История фабрики пианино Михкеля Салонга в Петрограде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 18.08.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Тамби С. А. История фабрики пианино Михкеля Салонга в Петрограде // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 88-93. — URL https://moluch.ru/archive/271/62061/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье рассказывается о принадлежавшей уроженцу Лифляндской губернии Российской империи Михкелю Салонгу и располагавшейся в Петрограде в начале XX века фабрике пианино. Уникальность исследования заключается в том, что на русском языке ранее не выходило ни одного исследования по данной теме. Автор установил точный петербургский адрес, где располагалась фабрика М.Салонга.

Ключевые слова: эстонцы, пианино, Санкт-Петербург, Эстония, Михкель Салонг.

The author tells about Mihkel Salong, a native of Livonia province of Russian Empire, and his piano factory located in Petrograd at the beginning of the 20th century. The uniqueness of the study lies in the fact that there was no research on this topic in Russian language before. The author found out exact address in St. Petersburg where this factory was located.

Keywords: Estonians, piano, St. Petersburg, Estonia, Mihkel Salong.

Уроженец хутора Ванема деревни Коймла волости Люманда острова Сааремаа, производитель пианино, эстонец Михкель Салонг (17.07.1877–21.04.1946) владел с 1922 по 1941 год в городе Куресааре фабрикой, производившей музыкальные инструменты, высоко ценившиеся в Эстонии. Однако прославился он гораздо раньше, а именно во время своего петербургского периода деятельности — до Великой октябрьской социалистической революции 1917 года.

В 1901 году Михкель Салонг, занимавшийся в юности строительством лодок, переехал вместе со своим братом, который был старше его на 2 года, в Таллин. После работы на фанерно-мебельной фабрике А. М. Лютера и на вагоностроительном заводе «Двигатель» Михкель перебрался в 1903 году в Санкт-Петербург, где вначале работал на мебельной фабрике. Вскоре он стал обучаться производству пианино на фабриках К. М. Шрёдера, Г. Лепенберга и Р. Ратке [16, с. 106].

13 сентября 1905 года умер отец Михкеля — Лаас Салонг. Вероятно, Михкель получил часть имущества от своего брата, что позволило ему начать строительство собственной мастерской по производству пианино в Санкт-Петербурге. В то время в городе на Неве имелось более 15 фортепианных мастерских, которыми владели выходцы из Эстляндской и Лифляндской губерний. Успешно освоив навыки новой профессии, М. Салонг открыл собственную фабрику по изготовлению пианино, получившую название «Салонгъ и К». Согласно данным Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) эстонец ходатайствовал перед властями об открытии своей мастерской по изготовлению музыкальных инстументов в августе 1912 [2] и в сентябре 1913 года [3].

18 мая 1907 года Михкель Салонг обвенчался в петербургской эстонской церкви Святого Иоанна на уроженке хутора Кооли деревни Насва Мари Каасик (род. 19.05.1882 г.) [1, с. 105]. 11 июня 1908 года в Санкт-Петербурге у них родились близнецы Карл и Розалие.

Во время Первой мировой войны Михкель Салонг служил мастером по деревообработке на авиационном заводе «Акционерное общество воздухоплавания В. А. Лебедева».

В декабре 2015 года автору настоящего исследования удалось установить точный адрес фабрики Михкеля Салонга в Санкт-Петербурге. По состоянию на 1914 год она располагалась по адресу: город Петроград, Большой проспект Петроградской стороны, дом 58. Здание было угловым и его вторым адресом была Лахтинская улица, дом 2 [14, с. 2]. У данного участка, на котором впоследствие разместилась фабрика М. Салонга, интересная история, связанная с именем Эрнеста Ивановича (Людвиговича) Глейцмана. В 1872 году в Санкт-Петербурге открылась его фабрика по производству бристольского картона с собственным литографическим заведением, где по заказу фотографа изготовлялся фирменный бланк с рекламным штампом ателье заказчика.

