Гуманизм как идейное течение в культуре человечества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 2700 раз

Библиографическое описание:

Горяшина, Р. А. Гуманизм как идейное течение в культуре человечества / Р. А. Горяшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60930/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и коллективизма в гуманизме.

Ключевые слова: гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма.

Гуманистические устремления человека, зародившиеся ещё на заре человеческой истории, получив в эпоху Возрождения оформление в виде стройного комплекса идей, на протяжении веков становились для многих философов объектом осмысления и интерпретации. Рассмотрение гуманизма как идейного течения в культуре человечества, развивавшегося под влиянием тех или иных нужд общества, на наш взгляд, является необходимым условием для дальнейшего формирования идей гуманизма в том числе и в работе с социально уязвимыми категориями детей и подростков. Во многом необходимость этого связана с тем, как свои коррективы в понимание гуманизма в настоящее время вносят проблемы — экономическая нестабильность, вспышки национализма, падение нравственности и повсеместная ломка традиционных ценностей и другие, с которыми на данном этапе сталкивается как общество в целом, так и каждая отдельно взятая личность.

Изучение трудов видных философов, социологов, историков, позволяют сделать вывод, что гуманистические порывы, стремления зародились ещё в доклассовом обществе в виде непосредственно практического, чувственно обыденного знания [3]. Высокие свойства и лучшие черты человека находились в зачаточном состоянии, а их возникновение было связанно с проявлением сотрудничества, взаимной помощи, добровольного участия в управлении общественными делами, глубокого уважения к старшим.

Впервые сознательно проблемы гуманизма были поставлены и осмыслены в античную эпоху. Выдвинутые философами того времени идеи оказали громадное влияние на все последующие исторические формы гуманизма, призванного гармонизировать отношения между людьми в целях сохранения его единства и целостности общества. Основополагающие идеи античного гуманизма выдвинул основоположник классической древнегреческой философии Сократ (469–399 г. до н. э.). В своей философии он поставил центральной проблемой проблему человека, постижению его природы и сущности, предназначения человека. По установившейся традиции он рассматривает человека как неотъемлемую часть космоса, в силу чего сам человек является «микрокосмосом». В то же время, наличие разума и души являются родовыми признаками и свойствами человека и от их содержания зависит подлинность человека. При этом содержание разума и души формируется самим человеком.

Развитие идей о целенаправленном формировании внутреннего содержания человека происходило и в римском обществе. Понятие «гуманизм» было введено в оборот древнеримским оратором, философом и политиком Цицероном (106–43 гг. до н. э.), который понимал под ним формирование посредством воспитания (через образование построенное по греческому образцу) у человека добродетелей, опирающихся на разум, так как только разум может противостоять предрассудкам, стремиться к морали, свободе и справедливости, любви, дружбе, честности и т. д. Такое воспитание предназначалось для регулирования отношений между людьми с целью достижения единства римского общества. Таким образом, уже в идеях Цицерона прослеживается сущностный аспект гуманизма — он не является природным явлением, человек не рождается гуманным, человечным, а становится таковым в процессе воспитания.

В дальнейшем влияние на развитие идей гуманизма в средневековый период истории оказал христианский гуманизм, при котором основная миссия человека, его предназначение — служить Богу, борясь со своей греховной природой через аскетизм и развитие христианских качеств: любви к ближнему, состраданию, всепрощению и непротивлению злу и других.

С зарождением нового типа социально-экономических отношений, ростом интереса к естественно-научным знаниям, усилением интереса к Античности как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствовавших развитию познавательных и творческих возможностей человека в эпоху Ренессанса происходит формирование так называемого светского гуманизма. Прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции были приведены в стройную систему мировоззренческих взглядов, в которых центром мира провозглашался человек: «…человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» [4]. Человек в эпоху Возрождения рассматривается как целостное, гармоничное, творческое и свободное существо, которого должны более волновать мирские, повседневные проблемы, а не церковные догматы. В эпоху Возрождения формируется принцип, по ныне являющийся основополагающим для различных форм гуманизма: каждый человек является абсолютной и никем не заменимой ценностью, он ценность сама по себе, он сам определяет свой образ и свою судьбу. Построение своей судьбы, как определённого жизненного сценария, тесно связано с принятием принципов добра и блага, морали и нравственности, причём уже не как требования Бога, а как требования, «золотые правила» самой жизни. Они рассматриваются как инструмент совершенствования и самосовершенствования человека посредством просвещения, воспитания и самовоспитания, которые опираются больше на человеческий разум, чем на религиозную веру [5].

