В статье затрагиваются проблемы и аспекты оформления крупных аквапарков для расширенной фокус-группы пользователей. Рассматриваются вопросы востребованности инноваций в графическом дизайн-проектировании применительно к сегодняшним тенденциям в сфере визуальных коммуникаций, связанных с аква-медиа-центрами.
Ключевые слова: аквапарки, медиа-центры, графический дизайн в среде, семейный отдых, реклама и полиграфия, презентация.
Современные аква-медиа-центры стали все больше вызывать к себе интерес у семейных пар и молодых людей. Большая часть не всегда замечает, что многие развлекательные комплексы не всегда правильно и доступно используют рекламно-графическую продукцию.
Когда происходит графическая революция, большинство людей этого не осознают и не понимают, как использовать ее результаты в своих целях.
Аква-медиа-центром является развлекательный комплекс, в котором имеется инфраструктура для занятия играми на воде и водные аттракционы, такие как водяные горки, поливалки, бассейны с вышкой, фонтаны, «ленивая река» и другие водные развлечения. Также в таком центре имеются мини бары, кафе и зоны отдыха, обеспечивающие комфортное времяпровождения любого человека со своей семьей.
Аква-медиа-центр не только является развлекательным комплексом, но и также является современным музеем XXI века, в котором есть все для комфортного досуга.
На этапе дизайн-проектирования рекламно-графической презентации, была определена главная цель — суметь погрузить потребителя в необычную обстановку и таинственный мир сирен, нагов, наяд и Медузы Горгоны.
Нужно увидеть, что проектирование рекламно-графической презентации аква-меди-центра — это особое ответвление дизайна в целом. Главная цель презентации — иллюстрировать действия и полученную информацию в доступном и ясном виде, показывающую предмет и задачи, которые поставили для себя дизайнеры. Главной чертой и трудностью проектирования рекламных плакатов оказывается то, что нужно донести до потребителя в доступной форме главную идею, которая была заложена в самом плакате, но главное это визуальные эффекты, которые не должны перебивать главную информацию, а наоборот усилить и подчеркнуть ее наилучшим образом.
Рекламно-графическая презентация — новая, активно формирующаяся отрасль дизайна. Она идет рука об руку с графическим, и промышленным дизайном, определяя для себя направления и тренды, а также регулируя задачи взаимодействия пользователя с объектом. Дизайн рекламно-графической презентации особенно зависит от того, как используются носители в среде. Большинство людей выделяют для себя разные источники информации, которые доступные им в том или ином месте, но основными графическими источниками являются рекламные баннеры и постеры, сайты и мобильные приложения. В соответствии с этим, следует понимать, как наиболее эргономично управлять пространством разных плакатов, постеров, рекламных лозунгов на сайтах интернет порталов и мобильных приложениях, учитывая площадь соприкосновения взглядов потребителя с важной и полезной для него информацией и многое другое.
Рекламно-графическая презентация предполагает полный расклад и взаимодействие пользователя с носителем любого формата. В разработке нужно принимать во внимание большое количество качеств, в том числе самых незначительных на первый взгляд: от среды пользователя и типа электронного устройства и заканчивая методами ввода и отображения информации. Также разработка графических элементов, шрифтов, подбор правильной цветовой палитры.
В первую очередь презентация — это взаимодействие пользователя с системой посредством графической передачи данных на плакате, по существу, наброски речи, где показывается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл.
Несмотря на относительно недавнее появление рекламно-графическая презентация, есть собственное сформировавшиеся основы и законы, которые нужно соблюдать, чтобы продукт сумел стать доступным пользователю и коммерчески успешным. На данном этапе становления рассматриваемой ветви сложились следующие критерии и принципы проектирования:
– организованность составляющих плакатов и других носителей. Все они обязаны быть логически структурированы и взаимосвязаны;
– объединение составляющих плакатов и других носителей. Подразумевает объединение в группы логически связанных составляющих (меню, формы);
– выравнивание составляющих плакатов и других носителей. Плохо разработанный графический элемент не может быть для кого-либо удобным;
– единый стиль составляющих, корпоративный набор. Стилевое оформление играет не последнюю роль, как раз оно сохраняется в памяти клиента;
– присутствие свободного места. Это позволяет отделять информационные блоки, сосредотачивая внимание на чем-то одном, получая информацию четко и ясно.