10 апреля 1890 года Э. И. Глейцман написал прошение, в котором просил «Строительное отделение дозволить в доме мне принадлежащем (Петербургская часть, на углу Большого проспекта и Лахтинской улицы под № 58–2) построить 2-х этажные каменные службы, показанные на плане под литерой А, а деревянные службы, прикрытые тушью на планах, сломать, проложить подземельную трубу до Большого проспекта, показанную на плане под литерой В, и поставить временный забор». 21 апреля 1890 года вышло постановление Технического отделения Санкт-Петербургской городской управы за подписью члена Управы Н. Л. Бенуа о разрешении данного строительства [4, с. 1–4].

C:\Users\Sergey\Desktop\Салонг....jpg

Рис. 1. Объявление о фабрике пианино Михкеля Салонга. Источник: Весь Петербург на 1914 год: адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга / под ред. А. П. Шашковского. [СПб.]: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», [1914]. С. 1337, 1393

Старое здание фабрики пианино М. Салонга не сохранилось до наших дней (возможно, оно было уничтожено после Октябрьской революции 1917 года или позже). В 2006 году на участке, где много десятков лет тому назад располагалась фабрика, было возведено сооружение (так назваемая «стекляшка») по проекту архитекторов А. В. Титова, С. Б. Тихановского, А. Х. Арфа, А. Л. Каневского и Д. А. Ушаковой. В доме расместился торгово-офисный центр: на первом этаже располагается супермаркет, со второго по четвертый этаж — бутики, с пятого по седьмой — офисы разных компаний.

Музыкальные инструменты Михкеля Салонга отличались отменным качеством, прочной конструкцией и умеренной ценой. В объявлениях, которые М. Салонг помещал в 1920–1930-х годах в эстонских газетах, он непременно указывал, что его пианино пользовались большим успехом и спросом у петербуржцев.

C:\Users\Sergey\Desktop\ZZWdQGtgBM8.jpg

Рис. 2. Надпись и медали на одном из пианино Михкеля Салонга

После провозглашения независимости Эстонской Республики М. Салонг переехал в апреле 1918 года из Петрограда на родину. Всё производственное оборудование и прочее имущество Михкеля осталось в России и было национализировано. Первоначально он стал зарабатывать себе на жизнь работая в маленькой мастерской, где производили всевозможные мелкие предметы: спортивное снаряжение, шипы, пуговицы и карбидные лампы.

В целях налаживания нового производства пианино, М. Салонг загорелся идеей привезти оставшиеся в Петрограде шаблоны или копии деталей музыкальных инструментов. Зимой 1918–1919 года он возвратился в город на Неве, где ему удалось получить необходимые детали. Вернувшись в Эстонию, он «с нуля» организовал производство концертных и кабинетных пианино на самом большом острове Эстонии — Сааремаа. Фабрика находилась по адресу: город Куресааре, улица Вяйке-Садама, дом 4 (там он прозводил пианино в течение 14 лет). К ноябрю 1925 года в мастерской трудились четверо наемных работников: Фердинанд Крюгер, Александр Саат, Йоханнес Рятсеп и Владимир Тийтма. Помимо них на производстве наравне с рабочими трудился сам владелец мастерской, а также его сын Карл и племянник Оскар [12, с. 3].

С 1936 года мастерская переехала и стала располагаться по адресу: город Курессаре, улица Толли, дом 23 (сейчас этот дом имеет нумерацию под № 3) [6, с. 3]. Там же разместилась и фотомастерская сына мастера — Карла Салонга.

C:\Users\Sergey\Desktop\Päewaleht, nr. 154, 9 juuni 1937 .png

Рис. 3. Приглашение Михкеля Салога всем желающим посетить его производство пианино в городе Курессааре. Источник: Päewaleht. 1937. № 154. 09.06.1937. Lk. 5

Интересно, что помимо пианино М. Салонг изготовил в своей мастерской несколько бильярдных столов. Один из его бильярдов, отвечающий всем требованиям, экспонировался в августе 1932 года на выставке изделий кустарного промысла и мелкой промышленности в епископском замке Курессааре.

