Статья посвящена проблеме гуманизации образования. Подробно рассмотрены идеи гуманной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста. Раскрывается сущность личностно-гуманной модели Ш. А. Амонашвили. В статье акцентируется внимание на роли воспитателя в развитии личности ребёнка.
Ключевые слова: гуманная педагогика, личность ребёнка, личностно-гуманная модель, личностно-ориентированный подход, индивидуальность, нравственность.
В настоящее время существенное внимание уделяется гуманизации образования и воспитания. Следовательно, предполагается создание воспитателем таких условий, при которых у ребёнка смогут сформироваться личностные качества, необходимые для дальнейшего развития и совершенствования.
Проблему гуманизации образования в разное время изучали такие педагоги, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. Я. Гальперин и другие.
Безусловно, наиболее весомый вклад в выявление гуманного взаимодействия между взрослыми и детьми внёс академик Российской академии образования Шалва Амонашвили. Его концепция гуманной педагогики связана с тем, что ребёнка следует принимать таким, каков он есть. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести [2]. Казалось бы, данную истину достаточно легко можно реализовать в действительности. Однако осуществление идей гуманной педагогики требует от воспитателей и родителей значительных внутренних затрат.
Важно отметить, что дошкольное образовательное учреждение является исходным звеном формирования личности ребёнка. Без осознанного и грамотного понимания воспитателем данного обстоятельства невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, а также его стремление к саморазвитию.
Изучая современные технологии и взгляды на обучение и воспитание, важно помнить идеи классической педагогики, которые основывались на том, что при взаимодействии с детьми не следует забывать о собственном духовно-нравственном развитии.
К. Д. Ушинский отмечал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности…» [5]. Безусловно, эффективная форма работы, методически правильно разработанное занятие будут успешно реализованы только воспитателем, который сам является носителем духовных ценностей.
Гуманная педагогика, несомненно, предполагает личностно-ориентированный подход к детям. Согласно ФГОС ДО, данный подход является доминирующим в проектировании образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Гуманистическая направленность образования даёт возможность обратиться к личности ребёнка, его внутреннему миру, понять его уникальность и индивидуальность.
Что же представляет собой понятие «гуманность воспитателя»?
Во-первых, умение видеть в ребёнке индивидуальность, понимать его настроение, а также соотносить своё душевное состояние с определёнными ситуациями.
Во-вторых, умение видеть в каждом ребёнке доброе начало, которое следует развивать и совершенствовать. Ведь гуманизация представляет собой веру воспитателя в возможности детей.
Важной особенностью личностно-ориентированного подхода является направленность образовательного процесса не столько на передачу готовых знаний, сколько на развитие и воспитание дошкольников. Соответственно, ребёнок должен выступать как субъект образовательных отношений, в котором важно увидеть уникальные черты и качества. Кроме того, важным аспектом современного образования в рамках реализации ФГОС ДО является усиление личностно-ориентированного подхода, ведь особое внимание уделяется организации работы с детьми, которые имеют разные образовательные возможности в зависимости от состояния здоровья или жизненных ситуаций.
Более совершенной формой личностно-ориентированного подхода является личностно-гуманная модель, которая предполагает новый взгляд на личность как цель образования.
Согласно автору данной модели Ш. А. Амонашвили, педагогический процесс должен быть организован так, чтобы:
- Ребёнок познавал и узнавал истинно человеческое.
Под «истинно человеческим» следует понимать правдивую, полезную, а также нравственную информацию.
- Познавал себя как человека.
Важно давать возможность ребёнку понять, что он создан для созидания, творчества и труда, для украшения жизни в целом.
- Проявлял истинную индивидуальность.
Единственность и неповторимость — уникальные качества каждого человека. Данную истину следует использовать в педагогической деятельности.
- Находил общественный простор для развития своей истинной природы.
Необходимо создавать оптимальные условия для развития ребёнка даже в том случае, когда его способности не проявляются в полной мере.
- Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами [2].
Носителями общечеловеческих интересов, безусловно, являются окружающие. Соответственно, важным условием осуществления гуманной педагогики является стремление взрослых учитывать увлечения, желания, знания ребёнка.
Успешность реализации гуманной педагоги зависит от эффективного взаимодействия с родителями дошкольников. Важно понимать, что семья для ребёнка — это источник общественного опыта, из которого он черпает основные модели поведения. Принцип гуманности должен иметь двухвекторную направленность: со стороны воспитателя и со стороны родителей.
Безусловно, важным звеном в реализации гуманной педагогики является создание психологически комфортной среды взаимодействия воспитателя и ребёнка. Среда выступает условием развития личности: ребёнок либо активно проявляет свои способности, либо становится пассивным и замкнутым.
Влияние на психологически комфортную среду обеспечивается следующими факторами:
— установление личных контактов. Данные контакты должны быть выстроены не только между воспитателем и детьми, но и между самими детьми. Среди факторов успешного налаживания личных контактов можно назвать следующие: воспитатель обращается к каждому ребёнку по имени, проявляет интерес, демонстрирует симпатию и расположенность;
— подбадривающее, одобрительное отношение предполагает поощрение не только деятельности ребёнка, но и его внешних и внутренних достоинств;
— этическое поведение основано на бескорыстной помощи и открытости;
— предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Данное обстоятельство даёт возможность снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела;
— привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств даёт возможность отвлечь ребёнка от трудностей, снимает психологические зажимы, а также содействует проявлению творческого потенциала детей.
Для реализации принципов гуманной педагогики важное значение имеет организация занятий. Так, важным является использования необычного начала, при котором не остаётся без внимания ни один ответ детей, поддерживается ощущение успешности.
Общение — ключевая форма при любом занятии. Задача воспитателя — быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения.
В конце занятия, как правило, подводится итог. Формы подытоживания могут быть разнообразными: организация самооценки; настрой детей на то, чтобы они сами для себя определили, чем порадуют своих близких, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними; выражение восхищения и благодарности за творческие взлёты детей.
Таким образом, гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и дошкольном образовательном учреждении, нацеливают воспитателя на самообразование и самосовершенствование. В то же время гуманная педагогика — это подвиг, ведь ни в одной книге невозможно прочесть педагогическую истину. Каждый воспитатель идёт своим путём. Главное, чтобы на этом пути рядом с ним был ребёнок как носитель индивидуальных качеств.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили.— М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили.— М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
- Вентцель К. Н. Антология гуманной педагогики / К. Н. Вентцель. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 218 с.
- Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики /сост. Г. Д. Глейзер. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений /К. Д. Ушинский. — М.: Академия наук РСФСР, 1950. — 669 с.