Созданный по всем правилам плакат или другой графический носитель, значительно увеличивает эффективность ресурса и дает ему конкурентоспособные качества.
Ознакомившись с общими основами проектирования рекламно-графической презентации и пользовательского взаимодействия, можно сделать следующий вывод, что, собственно, данная область графического дизайна стоит несколько отдельно от прочих, что добавляет необходимость, кроме визуальной части графического плаката, работать и над логическими маршрутами пользователя. Как раз поэтому необходимо максимально подробно и вдумчиво изучить информацию по предоставленной теме, и строго придерживаться приведенных принципов, так как рекламная презентация плакатов и других графических носителей не терпят ошибок.
При проведении предпроектного анализа стало очевидным, что изучение конкурентов недостаточно.
Важной составляющей предпроектного исследования при разработке дизайна рекламно-графической презентации аква-медиа-центра также является изучение направления графического дизайна в конце 2018 года и в начале 2019 года, сбор информации об актуальных тенденциях графических приемов на сегодняшний день.
Изучив различные статьи, исследования, работы в сфере рекламно-графической презентации и подытожив проведенный анализ, можно выделить несколько аспектов, о которых говорят практически все источники:
Лаконичность
В отличие от веб-сайтов, мобильных приложениях и других графических элементов, рассчитанных на разную целевую аудиторию, рекламно-графическая презентация будет чаще всего использоваться на разных носителях. Такие как рекламные плакаты, страницы в модных журналах, интернет, рекламные постеры и билборды, брошюры. [22]
Светлые и темные цветовые решения
Применение светлых и темных цветовых решений помогает лучше придать дизайну визуальные эффекты, которые приковывают к себе внимание.
Но нужно внимательно подбирать сочетание таких решений. Ведь темные цветовые варианты схем могут создать серьезные проблемы с читабельностью.
Цветовая гамма
Как и остальные элементы графического дизайна, цветовая гамма рекламно-графической презентации должна подбираться с учетом контекста использования рекламных носителей и целей, которые пользователь ставит перед собой.
Яркие цвета
Тусклые цвета стали основой плоского дизайна, и они смогли проникнуть в разные смежные дисциплины. Сдвиг, который происходит все больше в сторону более ярких красок является как неким продолжением отказа от мягкого минимализма. Поскольку многие бренды ведут борьбу за внимание пользователей, то приходиться делать резкие, порой безрассудные шаги для более удачных достижений.
«Жирная» типографика
Несмотря на изображения, плотность пикселей и количество цветов на экране остается самым эффективным и доступным способом донесения информации. Между разными изображениями и текстом обязательно должен быть шрифт и необычные интервалы. Ведь типографика является главным фундаментом к успешному графическому дизайну — это способность уметь совмещать функциональность и эстетику на любом фоне. [24]
Скетч и рукописные иллюстрации
Единственная в своем экземпляре, графике по истине заставляет пользователей быть внимательными. Буквально для любого рода презентации товара/услуги понадобиться выполнить все в едином стиле, используя ручные иллюстрации, скетч. Будь то рекламная обложка к постеру нового кинофильма, журнала или книги. Лучшим вариантом будет сочетание векторного или ручного изображения с фотографией. Иллюстрации, созданные рукой человека, станут ведущим течением в трендах графического дизайна.
Стиль комикса
Комикс — единственный в своем роде вид искусства, который находится на стыке двух границах, такие как картинка и текст. Но в большей степени он не может относиться ни к иллюстрации, ни к литературным жанрам. Это направление стиля становиться настолько модным и неповторимым во всех новых тенденциях графического дизайна, что хороший иллюстрированный комикс или часть его поможет в определенной степени принести как, уникальность любому художественному плакату, так и индивидуальность фирменному стилю.