В Таллине пианино фирмы М. Салонга можно было купить у предпринимателя К. Леопас по адресу Палдиское шоссе, дом 14-а. Иногда владелец фабрики М. Салонг сам приезжал в другие города, чтобы познакомить потенциальных покупателей со своей продукцией. Таким оказался его визит в Пярну, состояшийся в марте-апреле 1939 года и продлившийся несколько дней. М. Салонг предоставлял пятилетнюю гарантию на свою продукцию [13]. Каждому пианино присваивался номер. До настоящего времени удалось установить пианино с самым большим номером — 1500.

По натуре Михкель Салонг был щедрым человеком. Например, когда 16 марта 1930 года Куресаарескому потребительскому обществу исполнилось 10 лет, он пожертвовал недостающую сумму денег на приобретение пианино для нужд общества.

В годы жизни Михкеля Салонга пианино «M. Salong» стоило около 800 крон (в отличие, к примеру, от пианино марки «Astron», которое стоило 1100 крон). На выставках фабрика предприимчивого эстонца не раз получала призовые места [5, с. 1]. Случилось это и на Сельскохозяйственной выставке в августе 1936 года (I место), организованной Пярнуским сельскохозяйственным обществом.

C:\Users\Sergey\Desktop\sm_10062_2.jpg

Рис. 4. В августе 1936 года пианино Михкеля Салонга заняло I место на Сельскохозяйственной выставке в городе Пярну

Михкель Салонг не раз становился обладателем денежных премий на выставках. Так, в августе 1925 года он получил 3 тысячи марок. В ноябре 1939 года выставка, на которой было представлено пианино М. Салонга состоялась в Раквере. В 1941 году куресаарескую фабрику пианино национализировали и М. Салонг едва избежал отправления в Сибирь.

Михкель Салонг умер 21 апреля 1946 года в возрасте 68 лет и похоронен на кладбище Кудьяпе Сааремааской волости Саареского уезда [10, с. 4–5]. Его супруга эмигрировала в 1961 году в Канаду, куда ранее уехала их дочь [9, с. 70–73].

C:\Users\Sergey\Desktop\^5D0FC60BB0A28F067E4DA63B2082CEBCA5389CAF2D3924CDE0^pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Рис. 5. Участок семьи Салонг на кладбище Кудьяпе (г. Курессааре)

В 2012 году семья Хелле Суси приобрела дом по адресу: город Курессааре, улица Толли, дом 3, где несколько десятков лет тому назад и находилась фабрика М. Салонга. Во время покупки дома хозяева и не догадывались об увлекательной истории здания. Она открылась им позднее и стала настоящим приятным сюрпризом для новых владельцев. Тогда они всерьёз стали исследовать биографию и деятельность М. Салонга.

В январе 2015 года Хелле Суси купила и привезла из Вирумаа в новый дом произведенное примерно 80 лет назад эстонским мастером пианино под номером 1390. Его настроил настройщик пианино Пауль Йыги из города Пярну. В доме произвели ремонт, сохранив все уцелевшие древности. Как и в прежние времена здесь есть двусторонние двери, сделаные из покрытой дубом фанеры [8, с. 1–3]. В доме Хелле и Тоомаса Суси проводились музыкальные концерты и праздники, в том числе вечер джазовой музыки [15, с. 1]. Интересно, что сама Х. Суси обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано, а ее три ребенка — по классу саксофона [11, с. 1].

18–20 июня 2016 года группа исследователей биографии М. Салонга из Эстонии (Хели Салонг, Хелле Суси и ее отец Тоомас Санникас, а также Тоомас Суси) посетила город Санкт-Петербург, побывав на месте, где ранее распологалась фабрика пианино. Посетили они и Музей музыки в Шереметьевском дворце.

