Понятие «молодёжный парламентаризм» и основные пути его формирования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 1366 раз

Библиографическое описание:

Яворская, О. Э. Понятие «молодёжный парламентаризм» и основные пути его формирования в Российской Федерации / О. Э. Яворская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 583-586. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60332/ (дата обращения: 19.11.2024).



В «Рекомендациях по развитию молодёжного парламентаризма в Российской Федерации» молодёжный парламентаризм определён как «система представительства прав и законных интересов молодёжи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодёжи — Молодёжного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства». [1] Таким образом, молодёжный парламентаризм, с одной стороны, выступает площадкой, в рамках которой молодёжь может высказать свои предложения по реализации молодёжной политики, озвучить свои потребности, актуальные в определённый период времени, принять участие в законотворческом процессе через разработку соответствующих рекомендаций для федерального или регионального законодательного органа Российской Федерации.

С другой стороны, органы государственной власти имеют в своём арсенале структуру, которая поможет эффективно реализовывать молодёжную политику для 28 миллионов молодых граждан (по данным Росстата). Поэтому так важно, чтобы те или иные проявления молодёжного парламентаризма существовали в каждом регионе.

Создание молодёжного парламента без сомнения можно считать первым шагом к созданию структурированного, всероссийского представительского органа. Можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент развитие молодёжного парламентаризма стало неотъемлемой частью молодёжной политики Российской Федерации.

Предпосылками к формированию молодёжного парламентаризма в России стали политические, социально-экономические и структурные изменения в начале 1990-х г. Новой власти, несомненно, требовался орган, который бы стал связующим звеном между молодым населением, активно включающимся в общественно-политическую жизнь новой страны, и государственной властью, которая переживала непростой период своего преобразования. Молодёжный парламентаризм начал активно развиваться уже с середины 1990-х гг., но стоит сказать, что условия его возникновения были заложены ещё в 1991 г., когда вышло Постановление Верховного Совета РСФСР «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». Начиная с этого момента, функционирование общественных объединений приобретает регистрационный характер, что позволяет им стать полноправными участниками общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

Как известно, со временем нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность общественных объединений, существенно расширилась, в том числе, благодарная статье 30 Конституции Российской Федерации 1993 года, дающей право на объединение, право создавать профессиональные союзы и свободно действовать в рамках этих союзов.

На основе периодизации развития молодёжного парламентаризма, предложенной авторами учебного пособия по развитию молодёжного парламентаризма в России (Скоков Р. Ю., Волков С. К., Любитенко Д. Ю. и Чувальский Н. Н.) предлагаем рассмотреть три периода.

Первый период начинается с начала 1990-х гг. и характеризуется хаотичностью развития молодёжного парламентаризма в России, который, в то время, носил точечный характера и не имел общей системы развития. Переломным моментом становится проведение открытой дискуссии по вопросам молодёжного парламентаризма в России, которая состоялась в марте 1999 г. в институте молодёжи в рамках круглого стола «Молодёжный парламент — механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней». Важным результатом круглого стола стало определение трёх основных форм Молодёжного парламента, которые используются в регионах:

– Молодёжный парламент как общественная организация;

– Молодёжный парламент как совещательная структура, созданная при органе законодательной либо исполнительной власти;

– Молодёжный парламент как социальная программа. [1]

Следующим важным шагом стало создание в июле 2001 г. Общественной молодёжной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая являлась совещательным и консультативным органом при Государственной Думе и осуществляла свою деятельность на общественных началах в соответствии с положением. Общественная молодёжная палата должна была изучать проблемы российской молодёжи, инициировать своевременное реагирование органов государственной власти на эти проблемы, содействовать деятельности Государственной Думы в области законодательного регулирования прав и интересов молодёжи, а также разрабатывать рекомендации по решению проблем молодёжи в Российской Федерации.

Второй этап продолжался с 2002 по 2006 г. Полагаем, что точкой отсчёта для второго этапа может послужить первое совещание Общественной молодёжной палаты, состоявшееся 28 октября 2002 г., которое продемонстрировало поддержку идеи создания подобного молодёжного представительства среди исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Российской Федерации. Следом за первым совещанием последовал I Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодёжного парламентаризма в Российской Федерации», прошедший с 29 января по 1 февраля 2003 г. По итогам проведения семинара регионы Российской Федерации получили разработанные общие «Рекомендации по развитию молодёжного парламентаризма в Российской Федерации». Далее, в 2004г., была создана Молодёжная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — постоянно действующего представительного органа, выполняющего задачи по взаимодействию Совета Федерации с молодёжными парламентами субъектов и молодёжными общественными объединениями по вопросам государственной молодёжной политики. Последующие несколько лет, вплоть до 2008 г., можно назвать дискуссионными, поскольку велось обсуждение форм и принципов работы молодёжных парламентских структур. Подводя итог, можно сказать, что второй период носит подготовительный характер, поскольку происходит анализ уже проделанной работы в направлении развития молодёжного парламентаризма в России. Страна приходит к пониманию того, что молодёжный парламент должен стать неотъемлемой частью политической системы Российской Федерации.