Элементы поп-арта
Поп-артом является художественный стиль, который направлен на материальные явления обычной жизни, к массовой культуре (откуда, и взяло свое начало слово «поп»). Поп-арт был образован на основе визуальных моментов, которые приносят людям радость и наслаждение. Многие традиционные виды искусства направлены на общение с человеком на визуальном уровне, вызывая определенные эмоции. Элементы стиля поп-арт и его неповторимые яркие цвета, однозначно пользуются большим спросом в новых тенденциях графического дизайна, а именно при производстве современных подарочных открыток, значков, фирменных футболок, постеров, плакатов. [22]
Таким образом, все перечисленные правила, будут использованы в дальнейшем проектировании, и также для того, чтобы более точно отразить дизайн рекламно-графической презентации.
При ведении хорошей работы над дизайном рекламно-графической презентации, обязательно нужно знать, для кого конкретно предназначена данная презентация, так как образ, который создаёт дизайнер, направлен на определенную целевую аудиторию. При создании рекламно-графической презентации нужно внимательно учитывать, что должно быть в ней, какие функции она должно выполнять и для какой аудитории она была реализована. Так как главной целевой аудиторией является семейный отдых, дети, студенты и взрослые люди, а у каждого из них есть свои интересы, принципы и свои особенности в предпочтении.
Самое главное нужно определить функции презентации и для чего они нужны.
Эмоциональный портрет аудитории
Проанализировав целевую аудиторию, можно сказать, что это мужчины и женщины, следящие за новостями и последними тенденциями. Они пользуются разными рекламными возможностями. Рекламно-графическая презентация ориентирована на контакт со семейными парами, детьми и студентами.
Данный случай помогает нам, лучше понять целевую аудиторию и задачу, которую предстоит выполнить. Главная задача ̶ доступным графическим языком, не навредив пользователю, помочь лучше понять и усвоить ту информацию, которую нужно донести пользователю, показать все места, которые заинтересуют семейные пары, детей и студентов.
Основными примерами рекламно-графической презентации можно рассмотреть примеры других аква-медиа-центров.
Главным примером, который будет здесь рассмотрен, является аквапарк «Афродита» в городе Пафос (Кипр). Пафос является частью составляющей объектов, которые входят в мировую культуру наследия ЮНЕСКО. Раньше Пафос был столицей древнего Кипра, а сейчас он стал одним из достойных и красивых курортов Средиземноморья. Здесь все объято мифами и легендами. Согласно древним сказаньям, из морской пены появилась на свет богиня любви и красоты Афродита. В дальнейшем, было принято решение назвать крупный аквапарк «Paphos Aphrodite Waterpark» (Пафос Афродита аквапарк). Главной особенностью водного комплекса является то, что подводные горки, аттракционы расположены среди горного ландшафта и экзотических садов. Основной чертой является незабываемая природная местность, на которой располагается аквапарк «Афродита». В водном комплексе находятся 23 горки: 15 взрослых и 8 детских. Можно сделать следующий вывод: основным акцентом графической части презентации аквапарка «Афродита» является мифология древней культуры Греции, на чем и держится вся идеологическая часть рекламной кампании.
Другим примером становится аквапарк «Serena» («Серена») в городе Эспоо (Финляндия). Он является одним из больших аквапарков в Финляндии. Расстояние от центра Хельсинки до водного комплекса всего 23 километра. Когда гость попадает в этот необычный по своей натуре парк, он погружается в настоящее подводное царство. Количество водных аттракционов настолько расширено и велико, что одного посещения за целый день просто не хватит. Аквапарк «Serena» («Серена») работает целый год, но одним из лучших временем для посещения является летний период, когда в моно использовать все аттракционы. Однако в зимний период рядом с водным комплексом начинает вести свою работу зимний горнолыжный курорт «Serena Ski» («Серена Ски»). Только можно представить какое впечатление может произвести это зимнее зрелище. Графическая составляющая водного комплекса делает главный акцент на погружение зрительской аудитории в горную местность, окруженную сосновым лесом.
Также в пример, следует принести самый крупный аквапарк «Мореон» в Москве, у которого очень большая территория, что даже может вместить в себя около трех тысяч посетителей. Находится он близко от метро «Ясенево» и имеет площадь почти 6 000 м².
