Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.09.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Э. М. Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан / Э. М. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62262/ (дата обращения: 26.04.2024).



Дилемма организации и выстраивания взаимоотношений государства и гражданина является одной из важнейших проблем в рамках общего механизма осуществления нормативного регулирования всей системы общественных отношений, в которых основополагающим элементом выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, и принцип, сформулированный еще И. Кантом, взаимоответственности личности и государства [1], особенно в условиях построения свободных рыночных отношений. Разрешение данной проблемы носит теоретико-практический характер для любого государства [2]. В контексте вышесказанного извечным остается противоречие между необходимостью обеспечения общественной безопасности и правами и свободами человека и гражданина.

При этом Б. С. Эбзеев отмечает, что современная Конституция воплощает либерально-социальную модель построения этих отношений, объединяя в себе ценности индивидуальной свободы и взаимной ответственности государства и человека. Основные конституционные права и свободы накладывают на государство не только пассивную обязанность, выражающуюся в воздержании от вмешательства в границы свободы индивида, но и активную, проявляющуюся прежде всего в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении принадлежащих человеку прав и свобод [3].

В своего рода «фундаменте» устройства демократического правового государства лежит тезис о примате общечеловеческих ценностей, а, следовательно, должна обеспечиваться реализация провозглашенных прав и свобод граждан, которые, в том числе, должны отвечать предъявляемым международным сообществом требованиям, выраженным в соответствующих международных актах. Обеспечение реализации этих прав есть не только принцип законности, но важная предпосылка формирования правового государства.

В свою очередь, правовое государство в гражданском обществе — это не столько научная концепция, позволяющая слить воедино государство и право и предполагающая обеспечение свободы каждого отдельно взятого индивидуума, следование своим желанием по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», но и определенно направленная деятельность по решению экономических, социальных и ряда иных проблем, принятию соответствующих законов, целевых программ и т. п. и последующему их претворению в жизнь, при этом применяется весь государственный аппарат, в том числе и аппарат принуждения [4].

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. При этом построение правового государства — важная долгосрочная стратегическая цель для нашей страны, и как отмечает В. В. Лазарев, еще не реальность [5]. Венцом развития правового государства, его высшим этапом, логическим завершением должно быть создание социального государства [6], поэтому обеспечение и защита социальных прав — важная и неотъемлемая функция государства.

Основу построения правового государства образуют важные принципы:

1) верховенство закона, примат права над государством;

2) разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

3) ответственность государства перед своими гражданами;

4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Исходя из анализа этих принципов, а также положений ст. ст. 1, 2 Конституции России следует обозначить основные функции правового государства, заключающиеся в обеспечении гарантий, охраны, защиты и реализации основных прав и свобод человека и гражданина, а также их признание и соблюдение.

Во время начавшегося с момента распада Советского союза и продолжающегося до сих пор процесса реформирования и демократизации российского государства и всех его институтов важное место занимает проблема определения прав человека и гражданина, особенность сложившейся на сегодняшней обстановки, по мнению Т. Л. Живулиной заключается в том, проведение целенаправленной атеистической политики вылилось в то, что идея нравственных начал права игнорировалась и, как итог, теория прав человека не получила широкого распространения [7]. Однако провозглашенные и реализуемые права человека определяют ту самую свободу личности, степень её независимости (автономии) и возможность на самоопределение; приводят в порядок и устанавливают целесообразное соотношение в сфере общественных связей и отношений, основываясь на общепризнанных стандартах в области прав человека; обозначают возможную степень вмешательства со стороны государства в область личных свобод индивидуумов, при этом образуя соответствующие правовые препятствия для произвола со стороны структур государства; определяют объем взаимных прав и обязанностей гражданина и государства; поддерживают устойчивость и планомерность развития общества, обеспечения его жизнедеятельности и жизнеспособности на основе ретроспективного опыта правовых форм взаимодействия людей. То есть, как указывает В. В. Гущин, права человека — главный индикатор при оценивании качества государственности, уровня её демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям [8].

