Обобщенная асинхронная машина показана на рис. 1 [1] ÷ [3]:
rs, ls, lms – параметры статорной обмотки,
rr, lr, lmr – параметры роторной обмотки,
|lmsr|=|lmrs|=|lm| – коэффициенты взаимоиндуктивности.
Рис.1. Обобщённая асинхронная машина
Основные уравнения математической модели АД в мгновенных значениях переменных:
1. Вектор потокосцепления статора АД
Вектор потокосцепления статора является центральным понятием при математическом моделировании асинхронного двигателя, который в дальнейшем будут использован в замкнутых системах векторного управления.
Пространственный вектор потокосцепления статора:
, (13)
где , , - единичные пространственные векторы.
Уравнения (7) ÷ (9) представим по трем столбцам соответствующих индуктивностей:
Первое уравнение умножим на единичный пространственный вектор , второе – на , и последнее уравнение - на . С целью уменьшения громоздкости получаемых выражений вначале произведем суммирование отдельно по вертикальным столбцам, а затем приведем сумму в соответствии с формулой (13).
Мгновенные значения токов в АД:
,
где .
где
Обозначим ; ; ; .
Окончательно, вектор потокосцепления статора[1] ÷ [3]:
(14)
2. Вектор потокосцепления ротора АД
, (15)
Уравнения (16) ÷ (18) представим по трём столбцам соответствующих индуктивностей:
Первое уравнение умножим на , второе – на , третье – на . Вначале произведем суммирование отдельно по вертикальным столбцам, а затем приведем полную сумму в соответствии с формулой (15).
,
где
Обозначим ; ; ; .
Окончательно, вектор потокосцепления ротора:
(19)
3. Векторные уравнения АД в различных системах координат
Основные уравнения асинхронного двигателя в векторной форме имеют вид:
Сделаем существенное замечание по полученным обобщенным векторам. В уравнении (20) векторы , , записаны в неподвижной системе координат статора, но в некоторых задачах их необходимо привести к системе координат связанных с ротором. Рассмотрим схему преобразования одного из векторов, например, из одной системы координат в другую. Поясним это преобразование на следующем рис.2.
Рис.2. Система координат S, R, K.
– неподвижная система координат статора ; – система координат, связанная с ротором, – произвольная система координат, - угол сдвига к и .
– обобщенный вращающийся вектор напряжения статора.
и – этот же вращающийся вектор напряжения статора в системах координат ротора и соответственно.
Связь между векторами в разных системах координат:
Система уравнений (20) – (23) примет следующий вид:
, (24)
где , , – записаны в не подвижной системе координат статора .
(25)
где , , – обобщённые вектора роторных величин в роторной системе координат R.
, (26)
где , , – векторы потокосцепления и ток статора в неподвижной системе координат S, а – в роторной системе координат сдвинутой в неподвижной системе на угол .
(27)
где , , – векторы потокосцепления и ток ротора в роторной системе координат R, а – в неподвижной системе координат .
3.1 Рассмотрим приведение вышеприведённых уравнений к неподвижной системе координат статора
Уравнение (20) уже записано в статорной системе координат, поэтому показываем процесс приведения следующего уравнения. Для этого умножим обе части уравнение (21) на :
.
В соответствии с вышерассмотренной схемой приведения векторов из одной системы координат в другую, получим:
и .
Выражение преобразуем к следующему виду:
Окончательно .
(28)
В выражении представим: тогда
. (29)
В уравнении (27) умножим обе части на :
,
. (30)
Окончательно уравнения (24) ÷ (27) в статорной системе координат примет следующий вид:
3.2 Выполним приведение уравнений (24) ÷ (27) к роторной системе координат
Умножим обе части уравнение (24) на :
Уравнение (25) перепишем без изменений, т.к. оно уже записано в роторной системе координат:
Уравнение (26) умножим обе части на :
,
В уравнении (27) выразим , тогда
,
Окончательно в роторной системе координат уравнения (24) ÷ (27) имеют следующий вид:
3.3 Приведение уравнений (24) ÷ (27) к системе координат вращающейся с произвольной скоростью
Уравнение (24) умножим на и сразу выразим :
,
,
.
