Настоящая статья посвящена проведению Московской стратегической оборонительной операции и ее значения на первом этапе Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Московская битва, Великая отечественная война, «Тайфун», операция, битва, директива.
В конце сентября немецкие войска приступили к реализации плана по окружению войск двух советских фронтов. Директива № 35 операция «Тайфун» была подписана А. Гитлером 6 сентября 1941 года. 30 сентября 1941года началась операция «Тайфун» цель которой заключалась в захвате столицы СССР — города Москвы — и уничтожении войск Западного фронта.
В окружение попали армии Западного и Резервного фронтов. Более полумиллиона человек, оказались зажатыми между Брянском и Смоленском. 2 и 3 октября завершилось окончательно окружение советских частей западнее Вязьмы (16, 19, 20, 24, 32) армии две недели будут сдерживать основные силы группы армий «Центр» (далее ГА «Центр»). Только 13 октября ГА «Центр» перешла в наступление главными силами. К этому времени уже была сформирована Можайская линия обороны, на которой правда находились отряды ополченцев и курсанты военных училищ, а также те не многочисленные окружённые части, которые 12 октября вырвались из Вяземского котла.
Замысел операции «Тайфун» предполагал: ударами танковых соединений прорвать оборону Красной армии, окружить основные её войска восточнее Смоленска и быстрым маршем идти на Москву. Утром 2 октября 1941 года были нанесены два главных удара Духовщина, Вязьма — силами 9-й армии и 3-й танковой группой (далее ТГР) по всему фронту 30-й армии Западного фронта (далее ЗФ). Второй удар в направлении Рославль, Вязьма — силами 4-й армии и 4-ТГР в полосе обороны 43-й армии Резервного фронта (далее РФ).
3 октября глубина прорыва в полосе обоих фронтов достигла 50 и 80 км соответственно. Важно отметить, что командование фронтами отреагировало оперативно на прорывы немецких частей и уже днём 3 октября были сформированы группы для его ликвидации. В полосе 30-й армии была создана группа генерала И. В. Болдина (152-я стрелковая дивизия, 101-я мотострелковая дивизия, 126-я, 128-я, 143-я и 147-я танковые бригады, 10-й гвардейский минометный полк). Однако контрудар, который был нанесён 3–5 октября в районе Холм-Жирковский по наступающим соединениям немецкой 3-ТГР (41-й и 56-й моторизованные корпуса), был отражён и требуемых успехов не достиг.
4 октября на рославльском направлении немецкая 4-я армия с 4-й танковой группой, тесня соединения и части 43-й и 33-й армии Резервного фронта, вышли на рубеж Ельня — Спас-Деменск — Мосальск. К исходу 4 октября противник глубоко охватил группировку из 19-й, 16-й, 20-й армий Западного фронта и 32-й, 24-й и 43-й армий Резервного фронта. Создалась реальная угроза выхода танковых частей противника в район Вязьмы с севера и юга.
5 октября Ставка Верховного Главнокомандования утвердила решение командующего войсками Западного фронта об отводе войск на Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж [16, С. 446–447], переподчинив 31-ю и 32-ю армии Западному фронту. 6 октября советским командованием был отдан приказ об отходе. Однако отвод войск в условиях ожесточённых боёв и частичной потери управления осуществить не удалось. Успело отойти управление 16-й армии, передавшее войска 20-й и 19-й армиям, с задачей организации обороны в районе Вязьмы.
7 октября противник силами 56-го моторизованного корпуса 3-й танковой группы с севера, 46-го и 40-го моторизованных корпусов 4-й танковой группы с юга и востока прорвался к Вязьме и окружил 19 стрелковых дивизий, четыре танковые бригады 19-й, 20-й, 24-й, 32-й армий и группы Болдина, образовавших так называемый Вяземский котёл. Правое крыло Западного фронта (22-я, 29-я и 31-я армии) к 10 октября заняло рубеж Осташков — Ельцы — Сычёвка, передав на Можайскую линию обороны семь дивизий.
10 октября войска Западного и Резервного фронтов, не попавшие в окружение, были объединены в один Западный фронт под руководством вновь назначенного командующего Г. К. Жукова [16, С. 446–447].
Итоги операции «Тайфун»: во-первых, немецкие войска достигли стратегической цели — уничтожить войска двух советских фронтов. Во-вторых, были нарушены планы советского командования обороняться на дальних подступах к Москве, чем сильно усложнялась ситуация в организации оборонительных рубежей и заполнение их войсками. Хотя приказ о начале строительства Можайской линии обороны (далее Можайский УР) был, подписан 18 июля 1941 года [13, С. 381] были созданы три укреплённых района (УРа): 35-й — Волоколамский, 36-й — Можайский и 37-й — Малоярославецкий, а 26 августа Калужский, — 38-й район [14, С. 132].