В специальной литературе мнения в отношении дефиниции прав человека и гражданина разделились на две большие группы: некоторые ученые видят в правах общественные задачи, а другие в свою очередь — личностные начала.

По мнению Е. А. Лукашевой, под правами человека следует понимать одну из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие, в их идее осуществилась кристаллизация исторического наследия гуманитарного мышления — политического, правового, нравственного, религиозного и социокультурного [9].

В. С. Нерсесянц полагает, что права человека — это признание правоспособности и правосубъектности человека в их историческом развитии в разные эпохи, исходя из определенных критериев следует судить о том, кого отдельно взятая правовая система признавала в качестве человека имеющего права [10].

При этом однозначно, что отсутствует единая трактовка определения понятия «права и свободы человека и гражданина». Проблема разграничения прав человека и гражданина рассматривалась различными учеными, так, Л. Д. Воеводин, связывал данное разделение с влиянием естественно-правовой доктрины, заключающимся в том, что некоторые права образовались и существовали еще до появления и признания их государством, при этом со стороны государства также провозглашались права, не существовавшие до него, права человека первичны по отношению к правам гражданина [11]. Однако признание прав человека на государственном уровне есть своего рода их трансформация в права гражданина, данное деление в современном обществе нивелируется и довольно условно, потому что естественные права человека уже признаны всеми демократическими государствами и уже выступают в качестве прав гражданина. То есть, в целом категории «права» и «свободы» выступают синонимами, также, как и категории «человек» и «гражданин», что не искажает их сущностного содержания, а демонстрирует правовую традицию.

Права человека развивались вместе с развитием человечества и находятся во взаимосвязи, а также концепциями правопонимания. Так, выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает только естественные и политические права (личные) в рамках естественно-правовой концепции. Они явились итогом буржуазных революций в странах Европы и Америки.

Второе поколение прав, так называемых «позитивных прав», сформировалось в середине XX в. ходе борьбы за улучшение уровня своего благосостояния, за приоритетность социально-экономической составляющей в деятельности государственных структур [12]. Связано в первую очередь с социальными, экономическими и культурными правами.

Вторая половина XX в. ознаменовала серьезные демократические и гуманистические преобразования и предопределило возникновения третьего поколения прав человека. Их связывают с коллективными правами, которые могут осуществляться какой-либо общностью [13]. Однако иные исследователи считают, что третье поколение необходимо связывать с правами незащищенных категорий населения, которые в силу ряда причин не имеют равных прав в сравнении с другими гражданами.

Российская конституция закрепляет и гарантирует следующие права человека: личные права, политические, экономические, социальные, культурные, экологические. Все права и свободы человека обеспечены равной защитой.

В. Г. Бессарабов указывает, что важность социальных функций государства, закрепленных в Конституции РФ, нельзя переоценить и это предрешает широту мер воздействия со стороны государства, которые проявляются в правовой и экономических плоскостях для решения проблемы гармонизации отношений между гражданином и государством, политика государства должна быть грамотой, продуманной и юридический оформленной.

Одним из важных средств, способов обеспечения прав и свобод гражданина является прокурорский надзор [14]. Исторически сложилось в России, что на прокуратуру возложена функция общего надзора за исполнением законов. В Закон о прокуратуре в 1995 г. также было включено такое направление надзорной деятельности прокуратуры как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вышесказанное обусловило позицию И. А. Алжеева о том, что при осуществлении своей деятельности каждый работник прокуратуры в стране должен задаваться вопросом: соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина [15].

Реализация конституционных прав граждан — одна из наиболее сложных проблем современной России. В связи с этим не теряет актуальности надзор за соблюдением законодательства о защите прав и свобод граждан. По-прежнему значительное количество граждан обращается с жалобами и заявлениями в органы прокуратуры [16].

В федеральном законе «О прокуратуре» одной из целей в развитие соответствующего конституционного установления провозглашается защита прав и свобод человека и гражданина, а разд. III в 1995 году был дополнен главой 2 специально посвященой данному направлению деятельности наряду с такими традиционными направлениями надзора как общий надзор, а также глава 3 и 4. С того момента возникла необходимость проведения исследований, связанных с определением места этой деятельности в общей структуре современного прокурорского надзора.

