Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Брыкова С. С. Сравнительный анализ социально-экономического развития России и Финляндии // Молодой ученый. — 2019. — №24. — URL https://moluch.ru/archive/262/60532/ (дата обращения: 16.06.2019).

Препринт статьи



Рыночная экономическая система в России установилась чуть менее тридцати лет назад, потому целесообразно изучать опыт государственного регулирования экономики тех стран, где данная система существует несколько дольше. Наиболее стабильными в экономическом плане сейчас являются скандинавские страны. Так, в данный момент Норвегия, Дания, Швеция, безусловно, лидеры в данном регионе, однако в здесь мы рассмотрим именно опыт чуть отстающей от них Финляндии. Данный выбор обусловлен, прежде всего, исторической составляющей, восходящей к пребыванию в составе Российской Империи; тесными торговыми связями, а также успешным преодолением экономических кризисов и быстрым ростом уровня благосостояния.

Во время своего нахождения в составе Российской Империи индустриализация Финляндии проходила приблизительно в одинаковом темпе. К моменту становления советского государства и провозглашения Финляндии независимой сельское хозяйство в обоих государствах по-прежнему являлось превалирующей отраслью. После отделения экономика Финляндии также была в затрудненном положении из-за последствий Первой Мировой и гражданской войны, из-за разрыва торговых связей с Россией. В 1927 году была проведена земельная реформа, позволившая крестьянам выкупить землю под долгосрочный кредит, а бывшим землевладельцам получить компенсацию. В советском государстве в это время уже заканчивалась эпоха НЭПа, также позволившая оживить экономику и сельское хозяйство. После этого СССР, ценой жесточайших усилий, шагнул далеко вперед по степени индустриализации и наращивании промышленной мощи.

После Второй Мировой войны Финляндия выплачивала СССР репарации, поставляя нам оборудование для целлюлозного производства, суда, локомотивы, ледоколы, грузовые машины, потому данные отрасли получили наибольше развитие в то время; однако и после они стали фундаментальными для финской экономики. В 1950-е-1970-е экономика Финляндии быстро росла, благодаря проводимой политике инвестиций в развитие промышленности и деревообработки, а также низкой процентной ставкой по кредитам, что стимулировала производителей. В начале 1990-ых Финляндия, как и Россия переживала экономический кризис, потому как из-за тесного торгового сотрудничества распад СССР и перестройка косвенно ударили и по ней. После приема Финляндии в ЕС в 1995 году (до этого она входила в просоветский Союз экономической взаимопомощи, балансируя между Западом и Россией) наметился рост экономики за счет повышения потребительского спроса и понижения процентной ставки. Были частично приватизированы некоторые крупные предприятия, в частную собственность также перешёл общественный транспорт столицы — и без того рыночная экономика стала ещё свободнее, хотя и сохранила свой смешанный характер и высокую роль государства. В последующие годы доля доходов от госсобственности сократилась, однако взамен увеличились налоговые поступления.

Сейчас Финляндия — парламентская республика, унитарное государство, территория — 338 400, население на конец 2018 г. — 5, 518 млн человек, средняя плотность достаточно низкая для европейского государства (18 на кв км), однако почти в два раза плотнее, чем в РФ. Население — 146, 781 млн, что почти в 27 раз больше финнов, территория — 17 125 191, что больше почти в 51 раз. И хотя ресурсный потенциал России гораздо более высокий, сложность управления столь обширной территорией также необходимо учитывать, сравнивая их экономики. Ниже приведена таблица основных макроэкономических показателей Финляндии и РФ за 2018 год.

Показатель

Финляндия

Россия

ВВП (в текущих ценах), млрд. евро

233,6

1401,3 (103876 млрд рублей делим на средний курс евро в 2018 году, равный 74,13)

ВВП на душу населения, в евро

42 334

9 547

Индекс промышленного производства, % по сравнению с 2017 годом

3,7

2,9

Индекс потребительских цен, %

1,1

4,3

Уровень безработицы к экономически активному населению, %

7,4

4,8

Международные резервы, млрд. евро

9,0

416,9 (466,9 млрд. долларов США на 28.12.18, на средний курс евро-доллар 1,12)

Дефицит / профицит бюджета, % ВВП

-0,7

+2,7 (профицит впервые за 7 лет)

Государственный внешний долг, млрд. евро

137,5

472,3 (529 млрд долларов на курс евро-доллар 1,12)

Государственный долг, % ВВП

58,9

33,7

Экспорт товаров и услуг, млрд. евро

91,7

401,4 (449,6 млрд долларов на курс евро-доллар 1.12)

Импорт товаров и услуг, млрд. евро

96,7

212,9 (238,5 млрд долларов на курс евро-доллар 1,12)

Сальдо торгового баланса, млрд. евро

-5

188,5

Кредитный рейтинг (по данным агентства Standard & Poors)

АА+[1], в долгосрочном прогнозе (50-е место), А-1[2]+в краткосрочном.

ВВВ-[3], в долгосрочном прогнозе (101 место), А-3[4], в краткосрочном

Обратить внимание в данной таблице, составленной с использованием данных Росстата и Торгового представительства РФ в Финляндии, следует на ВВП на душу населения, которое в РФ ниже в 4, 4 раза, а также на ИПЦ, отражающий уровень инфляции, в Финляндии он весьма низкий, у нас же выше в 3,9 раза. По показателю ИПП мы также немного отстаем; уровень безработицы у нас ниже, но здесь следует учитывать ещё и количество трудоспособных, «не ищущих работу», возможно, занятых в теневом секторе экономики или просто не состоящих на учете в центре занятости. Внешний долг в соотношении с ВВП у РФ меньше, резервы выше в 46 раз, госдолг больше, однако его бремя по ВВП существенно меньше (58 % ВВП против наших 34 %); бюджет Финляндии испытывает легкий дефицит, что говорит о стимулировании таким образом ВВП, в виду стабильно низкого у них уровня инфляции.

