Подходы форматного телевидения в производстве аудиовизуальных проектов в интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 12.07.2019

Статья просмотрена: 939 раз

Библиографическое описание:

Грищенко, Т. С. Подходы форматного телевидения в производстве аудиовизуальных проектов в интернете / Т. С. Грищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 277-282. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61528/ (дата обращения: 17.12.2024).



За последний год произошли существенные изменения в форматах видеоконтента в интернете. Если раньше наиболее популярными форматами были видеоблоги и челленджи, то теперь самыми просматриваемыми на интернет-платформах стали шоу телевизионного формата. Видеоблогеры создают собственные проекты — реалити-шоу, ток-шоу, интервью и прочее — и строят их на элементах телепередач соответствующего формата, используя те же самые приемы драматургии. Блогеры уверены, что скоро победят традиционное телевидение, а опытные журналисты активно осваивают новые площадки. Многие телеведущие перемещаются в интернет со своими программами («Намедни» Леонида Парфенова, «Пятница» с Региной Тодоренко), либо создают новые проекты специально для определенных платформ («Летучий надзор» для «Вконтакте»).

Абсолютно четко прослеживается тенденция изменения аудиовизуального контента в интернете в соответствии с принципами форматного телевидения. Отличительной чертой таких проектов является то, что все они включают в себя элементы традиционных телевизионных шоу: драматургию, структуру, тематику и героев. Если раньше контент для YouTube делали одиночки или небольшие команды непрофессионалов, то теперь в игру вступают серьезные игроки с большими ресурсами. С начала 2018 года в интернете запустились более 20 проектов телевизионного формата. Каждый новый выпуск неизбежно попадает в топ, а количество просмотров бьет все рекорды [12].

Гипотеза исследования заключается в следующем. Успех каждого из этих шоу обусловлен тем, что аудиовизуальные проекты нового поколения, реализуемые в интернете, создаются в соответствии с принципами форматного телевидения. Драматургия и структура каждого выпуска идентична программе соответствующего формата на телевидении. Образы и роли ведущих и героев в большинстве случаев совпадают с телевизионной версией, а локации, выбранные для съемок практически полностью повторяют сеттинг программ конкретного телеформата.

Чтобы доказать свою гипотезу, я постараюсь определить понятие «формат» и выделить основные форматообразующие элементы телевизионных передач. В работах разных авторов мы видим различные подходы к определению понятия телеформата. По мнению И. Н. Кемарской, формат — это «система договоренностей со зрителем каждой конкретной программы, то, что делает ее уникальной, не похожей на другие и похожей в каждом выпуске на саму себя» [2, с. 29]. Согласно интерпретации О. Р. Лащук: «Формат — это совокупность параметров элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи» [4, с. 37]. Другими словами, формат — это совокупность нескольких четко определенных элементов, которые, с одной стороны, создают шаблон формата, а с другой стороны, формируют отличительные особенности программы, которые добавляют ей уникальности и выделяют на фоне программ другого типа.

Основными форматообразующими элементами являются: бренд канала, аудитория, структура, согласно которой строится каждый эпизод, герои (личности ведущих, наличие приглашенных участников, их количество и параметры различия), тематика, драматургия, сеттинг, бюджет, рекламные блоки (жанр, время включения, продолжительность), хронометраж выпуска, определенный тайм-слот, а также некоторые особенности продакшна и постпродакшна.

Для того, чтобы понять, что сближает аудиовизуальные проекты в интернете с архетипичными программами на телевидении и какие подходы форматного телевидения реализуются при их создании, мне необходимо выделить несколько групп подходов и на их основе проанализировать выбранные интернет-проекты.

Эмпирическая база включает такие шоу, как «AGENTSHOW», «Versus battle. Freshblood 4», «Шоу без названия», «Летучий надзор». Каждый из этих проектов соответствует одному из базовых форматов современного телевидения — ток-шоу, реалити-шоу, late night show, потребительская передача.

