Ключевые слова: формальное и информальное образование, профессиональные компетенции, обучение в течении всей жизни, непрерывное образование, инновационные практики, образовательные системы, конкурентоспособная личность, человеческий капитал.
В условиях интенсивного развития и внедрения инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека от образования до производства, актуализируется парадигма обучения на протяжении всей жизни. Человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений, является наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества. Мысль о том, что человек — носитель талантов в условиях постоянной реализации своих возможностей, становится важнейшим акцентом и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политиках. Данные идеи закрепляются в стратегических документах субъектов Российской Федерации, направленных формирование и накопление человеческого капитала [1]. Соответственно, обучение в течение всей жизни рассматривается необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.
Модернизируемые в Европе образовательные системы открыты требованиям, содержащимся в докладах международных форумов и организаций, а также видных ученых современности. Они активно реагируют на необходимость реализации идеи учения в течение всей жизни, ставшего инструментом, обеспечивающим приспособление работника к меняющимся условиям жизни и труда; адаптируются к условиям новой действительности, характеризующейся быстрыми темпами и ускоренным ритмом преобразований. Образовательным системам вменяется в обязанность создание условий для образования людей в любом возрасте и на всех уровнях как в системе формального, так и внешкольного образования; систематическое расширение и обновление знаний и умений; приобретение новых профессиональных квалификаций и совершенствование уже имеющихся; овладение новыми технологиями; формирование предприимчивых, находчивых, динамично развивающихся личностей, способных приспосабливаться к требованиям рынка труда и постоянно меняющимся условиям жизни [4, с. 59].
И. Ф. Сибгатуллина и Е. Г. Скобельцына говорят о необходимости предоставления гражданам, независимо от их образования, социального и экономического положения, возможности активно и на протяжении всей жизни участвовать в инновационных изменениях [5].
Идея непрерывного образования, сформулированная Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века, представлена в ключевом тезисе «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь». В настоящее время идет институализация различных видов образования, направленных на развитие и внедрение разнообразных образовательных услуг, закрепляется новая терминология: формальное, неформальное и информальное образование.
Европейский центр профориентации и обучения CEDEFOP
(CEDEFOP — the European Centre for Vocation and Training) даёт дифференциацию понятий формального, неформального и информального образования с точки зрения целей обучения, времени обучения или поддержки обучения [7]. Обычное, формальное обучение осуществляется образовательным или учебным учреждением, структурированным и ведущим к сертификации. Формальное обучение является ориентированным на дальнейшие перспективы и результаты с позиции учащегося. Неформальное обучение — обучение, которое включено в запланированные действия, не обозначенные явно как обучение, но содержащее важный элемент обучения. Неформальное обучение является намеренным относительно учащегося. Такое образование не подлежит обязательной сертификации. Например, это обучение включает в себя исследование новых вещей, отслеживание того, что происходит внутри и вне организации, а также взаимодействие с людьми (в частности, в профессиональных сферах), у которых возможно учиться. Обучение в результате повседневных трудовых, семейных или досуговых мероприятий, непреднамеренное, неструктурированное, понимается под информальным. Как правило, оно не приводит к сертификации.
Ученые, анализируя непрерывное образование за рубежом, считают, что «образование в течение всей жизни» займет важнейшее место во всех формирующихся образовательных системах информационных обществ [5, с. 60].
Актуализация интереса общества к информальному образованию подтверждается простым запросом в сети Интернет. А. В. Окерешко, оценивая с помощью сетевого ресурса поисковой сети Yandex, приводит сравнительные показатели упоминания информального образования: «информальное образование» даёт 18 тысяч ответов в русскоязычном сегменте сети, в англоязычном сегменте на запрос «informal education» — 72 млн. ответов; на запрос «informal learning» — 284 млн. ответов [2]. Данные характеристики указывают на возрастающий интерес и многомиллионную разницу между русскими и зарубежными сайтами.
На российских сайтах, в основном обсуждаются вопросы категориального характера, вопросы организации, управления, финансирования и т. д. Исследователи проблемы информального образования констатируют факт, что в России слабо представлен материал обобщающего характера и не конкретизируются формы реализации образовательных программ непрерывного образования, но в то же время, с учетом того, что именно информальное образование может эффективно решать задачи формирования жизненных установок человека, восполнения дефицита профессиональной компетентности и «информальное образование» становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала [3, с. 66], акцентируется внимание на актуализации научно-педагогического осмысления роста профессиональной компетентности человека в условиях информального образования и необходимости разработки его теоретико-методологических основ.