Так, В. Б. Ястребов, Г. В. Бессарабов и Ю. Е. Винокуров выделяют данное направление в качестве самостоятельного, что соответствует конституционным установлениям о приоритете прав и свобод человека и гражданина [17].

А А. Х. Казарина придерживается позиции «общенадзорной» правовой сущности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наравне с надзором за исполнением законов, а появление специальной главы не соответствует идеям о выделении нового направления надзорной деятельности [18].

Достаточно интересной представляется особая точка зрения на данный вопрос О. В. Воронина, полагающего, что данное направление по своему характеру ближе всего находится к надзору за соблюдением законов, и объединение данных направлений возможно лишь в случае реанимирования такой правовой категории, как «общий надзор» [19].

Следует согласиться с Ю. Е. Винокуровым о том, что подобные дискуссии имеют право на жизнь, однако включение и закреплением законодателем данного положения в качестве направления надзора уже существующая реальность [20].

Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением личных, политических и социально-экономических прав и свобод включает наличие обширных и различных функций, что является оправданным для обеспечения защиты органами прокуратуры частных интересов. При этом определение этих пределов напрямую связано с местом органов прокуратуры в системе разделения властей. Сужение же сферы прокурорского надзора до надзора за исполнением ряда законов было бы неверным, искажающим саму суть законодательного определения места и роли прокуратуры, целей ее деятельности по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности.

Институционализация прокурорского надзора как средства защиты прав и свобод граждан происходит в связи с появлением объективных потребностей в обеспечении единства законности. Необходимость закрепления именно самостоятельной прокурорской власти, что будет соответствовать потребностям общественного развития (соотношения общественных сил в России), обосновывается невозможность подчинения прокуратуры какой-либо другой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), поскольку это приведет к разрушению складывающейся в государстве системе «сдержек и противовесов», усилит опасность нарушения законов.

Дальнейшее совершенствование деятельности и повышение эффективности органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан, предполагает согласованность действий всех ветвей власти и базирование на системе «сдержек и противовесов». Представляется необходимым закрепить в ст. 10 и 11 Конституции РФ самостоятельность прокурорской власти, а в отдельной главе «Прокурорская власть» — ее осуществление посредством прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, а также посредством уголовного преследования. С учетом этого прокурорская система должна устанавливаться Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры РФ, как и судов (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ), надлежит определять федеральным конституционным законом.

Таким образом, права гражданина следует определить, как минимальный набор прав, которым должен обладать каждый гражданин с учетом исторических особенностей развития отечественной государственности, а деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзорных полномочий по соблюдению прав и свобод человека и гражданина понимать как особый межотраслевой надзор.

Литература:

