Правовые основы охраны окружающей среды при эксплуатации автотранспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.09.2019

Статья просмотрена: 2171 раз

Библиографическое описание:

Михайлов, Н. С. Правовые основы охраны окружающей среды при эксплуатации автотранспорта / Н. С. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62381/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматриваются правовые основы охраны окружающей среды при эксплуатации автотранспорта. В частности, рассмотрены нормативы в области защиты окружающей среды при использовании автотранспортных средств и влияния автотранспорта на атмосферный воздух. Анализируются нормы ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Ключевые слова: автотранспорт; нормативы; атмосферный воздух; охрана окружающей среды

Единого понятия автотранспортного средства или транспортного средства не существует, но в разных нормативно-правовых актах встречаются близкие по содержанию определения. Например, в ПДД РФ п.1.2 [2] можно встретить такое определение:

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В ст.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3] устанавливается, что под транспортным средством следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Неоднозначность определения транспортного средства вызывает определенные проблемы в области охраны окружающей среды в целом и атмосферного воздуха в частности. Следует также отметить, что положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» [5] и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [6] заметно разнятся.

Например, атмосферный воздух является частью окружающей среды, однако его охрана регламентируется отдельным федеральным законом. Это делает охрану окружающей среды более сложным процессом. Законодатель распорядился разграничить эти два понятия. Это, по моему мнению, является ошибкой, так как единство биологических процессов осуществляется повсеместно, без разграничений.

Также нужно обратить внимание на то обстоятельство, что в ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отсутствуют предельно допустимые нормы выбросов как автотранспортных средств, так и других источников загрязнения. Касательно автотранспорта они содержатся в ГОСТе Р 56162–2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов» [12].

Если рассматривать иные выбросы, влияющие на атмосферный воздух, то расчеты и их количество содержатся в Проекте Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» (подготовлен Минприроды России 08.08.2018) [11].

Более подробно остановимся на влиянии автотранспорта на окружающую среду. Транспорт играет особую роль в современной жизни человека. В связи с повсеместным и повседневным использование, возникли проблемы, связанные с пагубным влиянием автотранспорта на основные элементы природной среды — воздуха, почвы, водным ресурсов и т. д.

Если обратиться к техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» [9], то можно заметить, что в нем дается точное определение такому понятию, как «технические нормативы выбросов» — устанавливаемые в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой и двигателями внутреннего сгорания работы или пробега. Так же приводятся другие очень важные определения. Например, «Экологический класс» -классификационный код, характеризующий автомобильную технику и двигатель внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов.

Автомобильная техника, согласно данному документу, подразделяется на следующие типы:

− Легковые автомобили;

− Автобусы, а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения;

− Грузовые автомобили, а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения.

На сегодняшний день данный технический регламент утратил силу, но на его место пришли: ГОСТ Р 56162–2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу [9]. Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» [10]; «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [1]; частично Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» (подготовлен Минприроды России 08.08.2018) и др.

Так же следует отметить, что проблема выбросов автотранспортом пагубно влияет и на почву. Данный вопрос регулируется: «Земельным кодексом Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ [4]; разными ГОСТами — ГОСТ 17.4.2.01–81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния [13].

Пагубное влияние оказывается и на водные ресурсы. Например, качество питьевой воды установлены СанПиНом 2.1.4. 1176–02, утвержденные Главным санитарным врачом РФ 26.11.2002г. «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, санитарная охрана водоисточников» [14].

Отсутствие единства нормативно-правового документа пагубно влияет на осуществление полноценного соблюдения защиты, охраны и восстановления окружающей среды. Перечисленные недостатки нарушают внутреннюю согласованность в системе экологического законодательства, приводят к снижению его результативности.

Пагубное влияние на окружающую среду оказывает множество факторов, но именно автотранспорт влияет практически на все элементы природной среды, поэтому, на мой взгляд, этот источник является, пожалуй, самым вредоносным.

Существует также огромное количество разного рода коллизий в вопросе охраны окружающей среды. Например, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [7] не предусматривает возможность установления в Российской Федерации государственных стандартов относительно охраны окружающей среды, однако Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет в ст. 29, что именно государственными стандартами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Еще один яркий пример коллизии — пунктом 3 ст. 70 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право на проведение научных исследований в области охраны окружающей среды предоставлено только научным организациям, в то же время, исходя из содержания ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [8], можно сделать вывод о том, что научную деятельность вправе осуществлять не только юридические лица, но и физические лица — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Таким образом, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» существенно сужает перечень субъектов, наделенных правом на осуществление научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды.

