К вопросу о влиянии творческих контактов на становление балетного искусства и формирование творческой индивидуальности в региональном театре (на примере театра оперы и балета в Челябинске) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Предеина, Т. Б. К вопросу о влиянии творческих контактов на становление балетного искусства и формирование творческой индивидуальности в региональном театре (на примере театра оперы и балета в Челябинске) / Т. Б. Предеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2927/ (дата обращения: 17.12.2024).


Балетное искусство современной России - одно из важнейших составляющих общей культуры нашей страны, занимающее в ней особое место и являющееся неотъемлемой частью ее имиджа. Популярность балета, как одного из вида художественных искусств, огромна и не снижается со временем, а наоборот, возрастает. Столь высокая значимость балетного искусства для нашей страны, особенности его развития обусловили повышенное внимание к нему со стороны культурологии, философии, психологии и других наук. Результаты искусствоведческого анализа деятельности балетных коллективов представляют для них научный интерес и практическую значимость.

В то же время внимание исследователей было сосредоточено на изучении истории и проблемах развития отечественного балета. При этом, ими отдается предпочтение исследованию творчества столичных театров, виднейших хореографов и признанных мастеров балета. В этих трудах региональные балетные театры не вычленяются в отдельный объект исследования, а рассматриваются как один из элементов балетного искусства страны в целом, без глубокого учета их творческой индивидуальности. В большинстве работ отражение деятельности региональных театров дается фрагментарно и не системно, не существует и общей обоснованной концепции этих исследований. Заметим, что это происходит в ситуации когда, творческий уровень многих спектаклей региональных театров в настоящее время не уступает столичным.

В связи с этим в настоящее время существует очевидное противоречие между необходимостью определения тенденций развития балетного искусства в стране и недостатком исследований, связанных с изучением региональных трупп балетных театров.

Творчество региональных театров имеет свои отличительные особенности, поскольку их деятельность осуществляется в менее благоприятных условиях, чем у столичных театров. Это касается финансирования, профессионализма творческих кадров и уровня квалификации их художественных руководителей.

Челябинскому государственному академическому театру оперы и балета им. М.И. Глинки 29 сентября 2010 г. исполнилось 55 лет. В настоящее время можно констатировать, что становление балета как вида творчества и искусства на Южном Урале закончилось. Оно осуществлялось поэтапно, естественно неравномерно, что вообще присуще театральным коллективам, с характерными периодами творческих взлетов, творческих поисков и «затишья». На творческое содержание данных периодов особое влияние оказали как особенности исторической эпохи, так и влияние различных балетных школ, индивидуальные особенности хореографов и артистов, работавших в театре. Кроме того, на процесс становления активно влияли личные или театральные творческие контакты, которые стимулировали творческую активность и повышение исполнительского мастерства. К формам творческих контактов относятся гастрольная деятельность театра, выступления гастролеров в спектаклях театра, участие и проведение фестивалей, сотрудничество с выдающимися деятелями хореографии.

Организация и проведение гастролей оказалось одной из важных составляющих в обретении творческой индивидуальности челябинского балета. С первых лет существования театра неотъемлемой частью его творческой жизни стали гастроли в другие города. С 1957 до 1980-х гг. театр гастролировал регулярно. За этот период театр выступал на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, в концертном зале «Октябрьский» в Ленинграде, а также побывал в 70-и городах СССР и был удостоен высокой оценки критиков и зрительской аудитории. В советский период международные культурные связи развивались медленнее и часто носили эпизодический характер, в силу закрытости города. За рубеж выезжали только некоторые солисты [1]. Гастроли неизменно повышали популярность балетной труппы театра среди уральцев и зрителей других регионов России.

В постсоветский период, когда административные ограничения были сняты, индивидуальные гастроли солистов стали обычной практикой. В 1992 и 1993 гг. впервые в истории театра балетная труппа в полном составе выезжает на гастроли в КНР. После театр побывал с гастролями в США, на о.Тайвань, Германии, Великобритании. С 1995 г. возобновилась гастрольная деятельность театра по стране.

