- Принятие решений является важной частью любой управленческой
деятельности. Эффективность менеджмента характеризуется способностью
оперативно принимать решения по адаптации предприятия к изменениям
рыночных условий и формированию механизмов устойчивого развития.
- Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии функционирования, до таких достаточно узких, как повышение квалификации персонала или проведение специальных тренингов. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консалтинговые услуги как реальный инструмент оптимизации бизнеса.
Рис. 1. Смена S-кривых
-
- Известно, что все системы (биологические, организационные, технические и т. д.) развиваются по логистическим кривым, которые называют S-образными кривыми, или линиями жизни (рис. 1). Основа деятельности любой компании — это производство, а основа производства — это технология в самом широком смысле этого понятия.
- Линия жизни любой развивающейся системы показывает, что вначале отдача от ее существования мала, затраты (факторы расплаты) велики — это соответствует первому этапу развития; затем отдача резко возрастает при довольно скромных затратах — это соответствует второму этапу развития; затем, достигает предела, и в дальнейшем не зависит от финансовых вливаний. Вблизи предельных состояний малейшее улучшение результата становится чрезвычайно трудным и дорогостоящим и требует максимальных вложений ресурсов.
- Здесь выходом из положения является переход на новую S-кривую. Для этого необходимы нововведения: новый продукт, инновации, реогранизация деятельности. Они необходимы для выживания в конкурентной борьбе.
- В жизни предприятия нет более ответственного момента, чем переход с одной S-кривой на другую, который также называют технологическим разрывом. Как любой инновационный процесс, он может дать стопроцентный успех или десятикратный выигрыш и обеспечить ведущее положение в конкуренции или внести хаос и дезорганизацию. Статистика показывает, что 2/3 компаний при этом погибают. Это предприятия, которые не учитывают, что сегодня главным становится выигрыш в дальней перспективе даже за счет сегодняшнего ущерба.
- В настоящее время динамика развития любых технологий существенно увеличивается, и как следствие — наблюдается тенденция к тому, что S-S переходы учащаются и становятся круче. Обычно успеха добиваются предприятия, обладающие большой гибкостью и управляемостью — им легче вложить средства в другую технологию и добиться успехов.
- В функционировании систем можно выделить следующие типовые ошибки, устранение которых необходимо для успешного развития и совершенствования:
- 1.1. Нарушение законов развития технических средств, технический волюнтаризм — убеждение, что развитием техники можно управлять, форсировать его волевыми решениями;
- 1.2. Непонимание сути и роли противоречий в развитии техники. Попытка усиления одних качеств не считаясь с ухудшением других. Совершенствование элементов системы бессистемно и по отдельности;
- 1.3. Топтание на месте в развитии, опоздания в разработке и использовании крупных изобретений;
- 1.4. Забегание вперед — преждевременное внедрение новых элементов, решений, не согласованное с развитием других систем, не обоснованное потребностями.
- Кроме того, на каждом этапе развития присутствуют свои особенности. На первом этапе развития систем характерны следующие ошибки:
- 2.1. Неверный подбор подсистем, включение в систему неперспективных элементов, не рассчитанных на эффективную работу (не обеспечивающих полезные либо создающих вредные системные эффекты);
- 2.2. Попытки преждевременного подражания системам 2-го и 3-го этапов: развертывание, усложнение системы, не вызванное необходимостью;
- 2.3. Попытки внедрения в серийное и массовое производство систем с высоким уровнем факторов расплаты;
- 2.4. Попытки внедрения системы, не обеспеченной необходимыми сопутствующими, дополняющими, контролирующими и корректирующими системами;
- 2.5. Ограничение области применения системы одной или несколькими узкими областями;
- 2.6. Включение в систему подсистем, хотя и выполняющих свои функции наилучшим образом, но не рассчитанных на совместную работу с другими подсистемами;
- 2.7. Включение в систему подсистем, которые хорошо выполняют свою функцию, но не имеют ресурсов развития;
- 2.8. Ограничение возможностей системы одним не самым лучшим применением.