В качестве первого и самого очевидного критерия, сближающего интернет-шоу и традиционные форматы на телевидении, можно выделить особенности драматургического и структурного построения формата.

Один из самых популярных авторских проектов в российском сегменте YouTube — это «AGENTSHOW» — шоу блогера и телеведущей Анастасии Ивлеевой. Его структура полностью соответствует формату late night show. В самом начале выпуска зрителю представляется короткая рубрика в формате street-talk «корреспондент Коваль» Эта юмористическая рубрика, как правило, открывает передачу и выполняет те же функции, что и рубрики «Проверка на дорожках с Владимиром Маркони» или «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в передаче «Вечерний Ургант». Согласно основным принципам формата late night show большая часть времени каждого эпизода отведена для взаимодействия с гостем, поэтому ведущая «AGENTSHOW» проводит интервью с каждым героем, задавая ему интересующие публику вопросы. В обязательном порядке форматом предусмотрены различные игры и интерактивы — не менее трех для гостя в каждом выпуске. Вопросы для интервью, игры и конкурсы прописываются в сценарии выпуска, а фактура для интерактивов заранее подготавливается редакторами шоу.

На основе проанализированных выпусков «AGENTSHOW» можно сказать, что их структура и драматургия практически в точности соответствует элементам формата передачи «Вечерний Ургант», самого популярного late night show на российском телевидении. Во-первых, суть любого выпуска заключается в общении с известным человеком и раскрытии его как личности. В каждом новом эпизоде мы видим нового гостя и в ходе его общения с другими героями лучше узнаем его. Во-вторых, несложно заметить, что в данном шоу, помимо разговора-интервью с гостем, предусмотрено наличие как минимум трех интерактивов, игр или конкурсов. В-третьих, структура каждого эпизода шоу предполагает наличие определенного количества блоков, которые его составляют. Кроме того, ведущая Анастасия Ивлеева в интервью с Юрием Дудем фактически подтвердила схожесть своего проекта «AGENTSHOW» с телепередачей «Вечерний Ургант»: «По сути, твое шоу — это «Ургант» для девочек? — Ну, может быть» [9].

«Versus battle» — один из самых популярных проектов на YouTube среди молодежи. 4 сезон «Versus. Freshblood» построен в соответствии с основными принципами формата реалити-шоу. Если три предыдущих сезона не отличались разнообразием контента, то в 2018 году, с приходом новых тенденций производства видеоконтента в интернете, структура шоу претерпела значительные изменения. Доказать, что в производстве данного проекта реализуются подходы форматного телевидения, можно, проведя параллели между проектом «Versus. Freshblood» и, как ни парадоксально, реалити-шоу «Фабрика звезд». Во-первых, что касается драматургии, оба проекта готовят новых артистов: «Фабрика» — звезд эстрады, а «Versus» — звезд андеграундного хип-хопа. Во-вторых, участниками обоих проектов становятся неизвестные или известные в узких кругах исполнители, которые по ходу сезона раскрывают свой потенциал. Все они являются конкурентами и соревнуются в борьбе за главный приз. Что касается структуры, элементы выпусков каждого проекта аналогичны. Видео с кастингов «Фабрики звезд» соответствует отбору заявок и отборочным баттлам «Versus. Freshblood». «Реальная жизнь» участников «Фабрики» представлена в ежедневных выпусках «Дневников фабрики звезд», а участников «Versus. Freshblood» — на «встречах» команд. Рубрика «Стол: Freshblood» соответствует совету жюри на «Фабрике звезд». В обоих случаях имеет место обсуждение как участников, так и всех аспектов проекта в целом. Ну и основной предмет интереса зрителей: на «Фабрике — это еженедельный «отчетный концерт», где участники представляют свои номера и выступают на сцене, на «Versus. Freshblood» — баттловый «ивент», на котором выступают все 12 участников и читают по 3 подготовленных раунда. Совокупность всех этих драматургических и структурных особенностей определяет принадлежность проекта «Versus. Freshblood» к формату классического реалити-шоу. Это неоднократно подтверждалось организаторами. Ментор одной из команд, Oxxxymiron, так высказывается относительно нового формата проекта: «Поступает очень много вопросов — какого черта вы превратили баттл-рэп в реалити? У меня есть на это четкий ответ — потому что это интересно. Я понимаю, что хардкорные фанаты баттлов хотят видеть баттлы. Они не хотят видеть все остальное. Но очень круто, когда ты смотришь на баттл-MC, и знаешь его не только по баттлам, а видишь его раскрытие как персонажа, как реального человека» [11].