Ведущие солисты ЧГАТО и Б выступали на сценах Пермского, Уфимского, Красноярского, Казанского и других театров. Но это были не просто гастроли, это было еще и знакомство с особенностями балетного искусства в данных театрах, освоению всего лучшего в их творчестве.

Итак, гастрольная деятельность является демонстрацией достигнутых результатов широкой аудитории.

Немалую роль в обретении творческой индивидуальности ЧГАТО и Б оказали гости из других театров. С 1959 г. на сцене челябинского театра стали выступать артисты театров из других городов, как солисты, так и целые коллективы. Как правило, гастролеры танцуют в классических спектаклях или принимают участие в концертных программах. Самое большое количество столичных артистов приезжало в Челябинск в 1970-1980 гг. Это: М. Кондратьева, Е. Максимова, В. Васильев, М. Лиепа, Е. Рябинкина, С. Адырхаева, А. Богатырев, А. Осипенко, Д. Марковский, С. Радченко, А. Годунов, Н. Бессмертнова, И. Колпакова, Н. Павлова, В. Гордеев, Л. Семеняка и другие.

В постсоветский период гастроли возобновились в 1994 г. приездом в Челябинск Донецкого театра и известного танцовщика В. Писарева. В дальнейшем, особенно во время балетных фестивалей, в Челябинске побывало новое поколение звезд российского балета. Это: Н. Цискаридзе, Д. Гуданов, Г. Янин, А. Уваров, В. Мунтагиров, А. Шпилевский, А. Евдокимов, М. Рыжкина, С. Лунькина, Н. Балахничева, А. Яценко, Ж. Богородицкая, Н. Кобахидзе, Г. Степаненко и другие.

Совместная творческая работа не могла не сказаться на личностном и профессиональном росте челябинских артистов, который, наверняка, был связан с восприятием и принятием лучших традиций других балетных школ, транслируемых другими исполнителями в технике танца, приемах выразительности, самоподаче, общей экспрессии и пр. Закономерно, что данный процесс приводит к позитивным творческим изменениям, образованиям симбиотических творческих связей.

В целом, можно говорить, что сотворчество артистов ЧГАТО и Б с солистами и даже балетными коллективами других театров способствовало их взаимному творческому обогащению.

Значимую роль в этом становлении имели творческие контакты с крупными деятелями хореографии. В разные годы театр приглашал на постановки профессионалов высочайшего класса, выдающихся отечественных хореографов: Ф. Лопухова («Дон Кихот»), О. Дадишкилиани («Каменный цветок», «Альпийская баллада»), В. Васильева («Анюта», «Золушка»), К. Есаулову («Три мушкетера»), И. Чернышева («Гусарская баллада»), А. Петрова («Двенадцать стульев»), Г. Алексидзе (хореографические миниатюры), Г. Майорова («Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов»), Г. Прибылова («Шедевры мировой хореографии», «Спящая красавица», «Привал кавалерии»), М. Лавровского («Вальпургиева ночь»). И представителей нового поколения балетмейстеров: С. Боброва («Щелкунчик», «Лебединое озеро»), М. Большакову («Слуга двух господ»), Ю. Бурлака («Золотой век русского императорского балета»), К. Уральского («Ромео и Джульетта», «EL MUNDO DE Гойя»). С труппой работали известные педагоги-репетиторы С. Тулубьева, Н. Березина, Б. Бланков, М. Алексидзе, Л. Сахарова, Е. Буканова, И. Прокофьева, Ю. Васюченко, Е. Максимова. Так в репертуаре появлялись новинки, старинная хореография и балеты зарубежных классиков XX века, осуществлялись поиски новых форм и жанров, происходило приобщение к современной хореографической культуре.

Работа на таком уровне не проходит бесследно для артистов челябинской труппы, которые в своем творчестве отражали, транслировали, творчески переосмысливали и преумножали традиции, усвоенные ими в процессе работы. В этой связи следует особо отметить артистов, работавших в театре и оказавших большое влияние на формирование его творческой индивидуальности. Это: С. Адырхаева, Л. Ратенко, И. Сараметова, Г. Борейко, В. Постников, М. Щукин, Е. Попов, А. Мунтагиров, В. Жданов, Г. Клековкина, О. Панчехина. Растет мастерство, расширяются творческие возможности следующего поколения челябинских артистов: Т. Сулеймановой, Т. Предеиной, А. Булдакова, А. Цвариани, А. Сафронова, Е. Хомкиной, С. Лыткиной, В. Целищева. Эти имена определяют сегодняшнее лицо челябинской труппы. Таким образом, благодаря такому сотворчеству, появляется стремление и далее сотрудничать с большими мастерами сцены, браться за новые проекты.