- Второй этап развития системы порождает следующие ошибки:
- 3.1. Сохранение характерных конструктивных и технологических решений 1-го этапа, обычно связанных с индивидуальным производством и эксплуатацией;
- 3.2. Неверный выбор направления совершенствования системы. Если какая-то подсистема исчерпала ресурс роста, то вся система тормозится в развитии;
- 3.3. Непонимание неизбежности достижения предельного состояния развития, т.е. прекращения лавинообразного роста основных характеристик, появление ограничений. Отсутствие попыток своевременного анализа и принятия соответствующих решений.
- 3.4. Сокращение при переходе к массовому производству некоторых операций (конструкторских, технологических) первого этапа.
- И, наконец, ошибки третьего этапа.
- 4.1. Попытки любыми средствами продлить жизнь системе, поиск компромиссов вместо перехода на новую стратегическую кривую;
- 4.2. Преждевременный отказ от совершенствования системы, которая еще не исчерпала свои ресурсы;
- 4.3. Вместо перехода к системе с новыми ресурсами, возврат к предыдущей;
- 4.4. Имитация развития, т.е. мелкое усовершенствование подсистем;
- 4.5. Борьба против новых систем.
- Если связать линию жизни предприятия с жизнью коллектива, то следует также отметить 3 этапа развития коллектива. Коллектив на всех этапах стремится улучшить S-кривую предприятия, фирмы путем мельчайших улучшений, т. е. используя эволюционный подход. Выбирая задачи, коллектив часто допускает досадные ошибки, среди которых можно выделить наиболее распространенные.
- 5.1. Чрезвычайно общая постановка задачи;
- 5.2. Избыточная конкретизация;
- 5.3. Постановка задачи в бесперспективной зоне поиска, исчерпавшей себя либо неверной. Задачу необходимо реконструировать;
- 5.4. Ситуации, когда под видом одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач. Необходимо выделить все элементарные задачи и определить среди них ключевую;
- 5.5. Избыток информации — необходимо определить суть задачи и отбросить все несущественное;
- 5.6. Недостаток информации — обратная ситуация, когда упускаются важные сведения;
- 5.7. Постановка задачи с требованием ничего не менять либо решать строго определенным способом;
- 5.8. Объяснение различных эффектов привычными причинами, по традиции;
- 5.9. Постановка задачи без учета изменения условий, которые могут произойти за время ее решения и внедрения;
- 5.10. Ложная задача — задача, случайно попавшая в число якобы требующих решения;
- 5.11. Попытка искать новое решение, не ознакомившись с уже имеющимися;
- 5.12. Постановка задачи, лежащей на поверхности проблемы. После ее решения обычно возникает новая задача, причем зачастую сложнее первой;
- Таким образом, устранение ошибок в управлении предприятием позволит ему стабильно и эффективно развиваться, но при отсутствии инноваций это не может продолжаться бесконечно. Внедрение новых систем и реорганизация старых необходима для сохранения конкурентоспособности и непрерывного развития.
- Литература:
- Известно, что все системы (биологические, организационные, технические и т. д.) развиваются по логистическим кривым, которые называют S-образными кривыми, или линиями жизни (рис. 1). Основа деятельности любой компании — это производство, а основа производства — это технология в самом широком смысле этого понятия.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Механизмы развития коллективов и общества // Журнал ТРИЗ. 1994. № 94.1. С.73–82.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1991. 204 с.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирование технических систем: Методические рекомендации. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 114 с.
- Управление инновациями: В 3 кн./ Кн. 1: Харин А.А., Коленский И.Л. Основы организации инновационных процессов / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 252с.
- Малыгина С.Н., Абалымова Д.Н. Разработка системы имитационного моделирования развития малого и среднего промышленного предприятия // Труды ИСА РАН 2008. Т. 39. С.256-262.