Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 16.07.2019

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Крылов, С. В. Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации / С. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61633/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.

По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.

«Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества, как целого, и оканчивая первичными группами. Отличительный её признак — спонтанность, т. е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация системы» [1, с. 215]. Для деятельности, происходящей в субкультурных сообществах, самоорганизация, как правило, служит единственным организующим фактором, что делает их удобным объектом для изучения этого явления.

Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.

Охарактеризовать сообщество поклонников аниме как субкультуру позволяет наличие у него следующих особенностей: «специфическая картина мира, особые ценности, стиль жизни, наличие социальных институтов (групп, сообществ), стиль в одежде и внешний вид, язык (сленг), специфические музыкальные предпочтения» [2. с. 1858]. При этом из перечисленных особенностей для изучения самоорганизующихся социальных процессов интерес, в основном, представляют социальные институты, сформировавшиеся в данном сообществе.

Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):

– потребность к признанию;

– потребность в самоактуализации» [1, с. 219].

Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:

– ценящиеся в сообществе достижения;

– полезная для сообщества деятельность.

В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.

Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
  2. Потребности, связанные с общением участников сообщества.
  3. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.

Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.

Характеристики деятельности:

– высокая трудоёмкость и техническая сложность;

– есть возможности для творческой самореализации;

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.

  1. Потребности, связанные с общением участников сообщества.

Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.

Характеристики деятельности:

– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);

– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы:

– возможности для творческой самореализации;

– властные полномочия;

– признание со стороны сообщества.

  1. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.

Характеристики деятельности:

– трудоёмкость и техническая сложность может варьироваться в широких пределах;

– много возможностей для творческой самореализации;

– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;

Индивидуальные стимулы:

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества;

– властные полномочия (в случае организационной деятельности).

Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:

– стремление индивида к признанию и самоактуализации;

– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.

В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.

Литература:

  1. Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.

2. Быкова К. В. Субкультура как социологическая категория // Материалы ХVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования».— Екатеринбург, 2013. — С. 1855–1861.

Основные термины (генерируются автоматически): сторона сообщества, творческая самореализация, сообщество, группа, потребность, процесс, техническая сложность, участник сообщества, характеристика деятельности, российская молодежь.


Похожие статьи

Молодежные общественные объединения в системе...

К социально-психологическим характеристикам студенчества можно отнести следующие

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного

Молодежь — это социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сообществогруппа людей, активно общающихся между собой. Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма

Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного...

Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих...

Молодёжь, как показывает социальная практика, является одной из уязвимых категорией населения вообще и из-за трансформаций, происходящих в социально-экономической и политической сферах современной России, в частности.

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

На лицо потребность определения роли обновляемых государственных и общественных

Деятельность детской общественной организации рассматривается с двух сторон: с одной

Если процесс общения и деятельности в детской общественной организации проходит в...

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Современный социальный запрос на продуктивную личность, способную к «самодостраиванию», принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, интеллектуального, творческого порядка, озвученный в Законе РФ «Об образовании» [1]...

Самореализация лиц с ограниченными возможностями...

Большое значение в самореализации лиц с ограниченными возможностями имеет также спорт, так как в спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека.

Стилевые стратегии молодежи и проблема самореализации ..

Именно целенаправленное влияние общества и определяет стилевые стратегии молодежи

Самореализация трактуется как ценность, как потребность, как процесс

С другой стороны, самореализация — цель человеческой жизни, средство достижения смысложизненных целей.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

Проблема вовлеченности молодежи в социально-политическую жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

профессиональная компетентность, процесс обучения, творческая деятельность, деятельность, учебно-творческая деятельность

Цель студенческого самоуправления в университете заключается в создании условий, способствующих самореализации студентов в...

Похожие статьи

Молодежные общественные объединения в системе...

К социально-психологическим характеристикам студенчества можно отнести следующие

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного

Молодежь — это социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сообществогруппа людей, активно общающихся между собой. Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма

Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного...

Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих...

Молодёжь, как показывает социальная практика, является одной из уязвимых категорией населения вообще и из-за трансформаций, происходящих в социально-экономической и политической сферах современной России, в частности.

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

На лицо потребность определения роли обновляемых государственных и общественных

Деятельность детской общественной организации рассматривается с двух сторон: с одной

Если процесс общения и деятельности в детской общественной организации проходит в...

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Современный социальный запрос на продуктивную личность, способную к «самодостраиванию», принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, интеллектуального, творческого порядка, озвученный в Законе РФ «Об образовании» [1]...

Самореализация лиц с ограниченными возможностями...

Большое значение в самореализации лиц с ограниченными возможностями имеет также спорт, так как в спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека.

Стилевые стратегии молодежи и проблема самореализации ..

Именно целенаправленное влияние общества и определяет стилевые стратегии молодежи

Самореализация трактуется как ценность, как потребность, как процесс

С другой стороны, самореализация — цель человеческой жизни, средство достижения смысложизненных целей.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного...

Проблема вовлеченности молодежи в социально-политическую жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование...

Студенческое самоуправление как фактор профессионального...

профессиональная компетентность, процесс обучения, творческая деятельность, деятельность, учебно-творческая деятельность

Цель студенческого самоуправления в университете заключается в создании условий, способствующих самореализации студентов в...

Задать вопрос