«Шоу без названия» — проект канала «Дневник хача», соответствующий телевизионному формату ток-шоу. По всем законам формата в основе каждого выпуска лежит какая-либо конфликтная ситуация (например, конфликт рэперов Птахи и Obe 1 Kanobe), история скандальных личностей (Настя Рыбка и Алекс Лесли, только освободившиеся из тайской тюрьмы) или резонансное происшествие. Как и в любом ток-шоу, в студию приглашаются непосредственные участники какого-либо события для того, чтобы из первых уст узнать о причинах и последствиях какого-либо происшествия. Ведущий старается выслушать обе стороны конфликта, узнать разные точки зрения на ситуацию. В каждом выпуске прослеживается большая вовлеченность зрителей: у них всегда есть доступ к микрофону, они без ограничения могут участвовать в обсуждении и задавать вопросы гостям программы — как известно, именно этот элемент исторически определил появление такого формата, как ток-шоу [5, с. 41].

«Летучий надзор» — проект журналиста Елены Летучей в формате потребительской передачи-экспертизы. В каждом выпуске проводится экспертиза какого-либо продукта массового потребления: питьевой воды, сыра, шампуней и многого другого. В целом по структуре и драматургии «Летучий надзор» является копией самой известной потребительской передачи на телевидении — передачи «Контрольная закупка». В обеих передачах базовыми элементами выпуска являются обозначение торговых марок, участвующих в конкурсе, дегустация/тестирование продукта, лабораторные исследования, оглашение результатов. Цель проекта «Летучий надзор» — точно так же, как в «Контрольной закупке» и других потребительских передачах — выяснить, какие продукты представляют опасность для здоровья человека, рассекретить уловки маркетологов, заставить производителей отвечать за качество продуктов, которые они поставляют в магазин [6, с. 1283].

Помимо драматургических и структурных особенностей проектов, их принадлежность к тому или иному формату определяет набор форматных героев: ведущих, соведущих, гостей и участников. Для того, чтобы убедиться в этом, посмотрим, кто же является основными героями аудиовизуальных проектов в интернете.

По законам формата, ведущим late night show, как правило, является харизматичный человек с приятной внешностью и отличным чувством юмора [10]. Ведущие всех анализируемых проектов вполне соответствуют этому описанию. Ведущая «AGENTSHOW» Настя Ивлеева, пожалуй, самая смешная девушка интернета, уже имела опыт ведения телепередачи и на протяжении долгого времени была ведущей программы «Орел и решка. Перезагрузка». Она умеет импровизировать, любит шутить, в том числе над собой и не боится выглядеть смешной. Что касается гостей, как и в любом late night show, в каждом выпуске мы видим нового гостя. Как правило, это известные личности, занимающиеся творчеством в самых разных направлениях — музыканты, исполнители, актеры, блогеры, телеведущие и юмористы [1, с. 7]. В «AGENTSHOW» героем выпуска может стать как один человек (Дима Билан/Екатерина Варнава и т. д.), так и двое — семейные пары (футболист Павел Погребняк с женой Марией) или творческие дуэты (исполнители HammAli & Navai), и даже трое (трио из «Comedy Club» «Иванов, Смирнов, Соболев»).

