Связь между Платоном и фильмами Вачовски, ее проявления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 06.08.2019

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Смолина, Т. Н. Связь между Платоном и фильмами Вачовски, ее проявления / Т. Н. Смолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61918/ (дата обращения: 21.07.2024).



Платон и братья Вачовски. С одной стороны, абсолютно разные люди, разных поколений, времен, но есть что-то, что их связывает воедино и заставляет задуматься над их трудами.

В настоящее время можно найти большое количество художественных произведений с отсылкой на философские труды. Например, фильм «Матрица», снятый братьями Эндрю и Лоуренсом Вачовски. Сюжет фильма пересекается с мифом о пещере древнегреческого философа Платона. В данной статье хотелось бы показать эти сходства и понять основную идею, которую хотели передать авторы.

Для начала разберемся, что представляет собой Платоновский миф о пещере. Объяснение можно найти в труде «Государство» [1]. Миф о пещере — это некая аллегория, использованная Платоном для объяснения учения о идеях. В начале описывается подземное жилище и люди, живущие там. На шеях людей оковы, которые не позволяют им двигаться с места. Рядом, находится стена, за которой свободные люди, приподняв руки, несут различные вещи: статуи, изображения живых существ. Люди в подземном жилище повернуты спиной к свету и все, что они видят, — это тени, отражающиеся на стене пещеры. Однажды одного узника освобождают, и он выбирается на волю. Он видит мир по-другому, тени приобретают реальные очертания. Он решает вернуться обратно в пещеру и рассказать ее узникам про все, что было наверху. Спускавшись, он спотыкается и не может вновь чувствовать себя как раньше, так как отвык от постоянной темноты. Он начинает описывать все своим товарищам, но в ответ не получает одобрения с их стороны. Он смешон и безумен, они видят последствия, что случилось с ним, когда он вернулся назад в пещеру и не хотят допустить подобного, а людей, попытавшихся освободить кого-то вновь, и вовсе желают убить. Возникает вопрос: «Что есть реальность?». Для жителей пещеры- это подземелье, для выбравшегося узника- это мир над ней. Для Платона мир пещеры — это чувственный мир, постигаемый органами чувств. Но это лишь иллюзия. О настоящем мире можно судить по теням на стене пещеры, ведь именно тот мир, над подземельем, является реальным.

Теперь стоит подробнее рассказать про фильм «Матрица» [2]. Фильм повествует о молодом человеке Томасе Андерсоне, или по-другому — Нео. Однажды ему удается познакомиться с девушкой Тринити, пообещавшей рассказать ему о Матрице и человеке, которого Нео давно ищет-Морфеусе. Морфеус считается особо опасным преступником, так как обладает информацией, которую не знают остальные люди. Матрица — это мир, в котором долгое время жил Нео. Этот мир оказывается миром иллюзий, порожденным искусственным интеллектом. Машины поработили мир людей и теперь с их помощью создают энергию тепла, необходимую для выживания. Встретившись с Морфеусом Нео дается на выбор две таблетки: синяя и красная. С помощью синей можно остаться в существующем мире, с помощью красной попасть в реальный мир, за пределами Матрицы. Нео выбирает красную и оказывается в жутком, разрушенном, реальном мире. Нео узнает, что последним городом человечества является Зион и именно коды от него знает Морфеус и так сильно хотят узнать агенты спецслужб. Морфеус со своей командой находятся на корабле, под названием «Навуходоносор». Они ведут войну против машин, желая освободить людей от мира Матрицы и показать реальность такую, какая он есть на самом деле. Морфеус считает Нео избранным человеком, который уже рождался, когда Матрица была только создана, способным изменять мир Матрицы и спасать людей.

В фильме «Матрица», как и у Платона, представлены два мира, один из которых «мир Матрицы», подобный миру пещеры и реальный мир. Главному герою Нео предлагается на выбор две таблетки: красная и синяя. Красная таблетка позволяла выбраться из матрицы и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Синяя таблетка возвращала в обычный мир, к старой, повседневной жизни. Здесь присутствует аналогия с мифом Платона. Нео мог остаться в матрице, как в мире пещеры, но он решает выйти за границы и увидеть реальный мир. Реальный мир не похож на предыдущий. Он полон всего интересного при этом не является безопасным, как мир иллюзий. Из-за того, что Нео знал про существование другого мира за ним, охотились агенты спецслужб, они считали его опасным для общества и хотели устранить. Человека, выбравшегося из пещеры, также не принимали его товарищи после выхода из пещеры, считая первого безумным.

В мифе Платона не сказано, кто же освободил оковы и вывел человека наружу, но сам факт, что некто помог ему присутствует. Нео считался избранным и Морфеус помог ему увидеть реальность. Сравнивая с мифом Платона, именно Морфеус освободил Нео от оков и показал реальный мир вещей, уведя от мира иллюзий. Задача Нео была спасти человечество от мира, которым овладели машины, задача бывшего узника пещеры тоже была спасти людей, принеся свои знания в этот мир, дав новую информацию, неизвестную до этого.

Как было сказано раннее, человек, вышедший из пещеры, вернувшись, не имел уважения со стороны ее обитателей. Он казался смешон из-за того, что не мог быстро отвыкнуть от реального мира. Человека, освобождающего людей, хотели бы убить, чтобы не допустить вновь таких последствий. В фильме Матрица похожая ситуация. Нео, и всех в Навуходоносоре постоянно преследуют агенты, желающие достать коды от Зиона и вернуть людей, обратно в Матрицу. На мой взгляд, «коды от Зиона» можно ассоциировать со знаниями. Люди в пещере не имели знаний, которыми обладал человек, вышедший из него и тот, который его вывел. Поэтому они считались безумными. Людей, освобождавших оковы, узники пещеры желали бы убить, именно такая ситуация происходит с Морфеусом. Агенты охотятся на него и пытаются сделать все, чтобы выжать из него нужную информацию о другом мире.

Для жителей пещеры реальность была одна. Они видели лишь тени на стене и считали это единственным существующим миром. Для человека, выбравшегося из пещеры, появляется другая реальность. Нео жил в Матрице и не предполагал о существовании другого мира. Выбравшись из него, он долго не мог принять тот факт, что все до этого было иллюзией. «Что есть реальность?», -спрашивает однажды Морфеус Нео. Однозначного ответа дать нельзя. Есть несколько миров и для каждого реальность своя. Эта проблема прослеживается и у Платона, и у братьев Вачовски и, на мой взгляд, является одной из главных в этих произведениях.

Таким образом, связь между Платоном и фильмами Вачовски действительно существует. Ни раз задумываешься, а где находишься ты сам, что есть реальность для тебя и что такое реальность вообще. Вывод, который можно вынести из этих произведений это то, что знания — это и есть путь к постижению реальности. Порой они могут быть опасными, можно встретить неодобрение со стороны окружающих, но именно знания, самосовершенствование помогут понять окружающий нас мир. Возможно, мы на самом деле находимся в мире пещеры или нас уже давно поработили машины, и мы живем под их властью. Возможно машины, пещера — это аналогия с государством, властью, существующих в разных странах, управляющей людьми, как марионетками. Точно сказать невозможно, и не думаю, что кто-то другой ответит, что же такое реальность. Но есть уверенность в том, что именно знания об окружающем нас мире, вечные попытки узнать что-то новое, изведать необычное, развитие критического мышления, желание понять другого человека, услышать долю истину в возможно безумных на первый взгляд вещах и есть путь к постижению реальности. Какой страшной бы она не была на первый взгляд, жуткой, опасной — это лучше, чем жить в неведении, в мире иллюзий. Это было очевидно для узника, выбравшегося из пещеры, для Нео и всех в Навуходоносоре. Они пытались познать реальность, оградить себя от предыдущих мыслей, принять мир таким, каким он есть на самом деле, а не иллюзионным, красочным и безопасным.

Литература:

  1. Платон. Сочинения в 4-х томах. Государство, книга седьмая. М.: Мысль, 1964
  2. Матрица [Фильм] / реж. Эндрю и Лоуренс Вачовски, 1999г.
Основные термины (генерируются автоматически): мир, реальный мир, мир иллюзий, мир пещеры, пещера, реальность, самое дело, Матрица, мой взгляд, подземное жилище.


Похожие статьи

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

Самым знаменитым из мифов Платона, без сомнения, является миф о пещере.