Большое влияние на формирование творческой индивидуальности балета Южного Урала оказали творческие контакты с выдающимся мастерами балета, а именно с народными артистами СССР Е. Максимовой и В. Васильевым. Примером этого служит балетный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», который справедливо называют сенсацией в культурной жизни города.

Фестиваль балета, посвященный выдающейся балерине XX века, - событие неординарное уже потому, что он был задуман и проведен не в столицах, а в провинциальном городе на Южном Урале [2]. Практики таких фестивалей до него не было. Однако, единственный, в своем роде, проект такого масштаба, был с успехом воплощен на челябинской сцене, и стал традиционным. Всего прошло пять таких фестивалей.

Основная идея фестиваля - участие в спектаклях молодых солистов, и уже имеющих международное признание, учениц Е. Максимовой. В фестивальные программы были включены спектакли и хореографические композиции, специально поставленные для Е. Максимовой. Это: «Анюта», «Золушка», «Элегия» С. Рахманинова, «Русский танец» П. Чайковского, а также классические спектакли - «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», в которых блистала великая балерина, а теперь танцуют ее ученицы.

Первый фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» открылся в 2002 г. премьерой спектакля С. Прокофьева «Золушка» в хореографии В. Васильева. С января по июнь 2002 г. в спектаклях театра принимали участие ученицы прославленной балерины. Зритель знакомился с творчеством замечательных танцовщиц. Это звезды Большого театра А. Антоничева, С. Лунькина, М. Рыжкина и солисты Кремлевского балета Н. Балахничева, Ж. Богородицкая. Одним из ярких событий Первого фестиваля стал творческий вечер балерины челябинского театра Т. Предеиной.

Второй (2003) и Третий (2006) фестивали проводились по схеме первого, но в более компактной форме. Традиционно были представлены «Анюта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро». На этих фестивалях зрители открыли новые для себя имена А. Тимофеевой, О. Зубковой, Т. Инашвили.

Четвертый фестиваль (2007) «В честь Екатерины Максимовой» имел собственный контекст. Он был объявлен фестивалем премьер. В рамках этого фестиваля были показаны премьерные спектакли театра «Ромео и Джульетта» и «EL MUNDO DE Гойя», которые показали высокий профессиональный уровень челябинского балета.

Пятый фестиваль (2008) был посвящен 50-летию творческой деятельности прославленного дуэта Е. Максимовой и В. Васильева. Юбилейный фестиваль, на котором традиционно были представлены любимые спектакли балерины, завершился грандиозным Гала-концертом, собравшем под своды театра рекордное количество участников. Запоминающимся событием этого фестиваля стало участие в нем премьеров Большого театра Г. Степаненко и И. Васильева, с блеском исполнивших ведущие партии в балете «Дон Кихот».

В разные годы в фестивалях принимали участие такие танцовщицы, как А. Антоничева, М. Рыжкина, С. Лунькина, Н. Балахничева, Ж. Богородицкая, А. Тимофеева, Г. Степаненко и их партнеры, справедливо считающие себя учениками Е. Максимовой: И. Васильев, Ю. Белоусов, Р. Артюшкин, С. Смирнов, М. Мартынюк, П. Дмитриченко.

Каждому фестивальному спектаклю, неизменно собирающему полные залы, присуща некая «премьерность». Новые исполнители-гастролеры привносят свой взгляд на роли, что влияет на концепцию спектакля в целом. Это подтверждает особый статус фестивальных спектаклей, и позволяет увидеть знакомые балеты в новом качестве. Достойный фон и комфортное существование приглашенным звездам в фестивальных спектаклях создавали солисты и артисты балета челябинской труппы.