В проекте «Versus. Freshblood» существует четко выстроенная система персонажей. Ведущим шоу уже на протяжении четырех сезонов является Александр Тимарцев, известный под псевдонимом «Ресторатор». Далее в иерархии героев следуют менторы — наставники команд. Ими стали рэп-исполнители Oxxxymiron и Смоки Мо. С точки зрения системы менторства и деления на команды, 4 сезон проекта «Versus. Freshblood» похож на музыкальное реалити-шоу «Хочу к Меладзе», выходившее на канале НТВ в 2014 году. Целью этого шоу было создание нового бойзбэнда, который будет продюсировать Константин Меладзе. Группы участников попадали в ведение наставников — известных звезд шоу-бизнеса. Наставники, в свою очередь, должны были приложить максимум усилий, чтобы именно их команда стала новой музыкальной группой «Mband». Аналогичная модель действует и на «Версусе» — каждый ментор ведет к победе свою команду. Для любого реалити-шоу одним из ключевых элементов является разнообразие типажей его героев [7, с. 101–102]. В рамках проекта «Versus. Freshblood» каждый участник избирает для себя определенную модель поведения, вследствие чего за ним закрепляется образ, сформированный в сознании зрителей. Так, в 4 сезоне за каждым участником закрепился конкретный образ: Микси– агрессивный MC по типу Дизастера, LeTai –интеллигент и инеллектуал, Miles — восемнадцатилетний рокер-металлист из Австралии, Sawyer — типичный офисный клерк, и так далее. Как и предполагает концепция любого реалии-шоу, все участники здесь — герои с яркими характерами и разноплановыми типажами.

Проект «Летучий надзор» имеет свою систему постоянных героев. Ведущая — журналист Елена Летучая. Свою репутацию борца с несправедливостью в сфере товаров и услуг она заработала, работая в телевизионном проекте «Ревизорро» канала «Пятница!». На постоянной основе также появляется фокус-группа, задача которой состоит в том, чтобы оценить/продегустировать/протестировать какой-либо товар. Кроме того, в каждом выпуске появляются эксперты, каждый из которых имеет профессиональную квалификацию, имеющую отношение к рассматриваемому в данном выпуске товару.

Набор героев и ролей в «Шоу без названия» соответствует формату ток-шоу. Ведущий шоу — создатель проекта Амиран Сардаров — довольно органичен в своем образе. Задавая вопросы гостям, ему удается раскрыть их, сформировать у зрителя представление о персонаже или построить целостную картину его истории. В качестве постоянного героя в студии присутствует соведущий, блогер Эдвард Бил. Участниками выпусков шоу становятся известные в интернете люди с необычной историей, люди, замешанные в каком-либо конфликте или резонансном происшествии. Так как формат ток-шоу предполагает взаимодействие героев со зрителями в зале [3, с. 23], постоянными героями каждого выпуска являются приглашенные зрители.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения системы формирования образов персонажей, каждый из анализируемых проектов соответствует конкретному телевизионному формату. В каждом шоу мы видим четко сформированный пул постоянных героев, который строится по шаблону ведущий/соведущий + участники (гости в late night show и ток-шоу, игроки в реалити-шоу, эксперты в потребительских передачах).

Чтобы окончательно доказать, что аудиовизуальные онлайн-проекты нового поколения создаются в соответствии с принципами форматного телевидения, рассмотрим некоторые производственные особенности, такие как выбор соответствующего формату сеттинга и состав команды/продакшена, который работает над созданием шоу.

