Права человека в сфере охраны здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 711 раз

Библиографическое описание:

Осмонова, А. А. Права человека в сфере охраны здоровья / А. А. Осмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37285/ (дата обращения: 24.04.2024).



This article describes the main problems of realization of patient rights in the Kyrgyz Republic.

Keywords: he rights of the patient, health protection, medical care, health care system, medical ethics

В современном цивилизованном обществежизнь и здоровье человека являются высшими социальными ценностями. Права человека в области охраны здоровья представляются достаточно широким по содержанию понятием, включающим в себя взаимные права и обязанности государства и гражданина.

Любая область права, прежде всего, определяет пределы своей компетенции. Когда же дело касается права человека на охрану здоровья, то одновременно возникают проблемы других отраслей права, связанные с законами в области образования, культуры, труда и т. д. При обращении за медицинской помощью для пациента важен в первую очередь результат лечения, а также обязанности медицинских работников и его личные права в лечебном процессе. Для медицинских работников на первое место выходят четкое определение своих прав и обязанностей по отношению к пациенту и ответственность перед пациентом и законом за результаты своей деятельности, а также правовая защищенность при необоснованных и неправомерных претензиях со стороны пациентов [9].

В течение длительного времени к праву на здоровье относились как к праву второго поколения, неосуществимому на государственном уровне. Этим было обусловлено отсутствие интереса и недостаток инвестиций в реализацию этого права. Однако ситуация существенно изменилась, когда право на здоровье и его основные элементы стали все более широко включаться в Конституции и национальные законодательства стран в качестве непреложного и обязательного права.

Кыргызская Республика взяла на себя обязательство по обеспечению прав и свобод человека, в том числе обусловленных вступлением его в здравоохранительные отношения.Закрепляя наиболее значимые принципы государственной и общественной жизни, Конституция Кыргызской Республики составила правовую основу всего отраслевого законодательства.

Конституция Кыргызской Республики провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в Кыргызской Республике принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья (ст. 47 Конституции Кыргызской Республики). [1]

Здоровье человека представляет собой одну из главных социальных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности страны. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (г. Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.) определяет здоровье человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [5] Данное определение получило широкое распространение и уже стало стандартом в концепции здоровья человека.

Основополагающим правовым документом, на базе которого строится концепция прав пациента, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Встатье 25 данной декларации указано, что каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья. [2]В последующем Генеральной Ассамблеей ООН был принят целый ряд международных деклараций и конвенций, обеспечивающих права отдельных социальных групп населения (женщин, детей, беженцев, заключенных и т. д.).

За годы развития медицинской этики социологи достаточно полно рассмотрели вопрос ролевых и этических отношений «врач-пациент». Например, Т. Парсонс отметил асимметрию в отношениях врача, как специалиста, и пациента, который, в основном, подчиняется предписаниям врача [12]. Е. Фрейдсон также указывал на проблему профессионального преобладания врачей [13]. Вместе с тем, несмотря на доминирующую роль, профессионалы сдержаны строгими рамками закона, этических отношений, высокими рисками в виде потери лицензии на лечебную деятельность и наложения на них штрафов.

Особое психофизиологическое состояние, зависимость больного человека от лечащего врача, которому он доверяет самое дорогое — свое здоровье, обусловливают важнейшее значение правовых механизмов своевременного, четкого и последовательного соблюдения врачом прав пациента. Необходимость особой правовой охраны интересов пациента зафиксирована в целом ряде деклараций и конвенций, принятых международными медицинскими ассоциациями.

Среди них — документы Всемирной организации здравоохранения (Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе 1994 г., Копенгагенская декларация 1994 г. и др.), документы Всемирной медицинской ассоциации (Токийская декларация 1975 г., Лиссабонская декларация о правах пациента 1981 г., Декларация об эвтаназии 1987 г., Декларация о трансплантации человеческих органов 1987 г., Хельсинкская декларация 1989 г. и др.).

Так, Лиссабонская декларация о правах пациента предусматривает право пациента на свободный выбор врача, получение медицинской помощи, право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства, право на конфиденциальность медицинской и личной информации, доверенной врачу, право пользоваться духовной и моральной поддержкой. [3]

Приоритет интересов отдельного человека над интересами общества и науки провозглашает принятая в ноябре 1996 г. Советом Европы в Страсбурге «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины». Как указано в статьях 5–9 Конвенции, каждый пациент имеет право на равноправное участие в лечебном процессе, а также право на информированное добровольное согласие на любое медицинское вмешательство. [4]

Важную роль в определении ключевых положений в области прав пациента сыграл документ «Основы концепции прав пациента в Европе: общие положения», принятый Европейским консультативным совещанием ВОЗ по правам пациентов (г. Амстердам, 28–30 марта 1994 г.). Сформулированный в этом документе перечень прав пациента отражает формирующиеся прогрессивные тенденции сегодняшнего дня и соответствует развитию современного права и здравоохранения. Этот документ ставит своей целью гарантировать защиту основных прав человека и способствовать гуманизации помощи всем категориям пациентов, включая наиболее уязвимых, таких как дети, пациенты психиатрического профиля, пожилые и тяжелобольные. По своей сути, здесь отражено стремление людей не только к улучшению качества получаемой ими лечебно-профилактической помощи, но и к более полному признанию их прав как пациентов. [6]