Семь пианино Михкеля Салонга находятся на Сааремаа — родном острове мастера [7, с. 3]. Музыкальные инструменты его производства в настоящее время можно встретить в России, Эстонии, Финляндии и других странах. Конечно, есть они и в Санкт-Петербурге. В октябре 2017 года мне написала письмо жительница города на Неве, врач-трансфузиолог Дарья Евгеньевна Гуляихина, в котором сообщала, что приобрела примерно 3 года тому назад пианино М. Салонга под номером 1328.

C:\Users\Sergey\Desktop\1.jpg

Рис. 6. Пианино эстонского мастера Михкеля Салонга под номером 1328, находящееся в Санкт-Петербурге. Фотография Д. Е. Гуляихиной. 2017 год

Таким образом, Михкель Салонг внес значительный вклад в производство музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге, а также в Эстонии. Память о нем жива и увековечена в безупречном звуке его творений.

Литература:

  1. Метрическая книга церкви Святого Иоанна в Петербурге. ЦГИА.2294.1.81. 1907 год. С. 105.
  2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 513. О. 33. Д. 2156. 24.08.1912. По прошению М. Салонга об открытии фортепианной мастерской.
  3. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 513. О. 34. Д. 2002. 04.-07.09.1913. По прошению А. Абена и М. Салонг об открытии фортепианной и пианинной мастерской.
  4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 513. О. 160. Д. 167. О дозволении постройки каменных 2-х этажных служб во дворе Глейцман в 2-х участков Петербургской части на углу Большого проспекта и Лахтинской улицы под № № 58–2. С. 1–4.
  5. VII Всеэстонская выставка образцов // Вести дня. 1932. № 207 (2051). 06.09.1932. С. 1.
  6. Jakson A. Juhus viis saarlanna Mihkel Salongi klaverini // Meie Maa. 2014. № 248. 05.11.2014. Lk. 3.
  7. Jakson A. Mihkel Salongi kolmas klaver jõudis kodulinna // Meie Maa. 2014. № 235. 21.10.2014. Lk. 3.
  8. Kipper T. Kaunis nüüdisaegne kodu Mihkel Salongi vanas klaverivabrikus // Oma Kodu: Saarte Hääl. 2019. № 6. 19.03.2019. Lk. 1–3.
  9. Pärmann S. Moodne saarekodu vanas klaverivabrikus // Mo Saaremaa: reisiajakiri: reisihulludele maadeavastajatele. 2019. № 1. Jaanuar 2019. Lk. 70–73.
  10. Salong H. Mihkel Salongi klaver kaunis klaveriraamatus // Nädalalõpp. 2016. № 16. 22.04.2016. Lk. 4–5.
  11. Salong H. Vana klaver jõudis tagasi sünnipaika // Meie Maa. 2015. № 32. 09.02.2015. Lk. 1.
  12. Sannikas T. Klaveritöökoda maja kahes toas // Meie Kuressaare. 2017. № 2. 09.02.2017. Lk. 3.
  13. Sannikas T. Kuressaare klaverimeister Mihkel Salong (1877–1946) // Kaheaastaraamat 2015–2016. Saaremaa muuseum. Koostaja ja toimetaja Olavi Pesti. Kuressaare, 2017. 423 lk.
  14. Tambi S. Mihkel Salongi klaverivabrik Peterburis // Peterburi Teataja. № 65. Detsember 2015. Lk. 2.
  15. Tarkmeel A. Volbriõhtu klaverivabrikus // Meie Kuressaare. 2018. № 30. 03.05.2018. Lk. 1.
  16. Truuväärt R. Kihelkonna aleviku kujunemine // Saaremaa Muuseum. Kaheaastaraamat 1995–1996. Kuressaare, 1997. Lk. 106.


Задать вопрос