В этом прекрасном водном комплексе присутствуют семь крупных горок на которых могут прокатиться и дети, и взрослые. Аквапарк «Мореон» каждый год ждет и старается принять все желающих. Тем, кому нравится находится в постоянном напряжении и получать море эмоций, понравится «Черные дыры», также поднять настроение поможет и «Космическая тарелка». А тем, кому нравится спокойный отдых, будут рады развлечься на «Семейной». Также в аквапарке присутствует детский городок, созданный в пиратском стиле. Здесь каждый малыш сможет почувствовать себя настоящим пиратом. «Морен» сам по себе является неповторимым, в нем присутствует термальный комплекс, имеющий множество разных саун, состоящих из различных культур такие как: русская, турецкая, финская баня, джакузи и ледяной грот. Среди множества различных аквапарков Москвы «Мореон» является бюджетным и демократичным местом, в котором могут побывать люди разного достатка. К сожалению, возможность побывать на море есть ни у каждого.
Таким образом можно сделать следующий вывод, что аквапарк «Мореон» соединяет в себе различные культуры разных народов как севера, так и юга, что дает водному комплексу свои преимущества на рынке труда. Поэтому в графической части дизайна присутствуют элементы и узоры определенного стиля, соответствующим тому или другому народу.
Еще одним примером является аквапарк «Coco Splash» на острове Самуи. Самуи является одним из самых прекрасных островов Таиланда.
В водном комплексе есть практически все, что нужно для комфортного отдыха: длинные пляжи, горячие воды Сиамского залива, экзотическая природа, коралловые рифы, красочный подводный мир и, конечно же, сам аквапарк.
Не крупный сам по себе аквапарк на острове Самуи называется «Coco Splash». Большинство туристов, останавливающиеся на Самуи, выражают свое не довольствие, думая, что водный развлекательный комплекс в большей мере предназначен для детей. В аквапарке «Coco Splash» есть большая водная горка, высота которой. составляет почти 8 метров. Также в аквапарке есть синяя горка, изготовленная из твердого бетона, которая аккуратно привезет вас вниз, при этом огибая необычные повороты. Также для тех, кто любит более экстремальный вид отдыха, существуют гонки, в которых можно поучаствовать с друзьями как на время, так и на скорость в двух полосном «Мультислайде». Рассматривая все необычные горки начинаешь понимать, что в аквапарке что-то не так. Но главным замыслом водного комплекса состоит в том, что все водные горки «Coco Splash» изготовлены из бетона. Как видим, основной акцент аквапарк «Coco Splash» делает на безопасность и спокойствие отдыха туристов.
Теперь можно окончательно сделать вывод в том, что графическая составляющая дизайна водного комплекса несет в себе определенную идею и замысел, который заключает в себе несколько аспектов: минимализм, функциональность, лаконичность. Это дает аквапарку главный аргумент, чтобы погрузить посетителей в спокойную умеренную обстановку.
Также в пример можно привести китайский аквапарк Чанг Лонг «Водный Мир» Гуанчжоу. Он является самым крупный аквапарком в Азии, который находится в Гуанчжоу и имеет название Чанг Лонг «Водный Мир». Несмотря на это водный комплекс является пятым по объему часто посещаемых мест в мире и имеет площадь более 400 тысяч квадратных метров. В 2007 году этому аквапарку вручили награду Международной ассоциации развлекательных парков и аттракционов как Парк, в котором обязательно должны побывать все туристы мира. Гуанчжоу находится на юге континентального Китая, и его омывает Южно-Китайское море. Поэтому каждый год в аквапарке Чанг Лонг «Водный мир» всегда тепло и влажно. Гуанчжоу ‒ это античный город, у которого своя история и множество разных достопримечательностей. Именно в нем взял свое начало Великий Шелковый путь. Большое количество туристов в городе Гуанчжоу становится все больше и больше из года в год. Аквапарк Чанг Лонг «Водный Мир» всегда принимает около 40000 человек. В нем построена самая крупная «Ленивая река», длина которой составляет более 5 км. Плавая на лодке по реке, можно рассмотреть всю огромную площадь аквапарка, при этом нужно проходить через множество испытаний: ледяную комнату, много водопадов, болтанку, искусственные волны и мостов. Плывя по реке, можно находиться не только одному или вдвоем, но и в целой компании. Развлекательный комплекс Чанг Лонг «Водный Мир» Гуанчжоу — это крупный аквапарк, в котором находится множество разных водных горок и аттракционов, имея различные формы, длину, высоту.
