мы проводим с детьми упражнения и игры на снятие психоэмоционального напряжения.

– Релаксационные игры. Такие игры позволяют детям раскрепоститься почувствовать себя уверенными. Расскажи стихи руками: “Мишка”, “Зайка”, “Столяры”, “Зарядка”.

– Успокаивающие игры: ”Овощи отдыхают”, ”Звери и птицы спят”.

– Музыкальные игры. Используем для игр музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещотки, погремушки. бубны, дудочки). Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать, подражать и имитировать звучание разных инструментов (например, дудочка “ду-ду”, барабан “бум-бум”).

– Двигательные игры. Малыши очень любят двигательные игрушки каталки, тележки, коляски, машинки. Они позволяют развивать двигательные функции, моторику, могут отвлечь их от переживаний на некоторое время и служат прекрасным развлечением.

– Развивающие игры. Снимаем отрицательные эмоции такими играми как (шнуровки, пирамиды, пазлы, игры-вкладыши), они способствуют умственному развитию, развивают мелкую моторику, память, помогут различать предметы по величине, цвету, форме, ориентироваться на плоскости, обогатить словарный запас.

– Творческие игры. Умственному развитию детей способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами (лото, домино). “Что катится?” – эта игра познакомит ребенка с формой предметов. “Сверни ленту” Мы устраиваем интересные соревнования по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на карандаши. “Построим башню” Понятие «устойчивый — неустойчивый».

– Игры на развитие мелкой моторики рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. “Жук”, “Коза”, “Пароход”, “Лодка”, “Стол”, “Стул”, “Очки”.

– Дидактические игры. В нашей группе есть уголок “Кухня”, где дети могут, играя повторять действия родителей (сварить покушать, покормить гостей, расставить посуду), тем самым как бы приближая к себе своих близких. С помощью игры “Кукла Катя обедает” закрепляем представление об использовании предметов посуды; развивать игровой опыт, ребята, играя, познают окружающий мир, знакомятся с правилами этикета, учатся помогать друг другу. «Накормим куклу Машу»

– Подвижные игры с правилами. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. Таких игр множество, вот некоторые которые мы используем: “Воробышки и автомобиль”, “Солнышко и дождик”. “Кот и мыши”. “Мыши водят хоровод”, “Хитрая лиса”.

– Физкультминутки. Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки. «Идём гулять», «По ровненькой дорожке», «Три медведя», «Раз-два…», «Клен», «Зайка», «Все ребята дружно встали».

– Игры с различными материалами. Мы организовываем игры с песком и водой, тем самым мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, создавать новые постройки, а потом разрушать их и снова строить. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Для игр с водой мы используем набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, камешки, ракушки и т. д.

– Речевые игры. Речевые игры – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной. Но главное, пожалуй, то, что ребёнок, играя, избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе. Рассказываем стихи руками; “Паучок”, “Апельсин”, “В огороде”, “Грибок”.

Игра – самая любимая и естественная деятельность малышей. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни.

Литература:

  1. Адаптация дошкольников к условиям детского сада Румия Калинина, Из книги «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения» Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006. — С. 236
Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, ребенок, ранний возраст, адаптационный период, воспитатель, игровая деятельность, мелкая моторика рук, окружающая среда, стих руками.


Похожие статьи

Патриотические воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи требует особого внимания и использования нестандартных методов. В статье обсуждаются практические методы, такие как индивидуальный подход, мультимедийные технологии, муз...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Особенности поведения дошкольников с аутизмом

В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада

В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Похожие статьи

Патриотические воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи требует особого внимания и использования нестандартных методов. В статье обсуждаются практические методы, такие как индивидуальный подход, мультимедийные технологии, муз...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Особенности поведения дошкольников с аутизмом

В статье рассматриваются основные характеристики поведения детей с аутизмом, такие как повторяющиеся действия, ограниченные интересы, нарушения в общении и взаимодействии с окружающими. Также обсуждаются методы поддержки и помощи детям с аутизмом в д...

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада

В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.

Задать вопрос