Правовые последствия отказа родителей (законных представителей) от проведения ребенку туберкулинодиагностики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Е. В. Правовые последствия отказа родителей (законных представителей) от проведения ребенку туберкулинодиагностики / Е. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61449/ (дата обращения: 26.04.2024).



Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — одно из основных условий реализации таких конституционных прав граждан, как право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленных в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации [2].

Для начала необходимо разобраться, что такое здоровье и что подразумевает под собой понятие «охрана здоровья». В соответствии с Уставом (Конституцией) Всемирной организации здравоохранения здоровье — это полное социальное, физическое, душевное благополучие [1]. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит в себе определение здоровья: «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» [4]. Стоит согласиться с В. В. Пучковой, которая определяет понятие «охрана здоровью», как «совокупность мероприятий социального, политического, экономического, правового характера. Кроме того, данное понятие охватывает комплекс мер санитарно-эпидемиологической направленности» [15, с. 11].

В последнее время участились случаи отказа родителей (законных представителей) от проведения их детям внутрикожных проб (Манту, АТР), которые проводятся в целях раннего выявления туберкулеза у детей.

Родители и иные законные представители вправе принимать решения о медицинском вмешательстве или отказе от него. Как справедливо подчеркивает Г. М. Хамитова, личные неимущественные права, имущественные права несовершеннолетних пациентов вместе со специальными правами, которые гарантированы государствам и к которым относится право на отказ от медицинского вмешательства, составляют основу гражданско-правового положения несовершеннолетних пациентов [16, с. 9]. В соответствии с пунктом 7 «Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», утвержденных Приказом Минздрава России от 21.03.2017 г. № 124н [9] и пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Гражданин, один из родителей, иной законный представитель, данного гражданина имеет право отказаться от медицинского вмешательства, а в случае, если оно уже осуществлено, то потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Так медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [4]. Несмотря на то, что туберкулез отнесен к числу заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также к числу социально значимых заболеваний (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих») [7], вышеуказанная норма на проведение туберкулинодиагностики не распространяется, т. к. если данное заболевание не выявлено, то, значит, медицинское вмешательство без согласия родителей (законных представителей) ребенка не допускается.

Нельзя не учитывать, что профилактика заболеваний имеет огромное значение для снижения процента заболеваемости населения. В. В. Пучкова относит приоритет профилактики в сфере охраны здоровья к принципу, выполняющему приоритетную роль в оказании помощи пациентам, подчеркивая при этом, что «принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан служит конституционной гарантией и дублируется во многих законодательных актах» [14, с. 14]. Законодатель, не нарушая право граждан на отказ от медицинского вмешательства, допускает назначение альтернативных методов обследования для исключения туберкулеза у детей (пункт 1 Алгоритма ведения детей, поступающих (посещающих) в образовательные учреждения, в случае отказа от иммунодиагностики) [11]. Также для исключения туберкулеза органов дыхания используется обзорная рентгенография грудной клетки при письменном согласии родителей (иного законного представителя) возможно проведение рентгенологического исследования — обзорной рентгенограммы органов грудной клетки (Методические рекомендации по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. № 951) [8].

Альтернативные методы не могут полноценно заменить туберкулинодиагностику, поэтому для допуска в детские организации (детские сады, школы и т. д.) необходимо заключение врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний. Данная норма содержится в пункте 5.7. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 г. № 60 [10] и ее законность подтвердил Верховный суд в своем решении от 17.02.2015 г. [12].

Сложившаяся судебная практика в Российской Федерации также признает, что не допуск детей без заключений от врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний является законным, так как:

– данное требование направленно на предупреждение возникновения и распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;

– отказ от туберкулинодиагностики со стороны родителей является нарушением прав других детей пребывать в безопасных условиях в детской организации;

– в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации [2] осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

– согласно статье 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитании, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей [6];

– соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным для физических и юридических лиц (пункт 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 г. № 60) [10].

Ученые отмечают, что «нормативно-правовая база в системах образования и здравоохранения регламентирует приоритет здоровья обучающихся над всеми другими направлениями деятельности, что в итоге должно способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников на этапе получения основного общего образования» [13, с. 13]. Иными словами, общеобразовательные учреждения обязаны не только проводить текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, но и контролировать соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, а руководство образовательного учреждения обязано неукоснительно следовать закону и отстранять детей от посещения образовательного учреждения при отсутствии справки от врача-фтизиатра об отсутствии заболевания. В противном случае, нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой как дисциплинарную, административную, уголовную, так и гражданско-правовую ответственность (статья 16 ФЗ № 77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации») [5].

Стоит отметить, что не допуск ребенка в образовательное учреждение без заключений от врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний никоим образом не нарушает право ребенка на образование, предусмотренное Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ведь данным федеральным законом предусмотрены и такие формы получения образования и обучения, как семейное образование и самообразование [3].