Главной фигурой в правоотношениях, призванных обеспечивать реализацию права человека на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, выступает пациент. [10]

В словаре русского языка под пациентом понимается больной, лечащийся у врача. Большой энциклопедический словарь его характеризует как лицо, обратившееся за медицинской помощью или находящееся под медицинским наблюдением. [14,15]

Права пациента — это не только его личное дело, но и задача государства и общества. Они должны быть регламентированы с юридической точки зрения и быть вполне легитимными с этической позиции.

Права пациента — это система положений и норм, определяемых законом, указывающих на конкретные возможности граждан, находящихся в роли пациентов. Права пациентов отражают рамки их поведения в лечебном учреждении, а также определяют некоторые этико-юридические требования к тем, кто оказывает больному медицинскую помощь. Права пациентов — это:

– «инструмент» для поиска и получения качественной медицинской помощи;

– средство для управления своей личной безопасностью при обращении за медицинской помощью;

– способ защиты от медицинских услуг, опасных для здоровья. [11]

Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов их реализации и защиты. Под реализацией прав пациента понимают комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан.

Таким образом, обеспечение прав пациента — это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов.

Права пациентов в Кыргызской Республике защищены конституционными гарантиями, обеспечивающими равные права для всех граждан, а также конкретным законодательством в области здравоохранения, включая Закон «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республики», Закон «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике», Закон «О статусе медицинского работника» и Закон «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике». Но данные нормативно-правовые акты лишь декларативно устанавливают права граждан на охрану здоровья. На практике фактов нарушений прав пациентов и негативно характеризующих отрасль здравоохранения встречаются сплошь и рядом.

Речь идет о неудовлетворенности населения существующим уровнем медицинского обслуживания и низкой квалификацией врачей, проблемах привлечения их к уголовной ответственности за отклоняющееся от профессионального стандарта поведение, приводящее к человеческим жертвам. Согласно информации, озвученной Омбудсменом Кыргызской Республики, лишь треть кыргызстанцев удовлетворена уровнем медицинского обслуживания в стране. [16]

В действительности, обращаясь в учреждения и к специалистам, обеспечивающим медицинское обслуживание, многие сталкиваются с дискриминацией, злоупотреблениями и нарушениями основных прав.

Состояние государственной системы охраны здоровья и медицинской помощи как ее важнейшего элемента сегодня характеризуется как кризисное. Благополучное состояние здоровья населения есть фактор устойчивого развития государства и общества.

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013–2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11 среди основных социальных задач и проблем указано реформирование системы здравоохранения. [8]

Современное состояние здравоохранения свидетельствует не только о недостатках финансирования, но и глубоких проблемах внутри системы.

На сегодняшний день, по данным официальной статистики, практически по всем показателям уровня здоровья наблюдается ухудшение положения, в последнее время признается, что даже эти неблагоприятные данные не отражают реальной картины.

В Стратегии национальной безопасности Кыргызской Республики до 2020 г., призванной мобилизировать социально-экономическое развитие страны, незавершенность формирования нормативной базы в сфере здравоохранения расценивается как фактор, оказывающий прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности. [7] Политика государства по развитию системы здравоохранения на долгосрочную перспективу требует создания единого правового механизма регулирования и охраны позитивных отношений, складывающихся между пациентом и медицинским работником. Это позволит сформировать уверенность граждан в защищенности их статуса, а в сознании медработников — повысить авторитет уголовного закона и его восприятия как нормативного документа, стимулирующего к надлежащему исполнению профессиональных функций.

Учитывая все вышеуказанное, полагаю,что государственная политика в системе здравоохранения должна быть направлена на:

– Повышение качества медицинских услуг;

– Улучшение соблюдения права пациентов в медицинских учреждениях на оказание медицинских услуг;

– Усовершенствование меры по координации и сотрудничеству медицинских учреждений;

– Повышение правовой грамотности пациентов и медицинских специалистов;

– Пересмотр содержания медицинского образования, разработка новых тактических подходов к подготовке специалистов по медицинским и фармацевтическим специальностям;

– Усиление ответственность медицинского персонала учреждений за недобросовестное исполнение своих функциональных обязанностей.