Сеттинг «AGENTSНOW», как и предполагает формат late night show, представляет собой студию, оформленную в ярких цветах. Посередине располагаются кресло ведущей и диван для гостей. В противоположной части студии расположен зрительный зал, который всегда остается за кадром. Между этих двух зон есть некоторое свободное пространство для проведения инерактивов с гостями. Для проектов, близких к формату реалити-шоу, сеттинг также является форматообразующим элементом. В проекте «Versus. Freshblood» съемки всех основных событий шоу происходят в одном месте — баре «1703» в Санкт-Петербурге. Это место является постоянной площадкой для проведения баттлов на протяжении пяти лет. «Шоу без названия» тоже имеет постоянную локацию. Съемки проходят в специальном съемочном павильоне, где в заранее определенные дни выстраиваются декорации студии. В центре студии располагаются диваны для гостей и ведущих, за ними на стене — экран, на котором демонстрируют ролики о героях выпуска. Основное пространство студии, как в любом телевизионном ток-шоу занимает зрительный зал.

Таким образом, мы видим, что сеттинг является важным форматообразующим элементом. В каждом проекте присутствует набор постоянных локаций, которые имеют определяющее значение для формата программы.

Чтобы оценить масштабы работы над каждым проектом, стоит отметить, что для их создания шоураннер привлекает видеопродакшены или крупные команды, состоящие из режиссеров, сценаристов, редакторов, операторов, монтажеров и других специалистов. Как заявляет создатель и ведущая «AGENTSНOW» Анастасия Ивлеева, над созданием ее шоу работает около тридцати человек: «Я собрала свою группу, мы взяли идею в разработку, у нас пошло планирование студии, как это все будет выглядеть, каких гостей мы будем звать … В целом шоу делает большая команда, состоит она человек из тридцати» [9]. Под руководством автора канала «Дневник хача» (проект «Шоу без названия») работает около пятидесяти человек. Сам Амиран открыто говорит о том, что в создании шоу ему помогает большая команда: «Я постоянно расширяю команду и переманиваю продакшн с телевидения» [8].

Также хотелось бы заметить, что все передачи с вертикальной структурой («AGENTSНOW», «Versus. Freshblood», «Шоу без названия») снимаются пулами — по 3–4 выпуска за 1 день. Это позволяет в короткие сроки снять определенный этап или даже целый сезон проекта. Именно такой принцип организации съемок применяется на телевидении.

И, пожалуй, одним из самых очевидных факторов, обосновывающих принадлежность новых аудиовизуальных онлайн-проектов к телевизионным форматам, является хронометраж выпуска. Длительность одного эпизода каждого из проектов варьируется от 25 минут до 1,5 часов. Такой хронометраж гораздо более характерен для телепередач, чем для видеоблогов.

На основе проанализированных выпусков видеопроектов в интернете можно сделать вывод о том, что данные шоу, представляя собой аудиовизуальные проекты нового поколения, по всем критериям соответствуют базовым принципам создания телевизионных передач соответствующего формата. В качестве доказательства можно выявить несколько реализуемых в процессе их производства подходов форматного телевидения, которые заключают в себе определенный набор форматообразующих элементов:

1) Специфическое структурное и драматургическое построение аудиовизуальных проектов в интернете — предполагает:

Четко проработанную драматургию

Прописанный сценарий

Сложные сюжетные повороты и провокации

Определенный набор структурных блоков, повторяющийся в каждом новом выпуске

2) Подбор форматных героев для каждого конкретного проекта:

Ведущий — харизматичная личность с определенным бэкграундом в той или иной сфере

Наличие у ведущего опыта ведения телепрограмм и крупных видеопроектов

Ролевые модели героев интернет-проектов соответствуют телевизионным: ведущий/соведущий/звездный гость/опытный наставник/участники/эксперты в самых разных областях

Участники — яркие личности, самобытные персонажи разных типажей, соответствующие формату

В некоторых случаях, как и на телевидении, предусмотрен гонорар за участие героев в съемках

3) Производственные решения создания контента:

Выбор сеттинга для съемок — профессиональная студия или грамотно выстроенная локация

Состав команды/продакшена, работающих над созданием продукта предусматривает наличие большой группы специалистов

Организация съемочного процесса по принципу пулов

Определение хронометража каждого эпизода — от 25 минут до полутора часов в зависимости от формата

Проработка каждого из этих блоков определяет принадлежность аудиовизуального интернет-проекта к конкретному телеформату. При внимательном рассмотрении эпизодов выбранных шоу можно заметить, что по своим структурным, драматургическим и производственным особенностям они в значительной степени отличаются от традиционных форматов видеопроектов в интернете, так как последние демонстрируют самые примитивные подходы к созданию видеороликов. Однако, сравнивая их с телевизионными программами похожего формата, удалось выявить немало сходств: сложная структура и драматургия, сложившаяся иерархия героев и их ролевых моделей, наличие студии или специальной съемочной локации, а также большой группы продюсеров, режиссеров, сценаристов, операторов и других специалистов, работающих над созданием шоу — все это доказывает, что новые аудиовизуальные проекты, реализуемые на онлайн-платформах, производятся по шаблону телевизионных передач соответствующего формата и используют базовые подходы форматного телевидения.

Литература:

  1. Карповская С. Многоплановость программы «Вечерний Ургант». Истоки и воплощение // Вернадский. 2014. С. 5–17.
  2. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. М.: Аспект-пресс, 2009, 192 с.
  3. Кондратьева Н. Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. 2016. № 11. С 21–33.
  4. Лащук О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 10. С. 36–42.
  5. Могилевская Э. В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Акценты: новое в массовой коммуникации. 2006. № 5–6 (60–61). С. 32–59.
  6. Новикова Т. Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1283–1285.
  7. Шестакова Э. Г.. Участники, игроки, герои и персонажи реалити-шоу: специфика дифференциации. // Ученые записки Казанского университета. 2014. № 156. С.100–119.
  8. ВИДЕОБЛОГЕР, АВТОР КАНАЛА «ДНЕВНИК ХАЧА» АМИРАН САРДАРОВ В ПРОГРАММЕ «БЛА-БЛАНДИНКИ» ОТ 22 ИЮЛЯ 2018 ГОДА URL: https://govoritmoskva.ru/interviews/2283/ (дата обращения 23.04.2019).
  9. Ивлеева — про Элджея, секс и пластику / вДудь URL: https://www.youtube.com/watch?v=_PbNqiWNlzQ&t=1719s (дата обращения 15.04.2019)
  10. Поздно вечерком... Леттерман, Стюарт и другие секреты формата Late Night. URL: https://mediananny.com/raznoe/2310949/ (дата обращения 07.03.2019)
  11. СТОЛ: Fresh Blood #1 URL: https://www.youtube.com/watch?v=5RfMUv81ymc&t=1971s (дата обращения 16.04.2019).
  12. Чумаков Н. Итоги-2018: Российский YouTube URL: https://tjournal.ru/internet/82113-itogi-2018-rossiyskiy-youtube-okonchatelno-prevratilsya-v-televizor (дата обращения: 27.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): проект, форматное телевидение, формат, выпуск, Участник, шоу, герой, гость, интернет, соответствующий формат.


Похожие статьи

Параметры творческого подхода в создании рекламных сообщений

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий в разработке электронных ресурсов по информатике

Перспективы применения Big Data для создания контента в рекламе и связях с общественностью

Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании

Важность создания и использования видеоуроков в дистанционном образовании

Значение применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Организационно-педагогические условия использования мультимедиа технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Связь online- и offline-коммуникаций в условиях современного рынка

Похожие статьи

Параметры творческого подхода в создании рекламных сообщений

Использование мультимедиа и телекоммуникационных технологий в разработке электронных ресурсов по информатике

Перспективы применения Big Data для создания контента в рекламе и связях с общественностью

Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании

Важность создания и использования видеоуроков в дистанционном образовании

Значение применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Организационно-педагогические условия использования мультимедиа технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Связь online- и offline-коммуникаций в условиях современного рынка

Задать вопрос