Можно сказать, что сюжет Матрицы и Платоновского мифа о пещере в некотором роде

Ведь действительно в основе нашей жизни лежит математика. Мир, в котором мы живем можно...

Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале...

Реальность пещеры – есть иллюзия истинности нашего чувственного познания.

Итак, реальность пещеры уподоблена Платоном чувственному миру, реальности людей

Таким образом, сопоставление реальности пещеры и кинематографической реальности – то есть...

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный...

Пример пещеры довольно прост, но его последствия звучат всюду по всей книге. Аллегория начинается с заключенных, которые связаны в пещере головой, прикрепленной к задней стене. За входом находится огонь, который отбрасывает тени на стену, с которой сталкиваются.

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

Также реальность можно обозначить как интерсубъективный мир, который необходимо каждому человеку делить с остальными людьми. Субъективность заключается в том, что каждый человек видит данный мир по — своему, более того, он и есть в некоторой степени сам мир.

Звучание света в исихазме, или возможность созерцания оттенков...

Мир ангельский и мир человеческий сотканы из Первичного Логоса. В них струится единый закон Божьей Правды и Красоты.

Обративши лица к пустоте, жители поднебесного мира сплетают свет среды своего обитания из ложных звуков, образуя тем самым в своих сердцах пещеры со...

Реальность сквозь призму фантастического как особенность...

Изображая два мирареальность и фантастический мир абсурда, автор ставит вопросы: «Насколько похожи эти миры? Какой мир на самом деле абсурден?». Ответы мы находим с помощью Аликс. Детское восприятие мира отличается от взрослого отсутствием...

Основные подходы к определению категории«виртуальная...»

В этом «параллельном» мире «функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические

В. С. Бабенко под виртуальной реальностью понимает «некий искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует...

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье осуществляется философский анализ виртуальной реальности с помощью методологии постмодерн, обозначается ряд проблем, связанных с все большим распространением виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни.

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

Подземные пещеры с незапамятных времён были жилищами и местами культового значения для древнего человека.

Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной эллады и ее усовершенствованной военной техники.

Похожие статьи

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

Самым знаменитым из мифов Платона, без сомнения, является миф о пещере.

Можно сказать, что сюжет Матрицы и Платоновского мифа о пещере в некотором роде

Ведь действительно в основе нашей жизни лежит математика. Мир, в котором мы живем можно...

Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале...

Реальность пещеры – есть иллюзия истинности нашего чувственного познания.

Итак, реальность пещеры уподоблена Платоном чувственному миру, реальности людей

Таким образом, сопоставление реальности пещеры и кинематографической реальности – то есть...

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный...

Пример пещеры довольно прост, но его последствия звучат всюду по всей книге. Аллегория начинается с заключенных, которые связаны в пещере головой, прикрепленной к задней стене. За входом находится огонь, который отбрасывает тени на стену, с которой сталкиваются.

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

Также реальность можно обозначить как интерсубъективный мир, который необходимо каждому человеку делить с остальными людьми. Субъективность заключается в том, что каждый человек видит данный мир по — своему, более того, он и есть в некоторой степени сам мир.

Звучание света в исихазме, или возможность созерцания оттенков...

Мир ангельский и мир человеческий сотканы из Первичного Логоса. В них струится единый закон Божьей Правды и Красоты.

Обративши лица к пустоте, жители поднебесного мира сплетают свет среды своего обитания из ложных звуков, образуя тем самым в своих сердцах пещеры со...

Реальность сквозь призму фантастического как особенность...

Изображая два мирареальность и фантастический мир абсурда, автор ставит вопросы: «Насколько похожи эти миры? Какой мир на самом деле абсурден?». Ответы мы находим с помощью Аликс. Детское восприятие мира отличается от взрослого отсутствием...

Основные подходы к определению категории«виртуальная...»

В этом «параллельном» мире «функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические

В. С. Бабенко под виртуальной реальностью понимает «некий искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует...

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье осуществляется философский анализ виртуальной реальности с помощью методологии постмодерн, обозначается ряд проблем, связанных с все большим распространением виртуальной реальности во всех сферах общественной жизни.

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

Подземные пещеры с незапамятных времён были жилищами и местами культового значения для древнего человека.

Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной эллады и ее усовершенствованной военной техники.

Задать вопрос