Режим искусственного динамического равновесия систем и его применение в консалтинговой деятельности. Типовые ошибки развития систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Ивашкин, С. В. Режим искусственного динамического равновесия систем и его применение в консалтинговой деятельности. Типовые ошибки развития систем / С. В. Ивашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3027/ (дата обращения: 16.12.2024).

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность менеджмента характеризуется способностью оперативно принимать решения по адаптации предприятия к изменениям рыночных условий и формированию механизмов устойчивого развития.
Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии функционирования, до таких достаточно узких, как повышение квалификации персонала или проведение специальных тренингов. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консалтинговые услуги как реальный инструмент оптимизации бизнеса.

Рис. 1. Смена S-кривых


Известно, что все системы (биологические, организационные, технические и т. д.) развиваются по логистическим кривым, которые называют S-образными кривыми, или линиями жизни (рис. 1). Основа деятельности любой компании — это производство, а основа производства — это технология в самом широком смысле этого понятия.
Линия жизни любой развивающейся системы показывает, что вначале отдача от ее существования мала, затраты (факторы расплаты) велики — это соответствует первому этапу развития; затем отдача резко возрастает при довольно скромных затратах — это соответствует второму этапу развития; затем, достигает предела, и в дальнейшем не зависит от финансовых вливаний. Вблизи предельных состояний малейшее улучшение результата становится чрезвычайно трудным и дорогостоящим и требует максимальных вложений ресурсов.
Здесь выходом из положения является переход на новую S-кривую. Для этого необходимы нововведения: новый продукт, инновации, реогранизация деятельности. Они необходимы для выживания в конкурентной борьбе.
В жизни предприятия нет более ответственного момента, чем переход с одной S-кривой на другую, который также называют технологическим разрывом. Как любой инновационный процесс, он может дать стопроцентный успех или десятикратный выигрыш и обеспечить ведущее положение в конкуренции или внести хаос и дезорганизацию. Статистика показывает, что 2/3 компаний при этом погибают. Это предприятия, которые не учитывают, что сегодня главным становится выигрыш в дальней перспективе даже за счет сегодняшнего ущерба.
В настоящее время динамика развития любых технологий существенно увеличивается, и как следствие — наблюдается тенденция к тому, что S-S переходы учащаются и становятся круче. Обычно успеха добиваются предприятия, обладающие большой гибкостью и управляемостью — им легче вложить средства в другую технологию и добиться успехов.
В функционировании систем можно выделить следующие типовые ошибки, устранение которых необходимо для успешного развития и совершенствования:
1.1. Нарушение законов развития технических средств, технический волюнтаризм — убеждение, что развитием техники можно управлять, форсировать его волевыми решениями;
1.2. Непонимание сути и роли противоречий в развитии техники. Попытка усиления одних качеств не считаясь с ухудшением других. Совершенствование элементов системы бессистемно и по отдельности;
1.3. Топтание на месте в развитии, опоздания в разработке и использовании крупных изобретений;
1.4. Забегание вперед — преждевременное внедрение новых элементов, решений, не согласованное с развитием других систем, не обоснованное потребностями.
Кроме того, на каждом этапе развития присутствуют свои особенности. На первом этапе развития систем характерны следующие ошибки:
2.1. Неверный подбор подсистем, включение в систему неперспективных элементов, не рассчитанных на эффективную работу (не обеспечивающих полезные либо создающих вредные системные эффекты);
2.2. Попытки преждевременного подражания системам 2-го и 3-го этапов: развертывание, усложнение системы, не вызванное необходимостью;
2.3. Попытки внедрения в серийное и массовое производство систем с высоким уровнем факторов расплаты;
2.4. Попытки внедрения системы, не обеспеченной необходимыми сопутствующими, дополняющими, контролирующими и корректирующими системами;
2.5. Ограничение области применения системы одной или несколькими узкими областями;
2.6. Включение в систему подсистем, хотя и выполняющих свои функции наилучшим образом, но не рассчитанных на совместную работу с другими подсистемами;
2.7. Включение в систему подсистем, которые хорошо выполняют свою функцию, но не имеют ресурсов развития;
2.8. Ограничение возможностей системы одним не самым лучшим применением.
Второй этап развития системы порождает следующие ошибки:
3.1. Сохранение характерных конструктивных и технологических решений 1-го этапа, обычно связанных с индивидуальным производством и эксплуатацией;
3.2. Неверный выбор направления совершенствования системы. Если какая-то подсистема исчерпала ресурс роста, то вся система тормозится в развитии;
3.3. Непонимание неизбежности достижения предельного состояния развития, т.е. прекращения лавинообразного роста основных характеристик, появление ограничений. Отсутствие попыток своевременного анализа и принятия соответствующих решений.
3.4. Сокращение при переходе к массовому производству некоторых операций (конструкторских, технологических) первого этапа.
И, наконец, ошибки третьего этапа.
4.1. Попытки любыми средствами продлить жизнь системе, поиск компромиссов вместо перехода на новую стратегическую кривую;
4.2. Преждевременный отказ от совершенствования системы, которая еще не исчерпала свои ресурсы;
4.3. Вместо перехода к системе с новыми ресурсами, возврат к предыдущей;
4.4. Имитация развития, т.е. мелкое усовершенствование подсистем;
4.5. Борьба против новых систем.
Если связать линию жизни предприятия с жизнью коллектива, то следует также отметить 3 этапа развития коллектива. Коллектив на всех этапах стремится улучшить S-кривую предприятия, фирмы путем мельчайших улучшений, т. е. используя эволюционный подход. Выбирая задачи, коллектив часто допускает досадные ошибки, среди которых можно выделить наиболее распространенные.
5.1. Чрезвычайно общая постановка задачи;
5.2. Избыточная конкретизация;
5.3. Постановка задачи в бесперспективной зоне поиска, исчерпавшей себя либо неверной. Задачу необходимо реконструировать;
5.4. Ситуации, когда под видом одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач. Необходимо выделить все элементарные задачи и определить среди них ключевую;
5.5. Избыток информации — необходимо определить суть задачи и отбросить все несущественное;
5.6. Недостаток информации — обратная ситуация, когда упускаются важные сведения;
5.7. Постановка задачи с требованием ничего не менять либо решать строго определенным способом;
5.8. Объяснение различных эффектов привычными причинами, по традиции;
5.9. Постановка задачи без учета изменения условий, которые могут произойти за время ее решения и внедрения;
5.10. Ложная задача — задача, случайно попавшая в число якобы требующих решения;
5.11. Попытка искать новое решение, не ознакомившись с уже имеющимися;
5.12. Постановка задачи, лежащей на поверхности проблемы. После ее решения обычно возникает новая задача, причем зачастую сложнее первой;
Таким образом, устранение ошибок в управлении предприятием позволит ему стабильно и эффективно развиваться, но при отсутствии инноваций это не может продолжаться бесконечно. Внедрение новых систем и реорганизация старых необходима для сохранения конкурентоспособности и непрерывного развития.