  1. Цит. по. Ветров Е. А., Кабанова Е. Е. Основы государственного управления: учеб.-метод. пособие. изд. 2-е, стер. М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. С. 31.)
  2. Титова Е. В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex Russica. 2018. № 11 (144). С. 70.
  3. Конституции России — 25 лет. Заметки участника Конституционного совещания и члена Комиссии по доработке проекта Конституции // Конституция Российской Федерации: К 25-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. / Эбзеев Б. С. М.: Статут, 2018. С. 215–216.
  4. О. В. Орлова Роль государства и права в гражданском обществе // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 1. С. 48.
  5. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство Юрайт, 2009. С.57.
  6. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 56.
  7. Живулина Т. Л. Права человека в современных теориях правопонимания: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2009. С.4.
  8. Гущин В. В. Реализация в национальном праве международно-правовых норм в области человека // Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки», № 1. М.: МГИУ,2002.
  9. Права человека: учеб. / отв. ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С. 39.
  10. Нерсесянц В. С. Философия права: учебник. М., 2009. С. 142.
  11. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. С. 211–212.
  12. Галкин И. В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации // Lex Russica. № 2 (111). 2016. С. 15.
  13. Например, право на самоопределение, территориальную целостность, суверенитет и др. См.: Лукашева Е. А. Права человека: учеб. для вузов. М., 2003. С. 45.
  14. Коробейников Б. В. Прокурорский надзор — важное средство защиты прав человека и гражданина // Вестник КГУ. 2015. № 1. С. 197.
  15. Алжеев И. А. Конституционно-правовой механизм обеспечения органами прокуратуры прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 2(7). С. 106.
  16. И. С. Викторов. Избранные научные труды / сост. Н. А. Игонина, Т. В. Ашиткова, Д. Г. Добрецов, Д. И. Ережипалиев, Н. В. Щукина; вступит. сл. докт. юридич. наук Н. А. Субановой; Университет прокуратуры Рос. Федерации. М., 2018. С. 300.
  17. Ястребов В. Б. Учебник прокурорского надзора. М. Изд. Дом. «Городец», 2005. С. 168; Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: учебник.М.: ТК Верби;Проспект,2006. С. 221; Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. С. 29–30.
  18. Казарина А. Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов: монография. М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С. 23.
  19. Воронин О. В. О правообеспечительной и правозащитной деятельности отечественной прокуратуры // Уголовная юстиция. № 1(5). 2015. С.90–91.
  20. Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). В 2 т. Том 1. Разделы I-III. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 279.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, гражданин, правовое государство, Конституция РФ, прокурорский надзор, свобода граждан, государство, Россия, общественное развитие, общий надзор.


Похожие статьи

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Проанализирована работа органов прокуратуры Республики Хакасия за 2013 год. Неоднократные нарушения прав и свобод человека и гражданина вызвало необходимость...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества.

Правовое государство — это государство в котором действует свобода, основанная на законах.[3, c.76].

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на

Свобода слова в России. Конституционно-правовой аспект

Свобода слова является одной из составляющих правового статуса личности. Свобода человека признается обычно его естественным состоянием. Свобода слова называлась одним из важнейших прав человека еще в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

свобода человека, Российская Федерация, гражданин, Хакасия, Конституция РФ, прокуратура, правовое государство

Основные функции и задачи прокурорского надзора за... прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган...

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является отдельной отраслью прокурорского надзора.

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры Российской Федерации принимают участие в рассмотрении дел судами.

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Ключевые слова: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, правовая культура, Международный билль о правах человека

Не только раскрепощение прав и свобод граждан было проведено с переходом России в статус независимости и обособленности.

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Российская Федерация, прокурорский надзор, свобода человека, система органов, прокуратура РФ, действующее законодательство, прокуратура, государственная власть, прокурорское реагирование, судебная власть.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, государственный механизм, конституционно-правовой статус, общий надзор.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Место прокуратуры Российской Федерации... Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека...

Похожие статьи

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод...

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Проанализирована работа органов прокуратуры Республики Хакасия за 2013 год. Неоднократные нарушения прав и свобод человека и гражданина вызвало необходимость...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества.

Правовое государство — это государство в котором действует свобода, основанная на законах.[3, c.76].

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на

Свобода слова в России. Конституционно-правовой аспект

Свобода слова является одной из составляющих правового статуса личности. Свобода человека признается обычно его естественным состоянием. Свобода слова называлась одним из важнейших прав человека еще в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

свобода человека, Российская Федерация, гражданин, Хакасия, Конституция РФ, прокуратура, правовое государство

Основные функции и задачи прокурорского надзора за... прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган...

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является отдельной отраслью прокурорского надзора.

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры Российской Федерации принимают участие в рассмотрении дел судами.

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Ключевые слова: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, правовая культура, Международный билль о правах человека

Не только раскрепощение прав и свобод граждан было проведено с переходом России в статус независимости и обособленности.

Конституционно-правовое регулирование деятельности...

Российская Федерация, прокурорский надзор, свобода человека, система органов, прокуратура РФ, действующее законодательство, прокуратура, государственная власть, прокурорское реагирование, судебная власть.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, государственный механизм, конституционно-правовой статус, общий надзор.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Место прокуратуры Российской Федерации... Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека...

Задать вопрос