Подводя итог, можно сказать, что родители (законные представители) имеют право на отказ от проведения ребенку туберкулинодиагностики. Однако для того, чтобы у ребенка была возможность посещать образовательное учреждение, необходимо получить заключение от врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний, а это, в свою очередь, возможно при проведении альтернативных методов обследования для исключения туберкулеза у детей. В случае отказа и от альтернативных методов обследования ребенок не может быть допущен к посещению детского сада, школы и иного образовательного учреждения. Данный не допуск никак не умаляет прав ребенка на образование, ведь родители (законные представители) необследованных детей могут выбрать формы и методы образовательного процесса, которые исключают посещение таких детей образовательного учреждения, и тем самым соблюдая права других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Литература:

1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) (с изм. от 24.05.1973).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014 г., № 31, ст. 4398.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012 г., № 53 (ч. 1), ст. 7598.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.05.2019) // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011 г., № 48, ст. 6724.

5. Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // «Российская газета», № 118–119, 23.06.2001 г.

6. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018 г.) // «Российская газета», № 88, 25.04.2018 г.

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 (ред. от 13.07.2012) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // «Российская газета», № 271, 07.12.2004 г.

8. Приказ Минздрава России от 29.12.2014 г. № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания».

9. Приказ Минздрава России от 21.03.2017 г. № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2017 г. № 46909).

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 г. № 60 (ред. от 06.02.2015 г.) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» (вместе с «СП 3.1.2.3114–13»...) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2014 г. № 32182).

11. Письмо Минздрава России от 07.04.2017 г. № 15–2/10/2–2343 «О направлении клинических рекомендаций «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях» (вместе с «Клиническими рекомендациями «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях», утв. Российским обществом фтизиатров 07.03.2017 г.).

12. Решение Верховного Суда РФ от 17.02.2015 г. № АКПИ14–1454 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 г. № 60».

13. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья школьников: монография / И. И. Новикова, Ю. В. Ерофеев, А. С. Крига, В. Г. Бережной, М. Б. Булацева, В. А. Ляпин. Омск: Изд-во ОмГа, 2017. 112 с.

14. Пучкова В. В.. Конституционная политика в формировании правового механизма по регулированию института права граждан на охрану здоровья. Монография. Смоленск: Маджента, 2015. 228 с.

15. Пучкова В. В. Особенности конституционно-правового регулирования права на охрану здоровья отдельных категорий граждан в Российской Федерации: Монография. Смоленск: Маджента, 2018. 180 с.

16. Хамитова Гульнара Муллануровна. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних пациентов в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2018. 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, медицинское вмешательство, образовательное учреждение, ребенок, законный представитель, отсутствие заболеваний, охрана здоровья, альтернативный метод обследования, благоприятная окружающая среда, основа охраны здоровья граждан.


Похожие статьи

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

Вопросы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства регулируются статьей 20 Федерального закона от 21. 11. 2011г. № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Права детей при оказании медицинской помощи | Молодой ученый

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября.

Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» информированное добровольное согласие гражданина на медицинское вмешательство...

Права человека в сфере охраны здоровья | Статья в журнале...

Состояние государственной системы охраны здоровья и медицинской помощи как ее важнейшего элемента сегодня характеризуется как кризисное. Благополучное состояние здоровья населения есть фактор устойчивого развития государства и общества.

Здоровьесберегающие основы образовательной деятельности

На здоровье детей и подростков, занимающихся в образовательных учреждениях, в значительной степени оказывают влияние условия образовательной

При этом обязанности по обеспечению необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся, включая...

Врачебная тайна в правоотношениях суррогатного материнства

На территории Российской Федерации суррогатного материнство регулируется в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487–1, в ст. 35, где урегулированы вопросы искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Реальное обеспечение конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное

Согласно п. 4 и п. 5 ст.77 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья...

Медицинская ошибка в гражданском праве Российской...

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на благоприятную окружающую среду, ведь благоприятная окружающая природная среда является одним из основополагающих условий обеспечения здоровья граждан.

Похожие статьи

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

Вопросы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства регулируются статьей 20 Федерального закона от 21. 11. 2011г. № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Права детей при оказании медицинской помощи | Молодой ученый

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября.

Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» информированное добровольное согласие гражданина на медицинское вмешательство...

Права человека в сфере охраны здоровья | Статья в журнале...

Состояние государственной системы охраны здоровья и медицинской помощи как ее важнейшего элемента сегодня характеризуется как кризисное. Благополучное состояние здоровья населения есть фактор устойчивого развития государства и общества.

Здоровьесберегающие основы образовательной деятельности

На здоровье детей и подростков, занимающихся в образовательных учреждениях, в значительной степени оказывают влияние условия образовательной

При этом обязанности по обеспечению необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся, включая...

Врачебная тайна в правоотношениях суррогатного материнства

На территории Российской Федерации суррогатного материнство регулируется в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487–1, в ст. 35, где урегулированы вопросы искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.

Стоматологические услуги и проблемы их правового...

Реальное обеспечение конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное

Согласно п. 4 и п. 5 ст.77 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья...

Медицинская ошибка в гражданском праве Российской...

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на благоприятную окружающую среду, ведь благоприятная окружающая природная среда является одним из основополагающих условий обеспечения здоровья граждан.

Задать вопрос