Третий период развития начнём с прошедшего в 2008 г. в Анапе V Всероссийского форума молодых парламентариев, где было принято решение о создании Ассоциации молодёжных парламентов Российской Федерации, целью которой является содействие развитию и обеспечению взаимодействия молодёжных парламентов, действующих в России. Ассоциация объединила молодёжные организации всех уровней. Начинается активное развитие молодёжного парламентаризма, подкреплённого разработанной нормативно-правовой базой. Молодёжный парламентаризм приобретает статус высшего молодёжного представительного органа. В 2010 г. впервые были проведены прямые выборы в молодёжный парламент, а также в интернете был создан Всероссийский портал молодёжного парламентского движения. Дальнейшие годы характеризуются созданием молодёжных палат в регионах Российской Федерации, первые их успехи и результаты на региональном уровне, разработки молодёжных программ. Особое внимание, последние годы, уделяется молодёжным инициативам.

Проанализировав основные этапы формирования молодёжного парламентаризма в России, можно предположить, что в первую очередь деятельность молодых парламентариев стремилась к централизации. Молодёжным парламентам регионов требовалась единая структура власти и разработка соответствующей нормативно-правовой базы, которые позволили бы им осуществлять свою деятельность в качестве полноценного участника политической жизни страны.

Когда основные условия для деятельности молодёжного парламента были созданы, стали более ярко выражены следующие проблемы:

– низкий уровень политической культуры молодёжи;

– нежелание молодёжи участвовать в общественной жизни не только страны, но и своего района, или даже учебного заведения (школы, университета).

Существование этих проблем существенно влияет на работу молодёжного парламентаризма, которому необходимо наличие активной молодёжи в резерве. Таким образом, одним из основных направлений деятельности государственной молодёжной политики является развитие потенциала молодёжи через её вовлечение в общественно-политическую жизнь российского общества. Как уже было сказано ранее, общественно-политическую деятельность молодёжь может осуществлять через молодёжный парламент, который был создан в качестве системы представительства прав и законных интересов молодёжи и является консультативно-совещательной структурой. В настоящее время, молодёжный парламентаризм сосредоточил свои устремления на привлечении в свои ряды активной, инициативной, ответственной молодёжи, которая будет применять свои лидерские качества через результаты своей деятельности на региональном и государственном уровне.

Лидерские качества являются ключевыми для участия в общественно-политической деятельности, поскольку именно они призваны помогать молодому человеку добиться нужных ему результатов через объединение и направление действий группы людей, которая принимает и поддерживает его влияние. Без этих качеств молодому человеку будет крайне сложно добиться положительных и своевременных результатов. И это одна из причин, по которым в последние годы большое внимание уделяется молодёжным инициативам, различным молодёжным форумам и съездам — необходимость найти, увидеть, заметить тех молодых людей, которые могут создавать проекты, добиваться решения проблем и отстаивать свою позицию. Таким образом налицо ещё одна тенденция развития молодёжного парламентаризма — ориентация на социально-активную молодёжь.

Стоит сказать, что явные активисты, которые пришли в это движение — это не все лидеры, которых может получить молодёжный парламент. Поэтому особое внимание предлагается обратить на более мелкие территориальные единицы, такие как муниципальное образование, муниципальный округ или район, где можно выявить потенциальных, перспективных молодых лидеров, в частности из числа старшеклассников.

Литература:

  1. Молодежный парламентаризм: состояние и перспективы развития в России: учебное пособие / Р. Ю. Скоков [и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т». — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. — 189, [1] с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежный парламентаризм, Российская Федерация, молодежный парламент, Россия, государственная власть, молодежная политика, Государственная Дума, государственная молодежная политика, Общественная молодежная палата, Федеральное Собрание.


Похожие статьи

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в современной России

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

К вопросу о существующих проблемах правового регулирования договора каршеринга в Российской Федерации

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Похожие статьи

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в РФ

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в современной России

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

К вопросу о существующих проблемах правового регулирования договора каршеринга в Российской Федерации

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Задать вопрос