В- третьих, окружение огромного количества войск было ещё и пропагандистским фактором, который был использован против международного авторитета СССР. Аналогичный ход Германия применила после окружения под Киевом где в плен попали более 600 тыс. чел. [1, P. 1285], но тогда эффект был не слишком сильным из-за того, что Киев в представлении европейских стран город второго плана в сравнении с Москвой и расстояние до столицы всё же 860 км, а не 350–400 км, как от Брянска и Смоленска соответственно.
Общие потери и последствия:
Потери РККА в «Вяземском котле» [13, С. 186]
Убитые и умершие от ран |
Санитарные потери [12] |
Пленные и пропавшие без вести |
Всего потерь |
200–275 тыс. чел. |
120–150 тыс. чел. |
450–500 тыс. чел. |
770–925 тыс. чел |
Последствия поражения под Вязьмой ощутили на себе все фронты, особенно Ленинградский. Дивизии, которые накопили, в резерве для прорыва блокады были погружены в эшелоны и направлены под Москву на Можайский УР.
Оборона Москвы
Оборонительная операция под Москвой началась 10 октября 1941 года, когда был снова создан Западный фронт под командованием генерала армии Георгия Константиновича Жукова. После поражений под Вязьмой и Брянском Красная армия оказалась на грани катастрофы. На московском направлении не было войск, чтобы защитить город. Отдельные укреплённые рубежи, рубежи обороны были немногочисленны, поэтому вывод, который сделал, Г. К. Жуков ознакомившись с ситуацией был такой, «Фронта обороны на Западном направлении фактически уже не было, образовалась ничем не заполненная большая брешь, которую нечем было закрыть, так как никаких резервов в руках командования Брянского, Западного, Резервного фронтов не было. Все пути на Москву по существу, открыты» [9, С. 131]. Слова Жукова подтверждались и немецкими штабистами, «Противник не имеет в своём распоряжении крупных сил, чтобы остановить продвижение немецких войск восточнее Вязьмы. В районе Москвы противник располагает частями НКВД и милиции» [9, С. 133].
Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования приняло решение держать оборону на Можайской линии обороны. Лозунгом того времени стали слова «Ни шагу назад» задолго до появления знаменитого приказа № 227. И Жуков проводил этот лозунг в жизнь жёсткими мерами. Роль в битве за Москву Георгия Константиновича сегодня подвергается самой большой критики. Как оценить значимость командующего? Какие критерии взять, чтобы ответить на вопрос? Пожалуй, оставим это на откуп исследователей, которые пытаются сравнить полководцев, определить их ошибки и выделить наиболее крупные просчёты.
Бездорожье в прифронтовой полосе. Осень 1941 года
Битва за Москву — 30 сентября 1941 года — 20 апреля 1942 года — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступления советских войск (7 января — 30 марта 1942 года) [11, С. 24].
«За несколько недель три самых основных промышленных района будут полностью в наших руках. Создана наконец, предпосылка к последнему огромному удару, который ещё до наступления зимы должен привести к уничтожению врага. Сегодня начинается последнее большое, решающее сражение этого года!» — А. Гитлер в обращении солдатам ГА «Центр» от 2 октября 1941 года [20]. В момент когда Красная армия находилась на гране полного поражения фюрер Третьего Рейха не испытывал никаких сомнений в скорой победе. Однако в генеральном штабе РККА А. В. Василевский с оперативной группой генералов считали по-другому. Да «Вермахт» был на пике своего могущества превосходство в танках, самолётах, живой силе, в боевом опыте были несомненны, но растянувшиеся коммуникации и войсковые группы армий существенно повлияли на исход решающих сражений и отдельных боёв в начале октября 1941 года. Для ликвидации «Вяземского котла» ГА «Центр» были переподчинены (1-ТГР и 2-А из резерва), существенно пополнились авиачасти, в живой силе подкрепления из Германии шли в большом количестве именно Ф. фон Боку (командующему ГА «Центр»).
