Автор: Салимжанова Гульнур Токтамысовна

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Салимжанова Г. Т. Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ в условиях глобализации // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С. 27-29.



 

Наше современное время характеризуется достаточно сильными тенденциями глобализации, усилениеммежрегиональных и международных связей, и образование не является исключением. Сегодня учителю для успешного профессионального развития просто необходимо продуктивно взаимодействовать друг с другом. И дистанционное взаимодействие, обмен опыт через сетевые профессиональные сообщества набирают свою актуальность являясь ключевым условием построения инновационной среды обучения.

 

Профессиональное развитие учителя – основа обновления системы образования

Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Современное самообразование учителя и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества.

Что же такое сообщество? Единого определения того, что есть сообщество, не существует. Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество — это множество людей, общающихся между собой.Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

                    Общие цели, интересы, и потребности.

                    Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ

                    Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Сообщество — группа людей, активно общающихся между собой.

Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Основными целями педагогических сообществ являются:

                    обмен педагогическим опытом с коллегами;

                    совместная деятельность, общение с коллегами различных регионов;

                    повышение собственной квалификации;

                    получение новых знаний, опыта, рекомендаций и отзывов от коллег.

Сетевое педагогическое сообщество — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

1)                 совместное мышление

Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

2)                 толерантность

Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

3)                 освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий

Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий

4)                 критичность мышления

Критичность мышления. Коллективная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Сегодня , в условиях глобализации, сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:

1)                 использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

2)                 самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

3)                 освоение информационных концепций, знаний и навыков;

4)                 наблюдение за деятельность участников сообщества практики;

5)                 возможность создание собственного сайта и размещение наработок из личного опыта.

Педагоги ориентируются на принципы построения инновационной образовательной среды, которые требуют одновременно:

                    ставить в центр образовательной работы не работу педагогов, а процессы учения

                    рассматривать учение, как процесс, который невозможен без кооперации , сотрудничества , постоянной поддержки социальной среды

                    настраивать учебное окружение с учетом мотивов и эмоционального состояния обучаемых

                    проявлять высокую требовательность, оставаясь при этом в зоне ближайшего развития обучаемых.

Как следует из вышеперечисленных принципов, эффективная среда для профессионального развития учителей должна способствовать их продуктивному взаимодействию с коллегами.

Каждый учитель постоянно учится, совершенствует свое профессиональное мастерство. И, конечно же, чтобы «учить учиться» ему самому необходимо быть «мастером учения». Для этого, учителю необходимо видеть свою работу со стороны , сравнивать ее с работой коллег. А ведь это происходит как раз в ходе профессиональной коммуникации.

Коллеги — это главные партнеры профессионального совершенствования учителей. Подобные педагогические коммуникации имеют место быть и дистанционно, а именно через сетевые профессиональные сообщества. В ходе такого общения у них возникают идеи, стремление поменять свою педагогическую практику. У учителя в процессе педагогического поиска рождаются вопросы, ответы на которые можно найти из опыта коллег, из совместного обсуждения. И делать столь важную для педагога работу- дистанционно. Всем известно, что когда человек знакомиться с работой коллег, с тем, как, каким образом решают те или иные проблемы, какие цели ставят и к чему стремятся — является ключевым условием профессионального развития. Как сказала Маргарет Мид :« То, о чем беседуют работники образовательной среды во время свободного непринужденного общения , и есть педагогическая культура профессионального сообщества школы» . А сегодня, когда технологии стремительно идут вперед, вести подобное общение стало еще проще и интереснее, и полезнее . И в этом сетевые сообщества имеют свою неоспоримую актуальность , когда можно обмениваться дистанционно, обучаться онлайн , перенимать опыт других коллег и транслировать свой с любой точки мира.

Возможности для взаимодействия учителей, которые возникают с использованием интернет, подталкивают рассматривать сетевые сообщества как новую самостоятельную задачу. Соответсвенно меняются и требования от учителя. Сегодня современный учитель:

                    владеет навыками работы с ИКТ, знает веб-ресурсы, умеет находить учебно- методические ресурсы для профессионального развития

                    использует компьютерные сети для сотрудничества с колегами

                    использует ИКТ для построения профессиональных педагогических сообществ , нацеленных на получение новых знаний .

Для успешной работы сетевого собщества необходимо придерживаться ряда определенных правил и положений, а также принципа построения профессионального сообщества. Среди которых имеют место следующие принципы (Уваров 2001):

                    позитивная взаимозависимость. Члены группы чувствуют себя, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:

                    устанавливает общие цели (например, группа изучает определенный материал и убеждается , что его знают все члены группы)

                    вводит систему наград и поощрений

                    распределяет материал и информацию (ресурсы)

                    определяет роли для каждого члена группы ( прямо или косвенно)

Сегодня для построения сетевых профессиональных педагогических сообществ используют программные средства систем дистанционного обучения.

Появление облачных платформ ориентированные на использование в сфере образования, обещает предоставить в распоряжение специалистов в области подготовки и профессионального развития педагогов новые высокопроизводительные средства для их работы. Перенос в организации профессионального развития педагогов акцента с лекционно-семинарской системы на работу в сетевых профессиональных сообществах представляет собой инновацию, которая способствует неизбежной трансформации традиционной образовательной системы [2,с. 115-116].

 

IМодель распространения инноваций в традиционной систему

IIМодель распространения инноваций в обучающей системе

Элементом инновации является продукт или техника

Элементом иновации является функциональная система

Модель распространения : из центра к периферии

Модель распространения : системная трансформация

Фиксированное представление об инновации, которое является точной копией представления, распространяемого центром

Эволюцинирующее представление об инновации, распространение семейства схожих представлений0

Контур обратной связи проходит от вторичного центра к первичному центру, а затем замыкается на всех вторичных центрах

Контуры обратной связи действует на местах и проходят через всю систему

 

Нетрудно видеть, что традиционная система провоцирует действовать в рамках модели I. В то же время многие сущностные составляющие функционирования сетевого профессионального сообщества связаны с моделью II . Это означает, что появление профессиональных педагогических сообществ связано с качественной трансформацией самой системы (включая изменение представления о функциях этой системы, описания и оценки результатов ее работы и т.д).

 

Литература:

 

  1.                Шон Д (1973). За пределами нормы. Общественное и частное обучение в изменяющемся обществе
  2.                Педагогический диалог. № 3 (9) 2013
  3.                Педагогический диалог. № 2(9) 2013
  4.                Уваров А.Ю (2001). Групповая работа: кооперация в обучении
  5.                erokina.volsk-sch11.edusite.ru/p85aa1.html
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального развития, профессионального сообщества, сетевые профессиональные сообщества, педагогических сообществ, профессиональных педагогических сообществ, Похожая статья, профессионального развития педагогов, Сетевые сообщества, сетевые сообщества, получение новых знаний, члены сообщества, сетевые педагогические сообщества, сетевого профессионального сообщества, построения профессионального сообщества, экологических стратегий, профессионального сообщества школы»,                     Общие, успешного профессионального развития, работой коллег, построения инновационной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос