Административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 04.07.2019

Статья просмотрена: 2176 раз

Библиографическое описание:

Дорофеева, А. Н. Административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования / А. Н. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61392/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена административной ответственности в области окружающей среды и природопользования. В статье рассмотрены: теоретические аспекты экологических правонарушений в области окружающей среды и природопользования; проанализирована статистика административных правонарушений в области окружающей среды и природопользования за 2017–2018 год; исследованы наиболее часто применяемые административные нарушения в области окружающей среды и природопользования.

Ключевые слова: экологические правонарушение, законодательство Российской Федерации, административная ответственность, Росприроднадзор.

The article is devoted to administrative responsibility in the field of the environment and environmental management. The article deals with: theoretical aspects of environmental offenses in the field of the environment and environmental management; analyzed statistics of administrative offenses in the field of the environment and environmental management for the 2017–2018 year; investigated the most frequently used administrative violations in the field of the environment and environmental management.

Keywords: environmental offense, legislation of the Russian Federation, administrative responsibility, Rosprirodnadzor.

Под экологическим правонарушением или правонарушением в области окружающей среды и природопользования понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), которое нарушает природоохранное законодательство и причиняет вред или угрозу причинения вреда природной среде и здоровью человека.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность за административные правонарушения, в том числе экологические. Это вид юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в запросе компетентного органа государства о санкциях за совершение экологического правонарушения [1].

Одной из самых распространенных мер административной ответственности за экологические нарушения является штраф. Конкретный размер штрафа зависит не только от характера преступления, степени вины нарушителя и причиненного ущерба, но также определяет полномочия, предоставленные компетентному органу для наложения штрафов.

Административным штрафом является денежным взысканием, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей; для должностных лиц — 50 000 рублей; для юридических лиц — 1 000 000 рублей.

Основной перечень экологических преступлений приведен в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые из них регулируются статьями главы 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», а также статьями главы 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».

Кроме того, глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения против порядка управления» содержит статьи о несоблюдении требований законодательства и препятствиях осуществлению полномочий государственных служащих.

Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования («Росприроднадзор») ежегодно отчитывается перед Росстатом об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и об использовании формы государственной статистической отчетности № 1-АЭ «Информация об административных правонарушениях в экономической сфере»

Форма 1-АЭ содержит название статей Закона о российских правонарушениях, а также сведения о количестве дел об административных правонарушениях, совершенных Федеральной службой по охране природы за отчетный период, а также об объеме административных правонарушений. Административные штрафы, наложенные и взысканные в течение отчетного периода, в течение отчетного периода приняли на себя административную ответственность [3].

Для определения эффективности деятельности Росприроднадзора был подготовлен прогнозный показатель деятельности «Доля нарушений, которые были устранены в результате выявленных экологических нарушений и экологических нарушений». Прогнозное значение этого показателя на 2018 год составило 70 %.

В то же время изменение полномочий и функций Росприроднадзора с 2018 года привело к снижению значения целевого показателя для деятельности Росприроднадзора «доля нарушений природопользования и экологических нарушений» до 49 %.

Показатель отражает степень влияния Росприроднадзора на принятие мер пользователями природных ресурсов по устранению нарушений российского природоохранного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Росприроднадзор осуществляет правоприменительные действия при проведении государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, причем статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях используются в основном в соответствии с главой 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5].

То есть установление нарушений Росприроднадзора в отношении законодательства Российской Федерации, в отношении норм, правил и требований в области охраны и использования природных объектов, являющихся пользователями природных ресурсов совершенный по отношению к природному объекту носил сложный характер для каждой экономической единицы.

Кроме того, достижение значения этого показателя напрямую связано с совершенствованием законодательства Российской Федерации и развитием правоохранительной деятельности на установленной территории в Росприроднадзоре.

Для изучения проблемы правоприменения в области Росприроднадзора был проведен сравнительный анализ данных государственной статистической отчетности Росприроднадзора по Форме 1-Аэ в 2017–2018 годах.

Количество статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, используемых государственными инспекторами Росприроднадзора, увеличивается с годами. Это является не только результатом значительного увеличения полномочий службы в последние годы, но и повышения квалификации и опыта государственных инспекторов Росприроднадзора.

Анализ показал, что Росприроднадзор осуществлял уголовное преследование в 208 09 году в соответствии с 55 статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся компетенции службы.

В 2018 году государственные инспекторы Росприроднадзора возбудили 21 200 дел об административных правонарушениях. По сравнению с 2017 годом количество административных правонарушений, совершенных государственными инспекторами Росприроднадзора, увеличилось на 31 %, что связано с активной методической работой работников Росприроднадзора по порядку применения статей КоАП РФ [6].

Наиболее часто госинспекторами Росприроднадзора в 2018 году применялась ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)», ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами» и ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха».

Наиболее часто госинспекторами Росприроднадзора в 2018 году применялась ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)», ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами» и ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха».

Хотя управление по борьбе с загрязнением воздуха и отходами не было передано в Росприроднадзор до мая 2018 года, частота обнаруженных нарушений в этих районах с 2018 года очень высока. Аналогичная ситуация характерна для всех федеральных округов, за исключением южного федерального округа и Урала.