Причины появления коллизий в экологическом законодательстве различны. С одной стороны, возникновение коллизий связано с объективными проблемами эколого-правового регулирования, а с другой — обусловлено влиянием целого ряда субъективных факторов, связанных с деятельностью человека (в первую очередь, с деятельностью законодателя и правоприменителя).

Основные проблемы данных видов разногласий связаны со следующими причинами:

− экологическое право — это достаточно молодая отрасль российского законодательства;

− оно, на сегодняшний момент, активно дополняется и расширяется;

− вопросы экологии значительно изменились с начала XXI века (глобальное потепление; разрушение озонового слоя);

− принятие нормативно-правовых актов разных организаций (ООН; ЕАЭС; собственные законы и подзаконные акты);

− частичное отсутствие понимания важности вопроса экологии и окружающей среды.

Исходя из вышесказанного, законодателю следует разработать специальные, а главное единые правила использования автотранспортных средств; выработать единые стандарты охраны и восстановления окружающей среды без деления на составляющие (атмосферный воздух); внимательнее следить за коллизионными ситуациями в данном вопросе; осуществлять грамотную кодификацию международных договоров и документов; осуществлять жесткий контроль за деятельностью государственных и частных предприятий, занимающихся защитой и предотвращением негативных последствий окружающей среде; проводить в учебных заведениях уроки экологического воспитания для понимания важности вопроса правовой охраны окружающей среды.

Следует понимать, что данный вопрос будет актуален на протяжении многих лет, так как восстановление экологического равновесия требует значительного количества времени. Поэтому следует тщательнее заниматься вопросами экологии.

Литература:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 27.08.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)»;
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ст.12.1);
  4. «Земельным кодексом Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ;
  6. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ;
  7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  8. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.3);
  9. Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»;
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»;
  11. Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» (подготовлен Минприроды России 08.08.2018);
  12. ГОСТ Р 56162–2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов»;
  13. ГОСТ 17.4.2.01–81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния;
  14. СанПиН 2.1.4. 1176–02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, санитарная охрана водоисточников», утвержденный Главным санитарным врачом РФ 26.11.2002г.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, атмосферный воздух, автомобильная техника, область охраны, охрана, Российская Федерация, внутреннее сгорание, транспортное средство, Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс.


Похожие статьи

Охрана атмосферного воздуха | Статья в журнале...

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды

Охрана атмосферного воздуха имеет огромное значение, поскольку именно он зачастую

Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязнение атмосферного воздуха...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска. С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

Внешняя торговля характеризует динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. Одним из ее ключевых элементов является импорт.

Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути...

Состояние окружающей природной среды Российской Федерации постоянно ухудшается. Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие: загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды...

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

Атмосферный воздух можно назвать одним из самых жизненно важных элементов окружающей нас среды.

Поэтому меня и заинтересовала такая проблема как ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, ведь она является...

Организация таможенного контроля за осуществлением...

Таможенные органы таможенного союза проводят контроль, в том числе в отношении таможенной декларации, а также документов и сведений о

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, таможенный контроль, пункт пропуска, таможенная...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами...

Правовая охрана промышленных образцов по законодательству...

Евразийское экономическое сообщество является международной экономической

В состав ЕврАзЭС входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан

Также ряд базовых вопросов в области охраны промышленных образцов остается вне его содержания [2].

Похожие статьи

Охрана атмосферного воздуха | Статья в журнале...

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды

Охрана атмосферного воздуха имеет огромное значение, поскольку именно он зачастую

Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязнение атмосферного воздуха...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска. С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое...

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

Внешняя торговля характеризует динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. Одним из ее ключевых элементов является импорт.

Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути...

Состояние окружающей природной среды Российской Федерации постоянно ухудшается. Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие: загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды...

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

Атмосферный воздух можно назвать одним из самых жизненно важных элементов окружающей нас среды.

Поэтому меня и заинтересовала такая проблема как ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, ведь она является...

Организация таможенного контроля за осуществлением...

Таможенные органы таможенного союза проводят контроль, в том числе в отношении таможенной декларации, а также документов и сведений о

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, таможенный контроль, пункт пропуска, таможенная...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами...

Правовая охрана промышленных образцов по законодательству...

Евразийское экономическое сообщество является международной экономической

В состав ЕврАзЭС входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан

Также ряд базовых вопросов в области охраны промышленных образцов остается вне его содержания [2].

Задать вопрос