Уравнение (25) умножим на :
,
.
Уравнение (26) умножим на , тогда
, т.к. , то
.
Уравнение (27) умножим на , тогда
.
Для системы координат вращающейся с произвольной скоростью система уравнений:
(31)
(32)
(33)
(34)
(35)
Зададим базовые величины (параметры):
; ; ,
где - номинальные действующее фазное напряжение двигателя; - номинальный фазный ток двигателя.
; ; ; ;.
Обозначим относительные величины (параметры):
;; ; ; ; ,
где – механическая скорость вращения вала; - число пар полюсов.
; ; ;; ; ;
В уравнении (31) сделаем следующие преобразования, обе части разделим на :
.
В квадратных скобках выделены соответствующие относительные величины.
Аналогичные преобразования произведем в (32) уравнении:
,
Для уравнения (33), умножим обе части уравнения на :
,
Аналогично в уравнении (34), умножим обе части на :
,
В уравнении (35) обе части разделим на :
,
Система уравнения асинхронного двигателя с коротко замкнутым. ротором:
(36)
(37)
(38)
(39)
Определим электромагнитный момент через векторное произведение [1, c. 238]:
Выразим из уравнения (39) :
В уравнение (38) подставим :
Обозначим , , , тогда
.
В уравнение (36) исключим и :
Из уравнения (37) выразим :
.
Подставим в предыдущее уравнение:
Обозначим , , где ,
В итоге получилось два уравнения:
(40)
(41)
В уравнении (40) разделим обе части на и обозначим :
Рассмотрим процессы в неподвижной системе координат, , :
(42)
(43)
Вещественную ось обозначим , мнимую через - . Пространственные вектора в этом случае разложим по осям:
; ; .
Подставим эти значения в уравнения (42) ÷ (43) и, приравняв отдельно вещественные и мнимые части, получим:
С учетом электромагнитных моментов [1, c. 238] система уравнений в операторной форме примет вид:
(44)
(45)
(46)
(47)
(48)
(49)
Структурная схема для уравнения(44):
Структурная схема для уравнения(45):
Структурная схема для уравнения(46):
Структурная схема для уравнения(47):
Структурная схема для уравнения (48):
Структурная схема для уравнения (49):
Для моделирования выберем АКЗ со следующими паспортными данными и параметрами: , , , , , , , , , , , , .
Значения безразмерных коэффициентов в уравнениях, рассчитанные по выражениям, приведенным выше:
Коэффициент |
||||||||
Значение |
262.36 |
6.4 |
0.97 |
0.97 |
0.0152 |
0.0165 |
0.203 |
200 |
Модель АКЗ, построенная по уравнениям (44) ÷ (49), представленная на рис. 3.
На вход модели в момент времени подаются напряжения , , (), тем самым реализуя прямой пуск.
Осциллоскопы измеряют относительные значения электромагнитного момента и скорости. Результаты моделирования представлены на рис. 4. Они показывают, что при прямом пуске вначале наблюдается значительные колебания момента. Такие же колебания наблюдаются в токе и скорости. Кроме того они показывают, что при приложении момента нагрузки наблюдается уменьшение скорости.
Рисунок 3. Модель АКЗ в неподвижной системе координат с переменными
Рисунок 4. Результаты моделирования, относительные значения электромагнитного момента и скорости
Литература
1. Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов
переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. 654 с.
2. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем Matlab 6.0: Учебное пособие. – Спб.: Корона принт. 2001. – 320с., ил.
3. Ковач К.П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока/Пер. с нем. М.Л.: Госэнергоиздат, 1963. 735 с.: ил.