Таким образом, челябинские артисты получили возможность не только познакомиться с творчеством знаменитых танцовщиков, но и танцевать с ними рядом на одной сцене. Это обязывает коллектив быть на высоте, кроме того, это и хорошая школа для молодых исполнителей. Совместные репетиции артистов театра и гастролеров, с участием Е. Максимовой и В. Васильева стали ярким запоминающимся событием в жизни каждого танцовщика.

Переоценить значение балетного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» в культурной жизни Челябинска невозможно. Прежде всего, это настоящий благородный праздник высокого искусства. Затем, это возможность культурного и творческого роста, как балетной труппы театра, так и публики. Каждый фестиваль дарит встречи с мастерами, что дает необыкновенный стимул для профессионального роста труппы. Именитые гости, неизменно вызывающие восхищение и огромный интерес, дают возможность челябинской публике «вживую» увидеть танцовщиков, представляющих русский балет в мире. Такие фестивали обогащают духовную жизнь города и приобщают к большой высокой культуре. Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» вошел в историю театра.

В сегодняшнее время фестиваль, проводимый в провинции, подчас является единственным способом театра заявить о себе, показать себя, пригласить к себе солистов из столиц, и таким образом, привлечь внимание широкой публики и общественности.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что большое влияние на формирование творческой индивидуальности челябинского балетного театра оказали разнообразные творческие контакты. Прежде всего, это сотрудничество с выдающимися мастерами балета. Примером этого служат гастрольные выступления признанных мастеров, а также балетные фестивали, проводимые в ЧГАТО и Б. Такая форма творческого сотрудничества и сотворчества, фактически стала лабораторией обмена творческим опытом и значимой формой повышения творческого мастерства челябинских артистов. Кроме того, уникальный фестиваль, проводимый в Челябинске, продолжает традиции приезда именитых артистов, заложенные еще в начале XX века.

Большую роль в становлении коллектива оказало влияние крупных деятелей культуры, которое рассматривается как приток новых идей и стимул к повышению уровня профессиональных стандартов, напрямую влияющих на творческий рост артистов.

Немалую роль в обретении творческой индивидуальности челябинского балета оказали гастроли театра. Возможность оценки своих достижений глазами зрителей других городов и специалистов других театров являются мощным творческим стимулом и для артистов, и для хореографов.

В настоящее время для челябинского балета характерным является профессиональный уровень исполнительского мастерства, эмоциональность и выразительность, многообразие пластических решений, жанровое разнообразие, постоянный творческий поиск.

Все это позволило аргументировать свою позицию по данной проблеме. Настоящее исследование посвящено анализу одного из факторов, повлиявших на становление творческой индивидуальности балета Южного Урала, впереди исследование тенденций его дальнейшего развития.


Примечания:

1. В 1960 г. на фестиваль молодежи и студентов в Румынии Г. Борейко, С. Адырхаева, В. Постников. В 1978 г. – в Сирию, Иорданию, Кувейт, Италию - солисты Г. Клековкина, Е. Попов, А. Мунтагиров. В 1980 – О. Панчехина, В. Максимов в Швейцарию, Финляндию.

2. Инициатором и организатором фестиваля выступили художественное руководство театра, ученица Е. Максимовой Т. Предеина и администрация города.

Основные термины (генерируются автоматически): театр, творческая индивидуальность, MUNDO, балетное искусство, фестиваль, Челябинск, челябинский балет, Южный Урал, Лебединое озеро, челябинская труппа.


Похожие статьи

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Проблема художественного воплощения балетной темы в творчестве З.Серебряковой (к изобразительной летописи артистов Мариинского театра)

Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества

Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Особенности народно-певческого обучения в условиях национально-русского двуязычия (по материалам исследования функционирования марийского языка в студенческой среде)

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву в изучении декоративно-прикладного искусства Узбекистана

Похожие статьи

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Проблема художественного воплощения балетной темы в творчестве З.Серебряковой (к изобразительной летописи артистов Мариинского театра)

Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества

Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Особенности народно-певческого обучения в условиях национально-русского двуязычия (по материалам исследования функционирования марийского языка в студенческой среде)

Трансформация педагогических основ резьбы по дереву в изучении декоративно-прикладного искусства Узбекистана

Задать вопрос