На зарубежных сайтах идет активное информирование о создании условий для информального образования. Например, в городе Обер-Рамштадт (Ober-Ramstadt), Германия в 2011 году для апробации и изучения информального образования создан специализированный WorkFamily-Institut, который обучает руководителей и менеджеров по персоналу, профессиональные компетенции которых, формируются точно в соответствии с их действиями как в семейном воспитании [6]. Создатель данного института Joachim Lask реализовал проект, в котором проводились наблюдения за двумя группами молодых людей, обучающихся по формальным и информальным образовательным программам. Одна группа молодых людей пришла работать в фирму после обучения в вузе («формальная программа»), а другая непосредственно была интегрирована в среду этой же фирмы («информальная программа»), где получала знания параллельно практике в фирме. Исследователи выявили, что у «формальников» есть знания, но нет личностных компетенций, которые есть у «информальников». Тем самым, они пришли к выводу, что практико-ориентированный подход, подразумевает самостоятельность в структурировании своего личного обучения, что позволяет не только получить стандартные знания, умения и навыки, но и приобрести необходимые личностные компетенции.
Таким образом, понимание различий между формальным, неформальным и информальным образованием можно представить на примитивном примере: студент, будущий педагог, обучается и приобретает знания, сидя за партой в стенах университета у определенного учителя — это будет формальная форма обучения; тот же студент с этим же учителем выполняет роль тьютера при выполнении каких-либо проектов, тем самым получая навыки и опыт в неформальной обстановке; студент идет на практику в образовательное учреждение и погружается в среду общения с профессиональными учителями, он выполняет ряд действий, интерпретируя увиденное практикой, непроизвольно получая определенные компетенции, тем самым обучается информально. С точки зрения намерения личности, как формальное, так и неформальное обучение являются преднамеренными, т. е. индивид отправляется в учебное заведение с намерением не только чему-то научиться, но и получить сертификат или диплом, подтверждающий обучение. При информальном обучении человек может осознавать, что он что-то узнал новое, но может и не знать об этом. Информальное образование — это жизненная практика в процессе общения, направленная на создание условий, необходимых для становления социально мобильной личности, внутренне мотивированной на самосовершенствование и имеющей потребности в саморазвитии. К формам такого обучения относятся: повседневное общение, самообучение, ситуативное и вариативное обучение, анализ информации, получаемой из литературы, средств массовой информации и другие. Информально можно обучаться независимо от места нахождения, практически в любом месте, то есть непосредственно в социальной среде: в семье, в школе и вне школы, на рабочем месте и на отдыхе. Информальное обучение идет непреднамеренно и человек не получает при этом документ об образовании.
Анализируя все вышеизложенное, сделаем вывод о том, что дипломированный специалист, получивший «формальное» образование и не имеющий практики «информального» образования, может меньше владеть необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, чем тот, кто получил практический опыт и знания непосредственно через внедрение в профессиональную среду, не имея при этом сертификата или диплома об образовании. Соответственно, второй должен быть востребован на рынке труда в большей степени, чем первый. В современных условиях трудоустроиться на работу специалистом без подтверждающего документа практически невозможно, поэтому, на наш взгляд, только практико-ориентированная образовательная система может подготовить конкурентоспособную личность, способствуя стратегии накопления человеческого капитала любой страны.
Литература:
- Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. — URL: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения 13.05.2019).
- Окерешко, А. В. Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя / А. В. Окерешко // Вестник Новгородского государственного университета. — 2015. — № 88. — С. 78–81.
- Павлова, О. В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых / О. В. Павлова // Человек и образование. — 2011. — № 4 (29). — С. 64–67.
- Савина, А. К. Непрерывное образование за рубежом: от идеи к концепции / А. К. Савина // Отечественная и зарубежная педагогика — 2015. — № 3. — С. 49–64.
- Сибгатуллина, И. Ф. Трансфер проекта «Обучающийся регион — обучающееся сообщество» в Российской Федерации / И. Ф. Сибгатуллина, Е. Г. Скобельцына // Казанский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 75–82.
- Официальный сайт WorkFamily-Institut. — URL: https://workfamily-enrichment.de/ (дата обращения 13.05.2019).
- Modern Workplace. The difference between formal and informal learning. — URL: https://www.modernworkplacelearning.com/cild/mwl/the-difference-between-formal-and-informal-learning/ (дата обращения 24.06.2019).