Делая вывод, можно сказать, что у аквапарка Чанг Лонг «Водный мир» графический дизайн выдерживает классический Китайский стиль, имитируя гавайский.
Самым нестандартным примером, является аквапарк «Wild Wadi» в Дубае.
Аквапарк «Wild Wadi» в Дубае был создан в 1999 году. Он не самый крупный, но имеет большой спрос и широкий выбор среди водных горок и аттракционов, которые каждый год меняются и прибавляются, и у всех водных развлечений есть один и тот же путь. У аквапарка «Wild Wadi» есть разные участки собственного направления, которые все по-своему интересны. Также в водном комплексе присутствуют высокие подъемы у оснований горок, которые начинаются с мгновенного спуска, а после ожидается крутая труба с большим количеством виражей. Затем после окончания всего, наступает “полет” в полной темноте. Почувствовать и открыть для себя новые эмоции, можно в аквапарке «Wild Wadi». Также в городе Дубае находится самая «страшная» горка, к тому же, только в «Wild Wadi». Аквапарк несет ответственность за безопасность жизни людей. В водном комплексе работают множество спасателей из разных стран Европы и Азии, и многих посетителей не допускают к опасным аттракционам. Но, не смотря на все эти правила, в аквапарке «Wild Wadi» разработаны отличные условия отдыха для семейных пар, пар с детьми, молодых людей. Также вход в развлекательный водный комплекс не имеет возрастных ограничений.
Таким образом, аквапарк «Wild Wadi» направлен на целевую аудиторию: семейные пары с детьми, молодые люди и молодые семьи. Основной концепцией водного комплекса заключается в том, чтобы переместить гостя всеми известную сказку «Приключения Алладина». Поэтому вся графическая часть дизайна выполнена в арабских мотивах, и имеет общую черту с историями приключения сказочного персонажа «Алладин». Но несмотря на это, территорию аквапарка окружает прекрасный искусственный оазис, который еще больше подогревает интерес и придает этому место сказочный таинственный мир.
В пример, можно привести аквапарк «Yas WaterWorld» в Абу-Даби (ОАЭ)
Ненастоящий остров Яс располагается в тридцати минутах от Абу-Даби и в пятидесяти минутах от Дубая. В 2007 году инвестиционная компания «Альдар» («Aldar Properties») назначила дату о создании и преображения острова в главный центр мирового туризма для людей, любящих автомобиль и время посоревноваться. К 2010 году был реализован парк Ferrari World Абу-Даби, который был полностью посвящён компании Феррари, у которой была самая быстрая американская горка, и которая было открыта для трассы «Yas Marina Circuit». Почти с 2009 года в этом месте прошло уже много соревнований таких как: гонки Формулы-1. Такой аквапарк имеет не только собственную индивидуальность, но и считается уникальным в своем роде.
Такой развлекательный водный комплекс «Yas Waterworld», является феноменом в арабском мире. Он имеет площадь более 15 га. Также в нем присутствует около 43 аттракциона, но 5 из них не имеют аналогов нигде.
Аквапарк разработан по мотивам народной легенды, которая отдает дань жемчужному ремеслу, сыгравший главную роль в истории страны. В легенде говорится о молодой девушке Дане, которая пыталась найти «Потерянную Жемчужину», помогающая найти удачу, как и самой девушке, так и жителям деревни, проживавших вместе с ней. Пройдя множество препятствий: пустыню, в которой девушка нашла новых друзей среди зверей, также Дана находит прекрасный оазис, где и забирает свою потерянную жемчужину. Благодаря этой огромной ценности, диаметр которой составляет 8 метров, и которая находится на высокой башне Jebel Dana, в самом дальнем месте аквапарка. Теперь «потерянная жемчужина» стала главной визитной карточкой острова Яс. Можно получить множество незабываемых воспоминаний об этом месте. В водном комплексе «Yas Waterworld» существует самая длинная горка длина, которой составляет 300 метров. Эта горка считается самым длинным аттракционом в аквапарке Абу-Даби и в ОАЭ.