Граждане СССР на работах по подготовке траншей. Осень 1941 года
К исходу 2 октября части 3-й танковой группы генерала Гота прорвали фронт на стыке 19-й и 30-й советских армий. 4-я танковая группа генерала Гёпнера — в полосе обороны 43-й армии южнее Варшавского шоссе [19, С. 50–57]. Все усилия и внимание Верховного командования в тот момент были сконцентрированы на орловском направлении и в районе Харькова — 2-я танковая группа за два дня углубилась в полосу обороны Брянского фронта на 120 километров. Три стрелковые дивизии и две танковые бригады 43-й армии Резервного фронта не выдержали массированного удара двенадцати дивизий 4-й танковой группы. В тот же день передовые соединения Гёпнера наносили удар уже по второму эшелону фронта в 40 км от переднего края обороны, который занимали дивизии народного ополчения. Рассеяв войска Брянского и Резервного фронтов, танковые и моторизованные дивизии устремились на север по Варшавскому шоссе [19, С. 50–57]. Передовые подразделения 2-й танковой группы Гудериана 3 октября захватили Орёл и развивали наступление на Мценск и Тулу. Между 30-й и 19-й армиями Западного фронта образовалась брешь, шириной 30–40 км. Моторизованные соединения вермахта и СС, прорвались к Вязьме. К исходу 4 октября дивизии Гота и Гёпнера находилось уже в 60–70 км от города [19, С. 50–57]. 3–4 октября в полосе 24-й и 43-й армий Резервного фронта части 4-й немецкой танковой группы устремились в направлении восточнее Вязьмы, в тыл войскам Западного фронта.
Противотанковые заграждения в Москве. Осень 1941 года
Утром 5 октября противник с ходу овладел Юхновым в ~195 километрах юго-западнее Москвы. В Ставке узнали о захвате города лишь во второй половине дня. Начальник ПДС Управления ВВС Западного фронта капитан И. Г. Старчак, командовавший авиадесантным отрядом из нескольких сот человек, по своей инициативе занял оборону на реке Угре за Юхновым. Взорвав мост, десантники смогли сдержать наступление передовых частей 57-го моторизованного корпуса вермахта на одни сутки [21, 22]. Вскоре на помощь десантникам прибыл передовой отряд, сформированный из курсантов ППУ и ПАУ с артиллерией, выдвинувшийся на 24 автомашинах к Юхнову из Подольска [14] вечером того же дня, 17-я танковая бригада из резерва Ставки и 95-й отдельный мотострелковый батальон капитана Н. К. Масленникова [14, С. 23–24]. Вскоре удалось усилить отряд бойцами медынского истребительного отряда и 108-го запасного стрелкового полка МВО.
Москва на осадном положении. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы в города Куйбышев, Горький, Саратов, Молотов.
Литература:
- Hans-Adolf Jacobsen, Helmuth Greiner, Percy Ernst Schramm et al. «Kriegstagebuch des Oberkommandos der Wehrmacht (Wehrmachtfuehrungsstab), 1940–1945», Band I: 1. August 1940–31. Dezember 1941 // Bernard & Graefe, Frankfurt am Main, 1965–1285 с.
- Приказ № 270 Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставлению врагу оружия», от 16 августа 1941 года. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.soldat.ru/doc/nko/1941.html (дата обращения: 01. 06.2017 г.)
- Приказ войскам Западного фронта № 048 от 24 сентября 1941 г. о недочётах в подготовке операций и боев. // Путилин И. Е. и Андреев М. (Отв. редактор ген. — пол. Шарохин М. Н.)М. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны выпуск 11. М.: Военное издательство Министерства обороны Вооружённых Сил Союза ССР, 1950.
- Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939–1942 гг. М.: Воениздат, 1968–1971.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. 13-е изд. В 2 тт. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Рейнгардт К. Поворот под Москвой. Пер. с нем. М.: Воениздат, 1980.
- Рокоссовский К. К. Солдатский долг. 5-е изд. М.: Воениздат, 1988.
- Телегин К. Ф. Войны несчитанные вёрсты. М.: Воениздат, 1988.
- Драбкин, Исаев: История Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Эксмо, 2018 г.
- Исаев А. В. «Котлы» 41-го. История ВОВ, которую мы не знали. М.: Эксмо; Яуза, 2005.
- Исаев А. В. Чудо под Москвой. — М.: Яуза, 2019.
- Гутионтов П. «Их убивали, их позабывали» // Новая газета. — 2017. — № 55. — 26.05.2017.
- Карелл П. «Барбаросса». От Бреста до Москвы / Пер. с нем. — Смоленск: Русич, 2002.
- Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. — М.: Издательский дом «Московия», 2008
- Родрик Брейтвейт. Москва 1941 / пер. Смолина Е. В., Фирсов Ю. В.. — М.: «Голден-Би», 2006.
- Великая Отечественная война 1941–1945. В 12 тт. — М.: Эксмо; Яуза; 2011–2015.
- Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Великая Отечественная война Советского Союза. 1941–1945. Краткая история. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Воениздат, 1970.
- Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. — М.: Кучково поле, 2012. — Т.
- Правда (Москва), 22 января 1942 г.
- Баясхалан Дабаин. Старчак. Известный и неизвестный (рус.) // Спорт-Тамир: газета. — 2012. — 9 мая (№ 18).
- Старчак И. Г. С неба — в бой / Литературная запись И. М. Лемберика. — М.: Воениздат, 1965. — С. 43