На современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства, среди многочисленных дискуссионных вопросов, учеными и практическими работниками уделяется немало внимания такому участнику уголовного процесса как следователь (ст. 38 УПК РФ). Автор в полной мере разделяет мнение В. А. Азарова [2, С. 7–10] о том, что следователь по праву является ключевой фигурой в досудебной стадии уголовного процесса. Сказанное объясняется тем, что следователь, по сути полностью организовывает данный процесс, привлекая к участию специалистов, экспертов, защитников, переводчиков, свидетелей, потерпевших, подозреваемых, инициируя решение отдельных вопросов перед судом, информируя надзирающего прокурора. При таких обстоятельствах, нельзя не признать, что и правовой, процессуальный статус следователя, должен требовать от законодателя особого внимания и проработки.
При этом, изучая специальную литературу по уголовному процессу [3], а также уголовные дела, расследовавшиеся за последние пять лет, всё чаще встречается упоминание такого должностного лица как «следователь-криминалист». Анализ материалов уголовных дел показывает, что документами, составленными следователями-криминалистами, либо «простыми следователями» при их участии, в подавляющем большинстве случаев, являются протоколы следственных действий (как правило произведенных с использованием специальной криминалистической техники), что должно сформировать представление, согласно которому, основной задачей следователя-криминалиста является методическое и практическое содействие следственным работникам в процессе доказывания. Однако, более подробное изучение материалов уголовных дел, показывает, что за подписью следователей-криминалистов, составляются и процессуальные документы, такие как постановления об избрании меры пресечения, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, ходатайства о продлении процессуальных сроков и прочие документы, непосредственно не связанные с производством следственных действий, направленных на обнаружение и фиксацию доказательств по уголовному делу. При таких условиях возникает необходимость в уяснении процессуального статуса и практических задачах следователя-криминалиста в российском уголовном процессе.
Уголовно-процессуальный закон в, ст.ст. 38, 39 УПК РФ, закрепляет два статуса участников процесса, относящихся непосредственно к следственной деятельности — это следователь и руководитель следственного органа, тогда как правового положения такой фигуры как следователь-криминалист закон отдельно не оговаривает. Доктрина уголовного процесса понимает данную должность следующим образом: «субъект уголовного процесса, наделенный правовым режимом следователя (ст. 38 УПК РФ), в составе следственной группы действующий по указанию руководителя следственного органа, обладающий повышенной компетентностью в расследовании уголовных дел и призванный к непосредственному руководству и контролю за расследованием и, тем самым, устранению пробелов в контрольно-надзорной деятельности за соблюдением законности и эффективности при производстве предварительного расследования» [4, С. 8–10].
Важно отметить, что, не смотря на отсутствие законодательного закрепления статуса следователя-криминалиста, данная фигура «существует» не только на страницах юридической литературы, — сегодня в каждом подразделении Следственного комитета России (далее СК России) штатное расписание предусматривает наличие таких специалистов, деятельность которых централизованно курируется Главным управлением криминалистики СК России.
Анализ ведомственной должностной инструкции следователя-криминалиста СК России (и положения о ГУ криминалистики) в первую очередь показывает, что ими полностью охватываются цели, задачи и должностные обязанности «простого» следователя. Одновременно с этим, назначение следователя-криминалиста не ограничивается рамками назначения следователя, так как на рассматриваемого участника уголовного процесса возлагается ряд дополнительных задач, среди которых аналитическая работа, включающая в себя формирование и ведение различных баз и картотек во взаимодействии с экспертными учреждениями, и, при необходимости оперативная работа с такими базами (например, базы генотипоскопических учетов, пулегильзотеки, дактилоскопические базы (АДИС ПАПИЛОН), реестры и картотеки лиц, ранее судимых по определенным разновидностям преступлений (имущественные, половые, насильственные, экстремистские и проч.); взаимодействие с экспертными учреждениями при расследовании и конкретных уголовных дел (назначение различных видов экспертиз), оказание содействия следователю при непосредственном производстве следственных действий, в частности, использование специальной криминалистической техники, а также изучение и анализ материалов уголовных дел с целью выработки практических рекомендаций и указаний, позволяющих успешно провести расследование и принять законное итоговое процессуальное решение по делу и некоторые другие. Перечисленные задачи и полномочия следователя-криминалиста, в совокупности с мнениями теоретиков уголовного процесса, явно очерчивают контрольную функцию названного должностного лица.
Автору импонирует мнение О. П. Темираева, предлагающего введение в уголовно-процессуальный закон статуса «инспектора-криминалиста», с закреплением правового положения, акцентирующего внимание на контрольно-аналитических функциях данной фигуры, нежели на непосредственной следственной работе [5, С. 24–27]. Такой подход, при должной проработке концепции, в действительности помог бы преодолеть ряд противоречий и неясностей в процессуальном статусе следователя криминалиста.
Отметим, что спектр задач и обязанностей следователя-криминалиста, включающий функции исполнителя, аналитика и руководителя вызывает некоторую тревогу ввиду своей масштабности и отсутствия четко очерченных границ, что в свою очередь не позволяет отграничить «зону ответственности» следователя-криминалиста, и в тоже время возлагает на последнего ответственность чрезмерную. В связи со сказанным, данная тема не вызывает сомнения в своей актуальности, то есть наличия ряда вопросов, требующих ответов и предложений.
В процессе диссертационного исследования, которому посвящена настоящая статья, автором будут предприниматься попытки к уточнению понятия и роли в уголовном процессе такого его участника как следователь-криминалист, а на основании результатов исследования сформулированы конкретные предложения, направленные повышение эффективности деятельности современного следственного цеха России.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 12.12.2011 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. 2001. № 2861.
- Азаров В. А. Следователь как участник современного уголовного процесса России // Вестник Оренбургского государственного университета. № 83.2008. С. 7–10.
- Галузо В. Н., Якупов Р. Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб.М.: ТЕИС, 2013.
- Пилюшин И. П. Процессуальное положение следователя-криминалиста // Российский следователь. 2010. № 8. С. 8–10.
- Темираев О. П. Процессуальные полномочия следователя-криминалиста // Российский следователь. 2012. № 18. С. 24–27.