Теоретическая модель опросника экспресс-диагностики психоэмоциональных состояний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.09.2019

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Вероника. Теоретическая модель опросника экспресс-диагностики психоэмоциональных состояний / Вероника Чернова, Т. Н. Гучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62352/ (дата обращения: 16.11.2024).



Психоэмоциональные нарушения способствуют снижению функционального состояния и качества жизни людей, а в ряде случаев приводят к возникновению нервно-психической патологии. С момента начала изучения психоэмоциональных состояний, в частности невроза, депрессии и одиночества, выдвигалось множество теорий о возможных причинах и механизмах их развития. Большинство этих теорий разделяют человеческое поведение и состояние на норму и патологию, стремясь экспериментально подтвердить выдвинутые гипотезы, хотя это не всегда представляется возможным. Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования средств и способов для их диагностики, профилактики и коррекции. В своей практической деятельности психолог сталкивается с потребностью в специфическом инструментарии для построения более эффективного плана коррекционных и психотерапевтических мероприятий.

Психоэмоциональные состояния представляют собой особую форму психических состояний человека, переживаний с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и самому себе. Также необходимо отметить, что данные состояния в большей степени регулируются эмоционально-волевой сферой и включают в себя эмоциональные реакции и отношения. Данное понятие является собирательным и включает в себя ряд феноменов, таких как одиночество (Ф. Фромм-Рейхман, Р. Вейс, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом, С. Г. Корчагина), депрессия (О. П. Вертоградова, В. Н. Синицын, Н. Д. Лакосина, Ю. А. Александровский, А. Б. Смулевич) и невроз (М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, К. Хорни). С целью последующего построения модели психоэмоциональных состояний нами были отобраны определения, наиболее полно отражающие их особенности.

Одиночество — это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной, или имеющей психологические причины, социальной изоляции [1]. Физическая или эмоциональная изоляции являются обязательным условием для его проявления, что способствует резкому увеличению потребности в общении. В рамках исследовании нам необходимо понимание одиночества как состояния, которое определяется нарушением гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.

Депрессия (депрессивный эпизод) — это психического расстройства с характерными соматическими, когнитивными и эмоциональными нарушениями, среди которых снижение настроения, ангедония, суицидальные тенденции [5].

Невроз (невротическое расстройство) — это группа нервно-психических расстройств, для которых характерны астенические, навязчивые или истерические проявления, с временным снижением умственной и физической работоспособности, а также критического отношения к своему состоянию [2].

Изучив эти вопросы в научной литературе, можно видеть, что возникновение невроза, одиночества и депрессии в большинстве своем связано с нарушением значимых отношений, а их проявления носят как психологический, так и физиологический характер.

Исходя из данного утверждения, мы считаем уместным, рассматривать сквозь призму патогенетической теории В. Н. Мясищева не только невроз, но также одиночество и депрессию.

Таким образом, в основе всех этих психоэмоциональных состояний лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненные для нее переживания, ведущие к психологической и физиологической дезинтеграции. Для возникновения данных психоэмоциональных состояний необходим комплекс пусковых факторов, среди которых соматические заболевания, психические травмы, личностные особенности, психологические трудности [3,4].

На основе теоретического анализа была построена модель психоэмоциональных состояний:

Рис. 1. Модель психоэмоциональных состояний

В настоящее время основная часть методик направлена на измерение отдельных психоэмоциональных состояний. Данные опросники имеют в основе разные теоретические подходы и методы оценки, что в значительной степени затрудняет сопоставление и интерпретацию полученных результатов, а иногда и делает невозможной в связи с их противоречивостью. Сама процедура диагностики с использованием большого количества методик, имеющих в своей структуре типовые, повторяющиеся вопросы, может вызывать у исследуемого в некоторых случаях повышение тревожности и агрессивные тенденции, а в других случаях оказаться и вовсе нецелесообразной, в виду его быстроистощаемости.

Недостаточная разработанность данной проблемы обуславливает последующую разработку и апробацию методики экспресс-диагностики психоэмоциональных состояний, а широкий круг параметров и диагностических критериев, определенных в рамках разработанной нами модели, позволяет сформулировать вопросы, учитывая основные характеристики каждого из выделенных состояний.

Литература:

  1. Большой психологический словарь/ Авдеева Н. Н. и др. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. — 666с.
  2. Вертоградова О. П., Войцех В. Ф., Волошин В. М. и др. Психопатологические критерии диагностики депрессии: метод. рекомендации. — М., 1980, 20 c.
  3. Иовлев, Б. В. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. / Б. В. Иовлев, Э. Б. Карпова. — СПб.: Сенсор, 1999.- 76с.
  4. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960, 426 с.
  5. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Прометей, 2013. — 584 с.
Основные термины (генерируются автоматически): депрессия, одиночество.


Похожие статьи

Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов

Теоретическая основа проблемы психологических особенностей подростков с суицидальным поведением

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Технология формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военных вузов

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Похожие статьи

Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов

Теоретическая основа проблемы психологических особенностей подростков с суицидальным поведением

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения

Эмпирическое исследование индивидуального стиля деятельности воспитателя

Технология формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военных вузов

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Задать вопрос