Плавание как эффективное средство закаливания и физического развития старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плавание как эффективное средство закаливания и физического развития старших дошкольников / Е. Б. Абрашко, М. В. Осипова, Н. В. Попова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61067/ (дата обращения: 16.11.2024).



Многие специалисты считают, что плавание является одним из самых распространенных средств, повышающих здоровье ребенка, так как происходит сильное воздействие на организм детей, является средством профилактики ряда различных заболеваний и содействует всестороннему гармоничному развитию ребенка [2, 5].

Труды Т. И. Осокиной (1999) доказали, что «плавание осуществляет огромное воздействие на работу функционирования дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой систем детей дошкольных возрастов».

В мире существует множество развлечений и игр в водной среде, даже обычное купание хорошо воздействует на всестороннее гармоничное развитие детей. Но так как, старшие дошкольники имею индивидуальные особенности развития организма, образовываются небольшие трудности. Мышечная система еще имеет слабую работоспособность, поэтому дети часто не могут переносить дающуюся им нагрузку, наступает преждевременное утомление при использовании упражнений, не сокращающих мышцы. Во время плавания, следует попеременно выполнять движения расслабляющие и напрягающие мышцы, так время плавания увеличивается [4].

Труды В. В. Горбунова (1990) продемонстрировали, что «при нахождении детей дошкольного возраста в воде, у них понижается статическое напряжение тела, нагрузка на несформированный позвоночник уменьшается, что ведет к правильному его формированию, благодаря чему формируется правильная осанка. Быстрые двигательные действия ног в водной среде, имея безопорное состояние, содействуют формированию правильных стоп ребенка и не допускают формирование плоскостопия».

В совокупности с изучением плавания дети дошкольного возраста получают элементарные умения самообслуживания, гигиенические нормы, что влияет на самостоятельность и уверенность ребенка, то есть содействие всестороннему гармоничному развитию.

Применение плавания как закаливающей процедуры, содействует укреплению здоровья дошкольника. Таким образом, высокое внимание к плаванию, как к одному из действенных процедур закаливания детей начиная с грудного возраста, остается актуальным на сегодняшний день [3].

Систематическое плавание закаливает организм ребенка, благодаря чему совершенствуется адаптационный механизм к действиям температур, улучшается иммунитет ребенка, повышаются адаптационные способности организма к воздействиям окружающей среды. Во многих трудах описывается, что у детей, которые систематически занимаются плаванием происходит снижение показателей простудных болезней [4,2,2,6].

Помимо действия закаливания, занятия плаванием являются эффективным способом развития физической формы детей старшего дошкольного возраста, что доказывается рядом авторов [37,49,56].

Таким образом, труды М. А. Урновой (2000) указывают, «что правильно сформированная двигательная активность детей дошкольного возраста, обеспечивает огромный оздоровительный эффект на их организм. В итоге исследований было показано, что восемьдесят процентов детей, с нарушениями костно-мышечной системы, получили положительный эффект динамики; девяносто процентов детей повысили уровень физического развития; около пятидесяти процентов понизилась заболеваемость, показатель хронических заболеваний снизился, также повысилась посещаемость занятий».

Исследования Е. Н. Вавилова (1996) показывают, что регулярное применение утреней гимнастики и комплекса упражнений общеразвивающего характера в проветриваемом помещении или на свежем воздухе способствуют физическому укреплению организма ребенка, а также являются профилактикой инфекционных и простудных заболеваний. А применение различных игр с большой подвижностью и движений из спортивных игр с детьми более старшего возраста увеличивают стремление к занятиям физической культурой.

Повышение объёма двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, так как это является важным фактором, который определяет большой темп изменений физического развития. Тем не менее дошкольники, занимающиеся по различным программам, которые отличаются по объёму и содержанию средств физического развития, не показали больших изменений в понижении числа простудных заболеваний.

Рис. 1. Количество пропущенных занятий в месяц по болезни

В заключениеанализа литературы можно установить, что в настоящее время, в вопросах физического развития детей дошкольного возраста на первом месте стоит вопрос об оздоровительном эффекте для дошкольников средствами физического воспитания. Большие показатели детей, которые имеют уровень высокой заболеваемости и детей, с отклонениями в здоровье движет экспертов в данной области разрабатывать новейшие и совершенствовать уже сформированные технологии закаливания дошкольников. На сегодняшний день, специфичность образа жизни детей дошкольников заключается в малоподвижном образе жизни (гиподинамия), неправильном питании и режиме дня, стрессовых состояниях — все эти факторы определяют актуальность и своевременность выбранного нами исследования и требует более тотального изучения.

Литература:

  1. Гусев А. В., Иванов А. С. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки. //Теория и практика физической культуры. 2014. № 9. С. 60
  2. Гарина Е. В. Учет индивидуальных особенностей учащихся младших классов при начальном обучении плаванию. Научные труды SWorld. 2014. Т. 32. № 3. С. 37–41.
  3. Жданкина Е. Ф. Обучение плаванию детей с использованием элементов синхронного плавания в дошкольном образовательном учреждении. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 218–222.
  4. Зайчиков А. А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Педагогический имидж. 2016. № 1 (30). С. 78–84.
  5. Крохина Т. А. Особенности формирования положительного отношения у детей школьного возраста к занятиям плаванием. Грани познания. 2015. № 2 (36). С. 74–76.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, всестороннее гармоничное развитие, физическое развитие, водная среда, время плавания, плавание, процент детей, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Создание условий для физического развития детей младшего возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Похожие статьи

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Создание условий для физического развития детей младшего возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Задать вопрос