Анализ частоты применения статей Гражданского кодекса России также показал, что количество штрафов, наложенных на 17 статей в 2018 году, увеличилось по сравнению с 2017 годом. Например, согласно статье 7.3 в 2018 году наложены штрафы вдвое больше, чем в 2017 году. Количество статей административного кодекса, применяется в 2018 году, превышает аналогичный показатель в 2017 году в 1,9 раза [2].

В следующих федеральных округах в 2018 году большинство административных правонарушений было совершено в федеральных округах:

– Южный федеральный округ;

– Приволжский федеральный округ;

– Центральный федеральный округ.

Наименьшее количество административных правонарушений зафиксировано на Урале и Дальнем Востоке.

Аналогичная ситуация с количеством дел об административных правонарушениях в целом характерна и для прошлых лет.

В 2018 году 17 411 государственных служащих, 11 320 юридических лиц и 1 305 граждан были привлечены к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Рост числа лиц, ответственных за административную работу, увеличился на 54,6 % в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

По сравнению с 2017 годом рост числа лиц, принимающих на себя административную ответственность, увеличился на 144,7 % в 2018 году.

С 2018 года число лиц, назначенных государственными инспекторами Росприроднадзора за нарушения природоохранного законодательства к административной ответственности, увеличилось, поскольку Федеральный экологический контроль был полностью передан службе:

– 2017 г. по сравнению с 2018 г. на 15 %.

В 2018 году наибольшее количество лиц было передано государственным инспекторам Росприроднадзора в федеральных округах Южный, Центральный и Поволжье под административную ответственность. Самые низкие показатели по количеству людей привлечены к административной ответственности на Урале и Дальнем Востоке. Значительно меньше работников Росприроднадзора приняли на себя административную ответственность граждан как государственных служащих или юридических лиц. Аналогичная тенденция характерна для всех федеральных округов Российской Федерации [4].

Государственные инспекторы Росприроднадзора на Урале, Дальнем Востоке и Северо-Западе привлекли к административной ответственности все больше юридических лиц. Это является позитивным событием, поскольку штраф, налагаемый на юридическое лицо в соответствии с Административным кодексом Российской Федерации, превышает размер штрафа, налагаемого на должностное лицо или гражданина.

Следует добавить, что анализ рассматриваемой формы статистического наблюдения № 1-АЭ дал относительно низкие значения для базовых значений формы, а именно количества возбужденных дел, размера наложенного административного штрафа и количества людей на Урале и были поручены административные задачи в дальневосточных федеральных округах.

Литература:

  1. Власенко, Н. А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. — Москва: Норма, Инфра-М, 2018. — 478 с.
  2. Калина, В. Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
  3. Кожевников, В. В. Теория государства и права: монография / В. В. Кожевников, И. Н. Сенин, А. И. Красман. — Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. — 174 с.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко — Москва: Проспект, Издательство Московского университета, 2018. — 636 с.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — Москва: Норма, Инфра-М, 2017. — 463 с.
  6. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. — Москва: Проспект, 2016. — 495 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, Российская Федерация, окружающая среда, правонарушение, Урал, область охраны, Дальний Восток, отчетный период, природоохранное законодательство, РФ.


Похожие статьи

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

В теории экологического права указывается на весьма низкую эффективность ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, во многом это объясняется наличием пробелов в законодательстве, которые на данный момент необходимо устранить.

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Согласно Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, лесное и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

окружающая среда, Российская Федерация, Казахстан, экологическая безопасность

Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое законодательство, норма

Природоохранное законодательство представляется Федеральным законом от 10 января...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу

Проведя анализ нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на территории России более 24 тыс...

Административная ответственность за правонарушения...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

- действующая система ответственности за правонарушения в области недропользования и охраны недр

административное правонарушение, РФ, административная ответственность...

Ответственность за неправомерное использование...

Ответственность граждан за правонарушения в данной области предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Цель статьи выявить особенности наказания за преступления в данной сфере. Ефимов А. В. и Тихонов А. А...

Нормативно-правовое регулирование различных видов...

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных

Российская Федерация, техногенный характер, ситуация, окружающая среда, территория, экологическая безопасность, Югра...

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»...

Основным нормативным актом в Российской Федерации является Конституция РФ, в которой закреплены все основные права и свободы человека и гражданина. Одним из основных таких прав как раз является право на благоприятную окружающую среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при...

Похожие статьи

Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного...

В теории экологического права указывается на весьма низкую эффективность ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, во многом это объясняется наличием пробелов в законодательстве, которые на данный момент необходимо устранить.

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Согласно Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, лесное и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

окружающая среда, Российская Федерация, Казахстан, экологическая безопасность

Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое законодательство, норма

Природоохранное законодательство представляется Федеральным законом от 10 января...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу

Проведя анализ нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на территории России более 24 тыс...

Административная ответственность за правонарушения...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

- действующая система ответственности за правонарушения в области недропользования и охраны недр

административное правонарушение, РФ, административная ответственность...

Ответственность за неправомерное использование...

Ответственность граждан за правонарушения в данной области предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Цель статьи выявить особенности наказания за преступления в данной сфере. Ефимов А. В. и Тихонов А. А...

Нормативно-правовое регулирование различных видов...

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных

Российская Федерация, техногенный характер, ситуация, окружающая среда, территория, экологическая безопасность, Югра...

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»...

Основным нормативным актом в Российской Федерации является Конституция РФ, в которой закреплены все основные права и свободы человека и гражданина. Одним из основных таких прав как раз является право на благоприятную окружающую среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при...

Задать вопрос