Литература:

  1. Конституция Кыргызской Республики. Принятареферендумом 27 июня 2010 года// ИПС «Токтом».
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. //ИПС «Токтом».
  3. Лиссабонская декларация о правах пациента. Принята 34-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Лиссабон, Португалия сентябрь/октябрь 1981// ИПС «Токтом».
  4. «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины»//принята Советом Европы 19 ноября 1996 года в г. Страсбург (подписана 4 апреля 1997 года в г. Овьедо)//ИПС «Токтом».
  5. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) // ИПС «Токтом».
  6. Декларация «О политике в области обеспечения прав пациентов в Европе». Принята Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, март 1994// ИПС «Токтом».
  7. Указ Президента КР от 9 июня 2012 г. № 120 «О Стратегии национальной безопасности Кыргызской Республики» //ИПС «Токтом».
  8. Указ Президента КР от 21 января 2013 г. № 11 «О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы»//ИПС «Токктом».
  9. Беляков А. В. Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты) // Медицинское право. 2009. № 3. С. 12–20.
  10. Леонтьев О. В. Медицинская помощь: права пациента. СПб.: Невский проспект, 2002. 158 c.
  11. .Тихомиров А. В. Медицинское право: Практ. пособие. Москва, 2008. 126 с.
  12. Parsons Т. Illness and the role of the physician // Personality in Nature. SocietyandCulture / Ed. H. A. Vurray, С Kluckhohn. N.Y.: Knopf, 1948. P. 609–617.
  13. .Freidson E. ProfessionalDominance. TheSocialStructureofMedicalCare. Chicago: Aldine, 1970.
  14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. С. 412.
  15. БЭС / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1998. С. 887.
  16. Сайт Омбудсмена URL: http://www.ombudsman.kg.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, пациент, медицинская помощь, охрана здоровья, здоровье человека, медицинское обслуживание, информированное добровольное согласие, лечебный процесс, медицинский работник, медицинское вмешательство.


Похожие статьи

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

медицинское вмешательство, добровольное информированное согласие, медицинская услуга, медицинское учреждение, пациент, медицинский работник, информированное добровольное согласие...

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Принципиально важным обстоятельством для защиты прав медицинского работника и организации является подписание пациентом информированного добровольного согласия перед оказанием услуги по лечению.

Договор возмездного оказания информационных...

...соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора

Ключевые слова: договор, услуги, медицина, возмездность, врачебная тайна, информированное согласие, пациент...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Аккредитация медицинских учреждений в Кыргызской Республике [Текст] / Под ред. Ибраимовой А. С. — Бишкек, 2002. — 205 с. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2000 году [Текст].

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Учреждения здравоохранения, медицинский транспорт и медицинские работники должны

Медицинские работники должны оказывать пациентам помощь на беспристрастной основе

К вопросу о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

...и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных...

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

медицинское вмешательство, добровольное информированное согласие, медицинская услуга, медицинское учреждение, пациент, медицинский работник, информированное добровольное согласие...

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Принципиально важным обстоятельством для защиты прав медицинского работника и организации является подписание пациентом информированного добровольного согласия перед оказанием услуги по лечению.

Договор возмездного оказания информационных...

...соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора

Ключевые слова: договор, услуги, медицина, возмездность, врачебная тайна, информированное согласие, пациент...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Аккредитация медицинских учреждений в Кыргызской Республике [Текст] / Под ред. Ибраимовой А. С. — Бишкек, 2002. — 205 с. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2000 году [Текст].

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Учреждения здравоохранения, медицинский транспорт и медицинские работники должны

Медицинские работники должны оказывать пациентам помощь на беспристрастной основе

К вопросу о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

...и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных...

Похожие статьи

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

медицинское вмешательство, добровольное информированное согласие, медицинская услуга, медицинское учреждение, пациент, медицинский работник, информированное добровольное согласие...

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Принципиально важным обстоятельством для защиты прав медицинского работника и организации является подписание пациентом информированного добровольного согласия перед оказанием услуги по лечению.

Договор возмездного оказания информационных...

...соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора

Ключевые слова: договор, услуги, медицина, возмездность, врачебная тайна, информированное согласие, пациент...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Аккредитация медицинских учреждений в Кыргызской Республике [Текст] / Под ред. Ибраимовой А. С. — Бишкек, 2002. — 205 с. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2000 году [Текст].

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Учреждения здравоохранения, медицинский транспорт и медицинские работники должны

Медицинские работники должны оказывать пациентам помощь на беспристрастной основе

К вопросу о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

...и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных...

К вопросу о добровольном информированном согласии на...

медицинское вмешательство, добровольное информированное согласие, медицинская услуга, медицинское учреждение, пациент, медицинский работник, информированное добровольное согласие...

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Принципиально важным обстоятельством для защиты прав медицинского работника и организации является подписание пациентом информированного добровольного согласия перед оказанием услуги по лечению.

Договор возмездного оказания информационных...

...соотношение понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга и медицинская деятельность, понятия исследуются как предмет договора

Ключевые слова: договор, услуги, медицина, возмездность, врачебная тайна, информированное согласие, пациент...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Аккредитация медицинских учреждений в Кыргызской Республике [Текст] / Под ред. Ибраимовой А. С. — Бишкек, 2002. — 205 с. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2000 году [Текст].

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Учреждения здравоохранения, медицинский транспорт и медицинские работники должны

Медицинские работники должны оказывать пациентам помощь на беспристрастной основе

К вопросу о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

...и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на медицинское вмешательство, обеспечение интересов лиц, не способных дать это согласие, обеспечение прав детей, психических больных...

Задать вопрос