Также в водном комплексе «Yas Waterworld» можно создать водные сражения. Нужно лишь только приобрести шары, в виде жемчуга, и устроить настоящие соревнования со своей семьей или с друзьями, а молодым парам, которые недавно стили семьей есть специальные предложения от водного комплекса.
В Аквапарке «Yas Waterworld» в Абу-Даби есть возможность стать настоящим ловцом жемчуга. Гость опускается с водолазами на определенную глубину за выбором нужной ему ракушки. После ловли раковин, можно попросить специалиста открыть чудесный приз и узнать если там жемчуг. Если по итогу в ракушке будет жемчуг, то можно делать с ней все что угодно: вставить в кольцо, подвеску, сделать браслет. И зная это, многие туристы едут посетить аквапарк исключительно найти настоящий жемчуг. Он является одним из популярных аттракционов в ОАЭ и имеет название Хоямал.
Приходя к выводу, можно сказать, что за основу концепции графического дизайна аквапарка послужила народная история, которая и стала ключевым моментом в распространении этого водного комплекса. Весь дизайн посвящен жемчужному промыслу и имеет разные крепости, у которых свои водные аттракционы. Но главным аспектом является водные горки разработаны по образу головы змей.
Данный дизайн-проект по разработке рекламно-графической презентации аква-медиа-центра был создан для представления нового современного графического дизайна.
В ходе выполнения дизайн-проекта были проанализированы такие теоретические источники, как: научная литература, техническая и методическая, а также исследование аналогов и анализ предпроектной ситуации. Синтез этих источников привел к формулированию выводов, на основе которых была сформирована концепция данного проекта.
Литература:
1 Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике. М., 2006. С. 27–29.
2 Елистратов В. С., Пименов П. А. Нейминг — Искусство называть: учебно- практ. пособие. М., 2014.
3 Аакер Д., Йохимштайлер Э.: Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. — 380 с.
4 Ажгихин С. Г., Марченко М. Н. Проектирование фирменного стиля. Учебное пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.
5 Барлоу Д., Стюарт П.: Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество. — М.: Олимп Бизнес, 2007. — 271 с.
6 Божук С., Межлумян Л. Брендинг для торговой фирмы // Практический маркетинг. — 2003. — № 75.
7 Вильямс Р. Дизайн для не дизайнеров. СПб., 2012.
8 Волков С. И., Восканян Р. С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики, М.: Путь. 1991.
9 Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М.: Союз дизайнеров России, 2007.
10 Гусев Н. Р. Русский Север-прародина индославов. М., 210
11 Добробабенко Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки. М., 1989.
12 Джеймс Р. Крейг. Шрифт и дизайн. Современная типографика. М. Книга, 2016.
13 Елисеенков, Г. С. Дизайн-проектирование: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016.
14 Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.. 2011.
15 Иттен И. Искусство цвета. М., 2013.
16 Лебедев А. Ководство. Изд. Студия Артемия Лебедева. М., 2018.
17 Леонтьев Б. Энциклопедия дизайна и графики на ПК. М., 2004.
18 Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие. М, 2005.
19 Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. Учебник для вузов. М., 2002.
20 Роль фирменного стиля / Элементы фирменного стиля [Электронный ресурc]. URL: http://www.advesti.ru (дата обращения: 02.02.19).
21 Стор, И. Н. Смыслообразование в графическом дизайне. М: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003.
22 Тренды и тенденции графического дизайна 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://merehead.com/blog-ru/new-graphic-design-trends-2018 (дата обращения: 07.02.19).
23 Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль. М., 2006.
24 Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. М., 2014.
25 Фрилинг Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство: Прикладная цветопсихология. М., 1973.
26 Харт Ф. Создание успешного бренда. Как управлять мотивацией потребителя. М. 2005.
27 Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб., 1999.
28 Эвами М. Logo. Создание логотипов. Самые современные разработки. СПб., 2009.
29 Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб: БХВ-Петербург, 2004. — 240 с.