Основными торговыми партнерами Финляндии являются Германия, США и Россия. В 2018 году объем экспорта Финляндии в РФ составил 3,9 млрд. долларов, импорта — 10,9. Из Финляндии в РФ экспортируются: продукты питания, переработанная нефть, целлюлоза, химическая продукция, машины и оборудование, импортируется в основном нефть, металл и химическая продукция.

В целом, судя по высокому уровню ВВП на душу населения, низкому ИПЦ, высокому Индексу человеческого развития, низкой коррупции, политической стабильности, Финляндия является довольно привлекательным инвестиционным регионом. Потому, несмотря на высокий внешний долг (у США он самый большой в мире, однако это не мешает им наименоваться «первой экономикой»), международные рейтинговые агентства оценивают Финляндию как надежную экономику с положительным прогнозом дальнейшего развития. РФ, конечно, в этом отношении мешают экономические санкции, однако и с ними у нас наметились некоторые положительные тенденции. Потому как агентство Standard & Poors повысило кредитный рейтинг РФ в 2018 году до удовлетворительного.

Также развитую экономику характеризует забота о природе. Так, в 2016 г. Правительство Финляндии приняло программу внедрения принципов циркулярной экономики, предусматривающую замещение традиционной линейной модели производства «Take-make-dispose» (бери-используй-выбрасывай) возобновляемой «3R» — Reduсe, Reuse and Recycle (сокращение (оптимизация), повторное использование, переработка). Программа предусматривает отказ от использования угля к 2030, частичный переход на биотопливо, увеличение числа электромобилей. Так, в феврале 2019 г. агентство Business Finland запустило программу «Био и циркулярная Финляндия», которая рассчитана на 2019–2022 гг. с финансированием порядка 300 млн. евро. Помимо этого, данная компания стимулирует привлечение в страну обладателей нестандартных идей и проектов.

Притом, что сама Финляндия находится на самых высоких позициях рейтинга, характеризующего человеческий капитал, возможности развития научно-исследовательской деятельности, финансирование и поддержку инноваций (общее 7 место и 1-ое по критерию «развития человеческого капитала», согласно The Global Innovation Index). Часть производств перенесена зарубеж (к примеру, компания «Валио» в РФ), внутри страны население занято в основном разработкой новых технологий и управлением производственных процессов.

В структуре расходов консолидированного бюджета 2018 года (в процентах) Финляндии преобладают расходы на социальную сферу — 45,9; на здравоохранение и образование — 13,1 и 10,5, соответственно; общегосударственные расходы вместе с финансированием госдолга — 14,6; национальная оборона и правоохранительная деятельность — 2,3 и 2,1, соответственно; развитие национальной экономики — 7,9, культура — 2,7; охрана окружающей среды — 1. У нас доля расходов (в %) на социальную сферу меньше — 30,96; на национальную оборону больше — 17,01; национальная экономика — 14,11; правоохранительная деятельность — 11,7; общегосударственные вопросы — 7; образование и здравоохранение — 3,86 и 2,56; охрана окружающей среды 0,49 %. Возможно, стоит увеличить долю расходов на образование — так как, в современном мире именно человеческий капитал становится самым ценным, и вложения в него, несомненно, оправдаются, как оправдались в скандинавских странах.

Также в Финляндии местные бюджеты куда менее дефицитны, чем в РФ, следовательно, более самостоятельны. В Финляндии местные органы власти сами несут ответственность за предоставление государственных услуг в области образования, социальной защиты и здравоохранения за счет поступлений муниципальных налогов (85 %), налогов на недвижимость (8 %) и налогов на прибыль (7 %). Говоря о фискальной политике Финляндии стоить отметить, что с 2017 года проводится политика снижения налоговой нагрузки на реальный сектор и увеличения поступлений от «добавленной» стоимости, к примеру, от перепродажи.

Таким образом, можно сказать, что Финляндия не так богата природными ресурсами, как Россия, однако экономически более стабильна. Не имея собственных ресурсов, она заняла нишу сначала переработки, а затем инвестиционных проектов, сделав ставку на человеческий капитал. Самостоятельная переработка собственных ресурсов могла бы дать РФ рабочие места — также это были бы инвестиции в реальный сектор экономики, который у нас отстает. Отстает и защита окружающей среды, природные ресурсы не безграничны, поэтому стоит задуматься о внедрение хотя бы элементов циркулярной экономики, за которой будущее.

Литература:

  1. Обзор экономики Финляндии за 2018 год. Торговое представительство РФ в Финляндии.[Электронный ресурс]: — Режим доступа от 09.06.19: URL:http://www.rusfintrade.ru/site/economy
  2. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]: — Режим доступа от 09.06.19: URL:http://www.gks.ru
  3. Центральный Банк РФ [Электронный ресурс]: — Режим доступа от 09.06.19: URL:https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/

[1] AA - эмитент обладает очень высокими возможностями по выплате процентов по долговым обязательствам и самих долгов. Рейтинги от AA по ССС могут быть дополнены знаками плюс и минус (например, BBB+, BBB и BBB-) для промежуточной оценки.

[2] A-1 — эмитент обладает исключительно высокими возможностями по погашению данного долгового обязательства.

[3] BBB — платёжеспособность эмитента считается удовлетворительной

[4] A-3 — неблагоприятные экономические условия вполне вероятно ослабят возможности эмитента по погашению данного долгового обязательства.



Задать вопрос