Литература:
  1. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Механизмы развития коллективов и общества // Журнал ТРИЗ. 1994. № 94.1. С.73–82.
  2. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1991. 204 с.
  3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирование технических систем: Методические рекомендации. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 114 с.
  4. Управление инновациями: В 3 кн./ Кн. 1: Харин А.А., Коленский И.Л. Основы организации инновационных процессов / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 252с.
  5. Малыгина С.Н., Абалымова Д.Н. Разработка системы имитационного моделирования развития малого и среднего промышленного предприятия // Труды ИСА РАН 2008. Т. 39. С.256-262.
Основные термины (генерируются автоматически): постановка задачи, задача, решение, система, этап развития, S-S, переход, развитие, развитие техники, система подсистем.


Похожие статьи

Фактор рациональности в моделях поведения человека

Оценка параметров надежности кластерной системы: построение структурной схемы модели

Влияние концепций статического и динамического баланса на показатели финансовой устойчивости организации

Моделирование бизнес-процесса выбора инвестиционного поведения предприятия

Организационное поведение индивида в контексте системного подхода

Анализ подходов к описанию динамической системы управления доступом в социотехнических системах

Экономико-математические модели динамики предприятий при различных условиях финансирования. Условия доступности кредита

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Исследование организационного поведения руководителя организации средствами функционального анализа

Аппарат теории кооперативных игр в моделировании социально-экономических процессов

Похожие статьи

Фактор рациональности в моделях поведения человека

Оценка параметров надежности кластерной системы: построение структурной схемы модели

Влияние концепций статического и динамического баланса на показатели финансовой устойчивости организации

Моделирование бизнес-процесса выбора инвестиционного поведения предприятия

Организационное поведение индивида в контексте системного подхода

Анализ подходов к описанию динамической системы управления доступом в социотехнических системах

Экономико-математические модели динамики предприятий при различных условиях финансирования. Условия доступности кредита

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Исследование организационного поведения руководителя организации средствами функционального анализа

Аппарат теории кооперативных игр в моделировании социально-экономических процессов

Задать вопрос