При выполнении студентами дипломных и курсовых работ, связанных с моделированием асинхронного двигателя, возникает необходимость увеличения вариантов их модификаций. Одним из способов решения этой задачи является возможность выразить электромагнитный момент через различную комбинацию переменных токов и потокосцеплений двигателя [1, c.238] и [2]. Данная статья позволяет сформировать у студентов представление об одном из множества вариантов моделирования АД в «Matlab-Simulink» и проверки решения в «MathCAD». Вывод уравнений даем без сокращений, т. к. важен не только конечный результат, но и путь, ведущий к цели.
Основные уравнения математической модели АД, записаны в векторной форме в относительных единицах, имеют следующий вид [3]:
Исключим из системы уравнений и :
- Определим электромагнитный момент через векторное произведение [1, c. 238]:
Из уравнения (3) выразим тогда,
Рассмотрим процессы в неподвижной системе координат, , :
Во втором уравнение разделим обе части на и обозначим :
Вещественную ось обозначим , а мнимую через . Пространственные вектора в этом случае раскладываются по осям:
Подставим эти значения в уравнения и, приравняв отдельно вещественные и мнимые части, получим:
- Окончательно, с учетом электромагнитных моментов систем
уравнений АД в неподвижной системе координат в операторной форме ()
запишется в виде:
- (1)
- (2)
- (3)
- (4)
- (5)
- (6)
- (1)
Структурная схема для уравнения (1):
Структурная схема для уравнения (2):
Структурная схема для уравнения (3):
Для моделирования выберем АКЗ со следующими паспортными данными и параметрами: , , , , , , , , , , , , .
Значения безразмерных коэффициентов в уравнениях, рассчитанные по выражениям, приведенным выше:
Модель АКЗ, построенная по уравнениям (1) – (6), представленная на рис. 1.
На вход модели в момент времени подаются напряжения , , (), тем самым реализуя прямой пуск.
Осциллоскопы измеряют относительные значения электромагнитного момента и скорости. Результаты моделирования представлены на рис. 2. Они показывают, что при прямом пуске вначале наблюдается значительные колебания момента. Такие же колебания наблюдаются в токе и скорости.
Рис. 1. Модель АКЗ в неподвижной системе координат с переменными
Рис. 2. Результаты моделирования, относительные значения электромагнитного момента и скорости
-
- Проверку решения произведем в программном пакете «MathCAD 14».
- Систему уравнений (**) преобразуем в систему однородных дифференциальных уравнений (ОДУ):
- Затем правые части ОДУ запишем в матричной форме, состоящей из 5 строк и одного столбца, в результате получим:
- В которой:
- Причем mc(t) – статический момент на валу двигателя.
- Зададим начальные условия ira(0) = 0, irb(0) = 0, v(0) = 0.
- Далее зададим функцию решения дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутты четвертого порядка:
- Проверку решения произведем в программном пакете «MathCAD 14».
-
Данная функция Z представляет собой
матрицу, состоящую из 10000 строк и 6 столбцов:
- Чтобы вывести функцию f
= m(t) зададим
индекс n в пределах 0..10000 и
получим:
- Результаты приведены на рис.3,4.
Рис. 3. Функция v(t).
Рис. 4. Функция m(t).
Литература:
Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. 654 с.
Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем Matlab 6.0: Учебное пособие. – Спб.: Корона принт. 2001. – 320с., ил.
Емельянов А.А., Клишин А.В., Медведев А.В. Математическая модель АД в неподвижной системе координат с переменными [Текст] / Молодой ученый. – 2010. -№4. – С. 8-24.
Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 361 с.