Таким образом, в эпоху Возрождения гуманизм направлен на провозглашение важности раскрытия человеческой индивидуальности, выражающейся в стремлении выделиться, обособиться от остальных, развить в себе природные и социальные задатки. И в этом развитии идей индивидуализма прослеживается диалектическое противоречие гуманизма. Как пишет Д. А. Леонтьев: «Личность проходит процесс социализации, взаимодействия с культурой не для того, чтобы сформироваться под влиянием социальных матриц, а для того, чтобы опосредовать свое индивидуальное развитие теми содержаниями, которые заимствуются из культуры» [1]. Из этих слов следует, что несмотря на непреходящую ценность развития индивидуальности личности, его природных задатков, оно невозможно без вхождения в общество, без развития взаимосвязей и взаимодействий в коллективе.

Пристальное внимание соотношению индивидуализма и коллективизма уделялось деятелями эпохи Просвещения. Веря в неограниченные возможности человеческого разума — познавательные, творческие, преобразующие, регулятивные, они, в то же время, делали вывод, что достижение сугубо личного интереса и личностного развития невозможно без принятия индивидом обязанностей перед обществом. Противовесом индивидуальной воле просветители считали общую волю, понимаемую ими как сумму индивидуальных воль, опирающуюся на мораль и просвещённый разум. Только случае наличия неотчуждаемых основополагающих прав и свобод данных всем людям от природы, люди могут на деле оставаться суверенными и свободными субъектами своей собственной жизни. Таким образом, провозглашалось, что достижение индивидуального блага невозможно без взаимодействия с обществом. Это есть суть общественной морали, которая формирует гражданского общество, основанное на принципах гуманизма.

Со временем альтернативой гуманизму эпохи Просвещения, основанным на идеях «разумного эгоизма» и «Общественного договора», стала диалектико-материалистическая концепция гуманизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Провозглашалось, что «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» [2]. При этом устанавливался социально справедливый принцип распределения социально-материальных благ: от каждого по способностям и каждому по труду. Человек трудящийся должен ощущать своё единство и с коллективом, на помощь которого он всегда может рассчитывать, и единство с обществом в целом. Цель развития внутреннего мира человека в данном случае превращение его в социально-ответственную личность.

Рассмотренные в статье этапы развития гуманизма как идейного течения в культуре человечества, наглядно демонстрируют важность данных идей в качестве подлинно человеческого способа регулирования отношений между людьми. Гуманизм, ориентированный не только на развитие индивидуального, частного содержания личности, но и на практику установления диалога между личностями, социальными общностями, культурами, способен породить плодотворную среду и дать ростки для реализации присущей каждому человеку гуманности, человечности. Особенную роль это играет при разработке основных принципов и направлений работы с социально уязвимыми категориями детей и подростков, в частности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые в силу непреодолимых обстоятельств лишены возможности в знакомиться с принципами гуманизма в естественной среде развития — в семье. Социальный заказ общества, государственная политика в образовании Российской Федерации указывают на необходимость и своевременность гуманизации традиционной практики взаимодействия с детьми. Гуманизация воспитания личности связана с процессом её социализации, который представлялся как отсутствие подавления активности личности, недопустимость навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида, внимание к потребностям и желаниям ребёнка при определении формы его жизнеустройства.

Литература:

  1. Леонтьев, Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006. — C. 134–147.
  2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1968. — Т. 46. — Ч. I. — С. 75.
  3. Нигматов, З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений/ З. Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ, 2003. — № 1. — С.58–71.
  4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. — С. 220.
  5. Чистов, Г. А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Исторические формы / Г. А. Чистов. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, идейное течение, идея, культура человечества, общество, принцип гуманизма, римское общество, сам человек, уязвимая категория детей, человеческий разум.


Ключевые слова

гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма

Похожие статьи

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Этика современного капитализма

Автором поставлена цель рассмотреть ряд аспектов современного капитализма на этическом и моральном уровнях. Представлены основные подходы к определению сущ-ности капитализма, исследовано развитие идеи капитализма в настоящее время. Рас-смотрены психо...

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в обла...

Развитие теории инноваций на современной стадии развития капитализма

Статья посвящена характеристике современного капитализма и современной парадигме инноваций; рассмотрена их взаимосвязь и взаимозависимость.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Похожие статьи

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Этика современного капитализма

Автором поставлена цель рассмотреть ряд аспектов современного капитализма на этическом и моральном уровнях. Представлены основные подходы к определению сущ-ности капитализма, исследовано развитие идеи капитализма в настоящее время. Рас-смотрены психо...

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в обла...

Развитие теории инноваций на современной стадии развития капитализма

Статья посвящена характеристике современного капитализма и современной парадигме инноваций; рассмотрена их взаимосвязь и взаимозависимость.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Задать вопрос