Региональный аспект молодежного парламентаризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Окорокова, М. П. Региональный аспект молодежного парламентаризма / М. П. Окорокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 34-35. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14012/ (дата обращения: 19.12.2024).

Одной из форм участия молодежи в реализации государственной молодежной политики является деятельность молодежного парламента. Идея молодежного парламента как формы самоуправления и одного из институтов политической социализации молодежи возникла с принятием Федеральных законов «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» в 1995 г. [1]. Именно с этого времени идея молодежного парламентаризма стала энергично реализовываться не только на федеральном и региональном уровнях, но и в муниципальных образованиях. На качественно иной уровень молодежное парламентское движение в России выходит в 2006 г. в связи с изменениями в избирательной системе России (переход к пропорциональной системе выборов, отмена порога минимальной явки избирателей и др.) и обновлением подходов в реализации государственной молодежной политики в части изменения порядка формирования молодежных парламентских структур, участия в их работе политических партий. В настоящее время молодежные парламенты и аналогичные структуры (молодежное правительство, молодежная ассамблея, молодежный совет, молодежная общественная палата и т. д.) практически созданы во всех регионах РФ.

Явление молодежного парламентаризма имеет свои социально-исторические корни. Молодежный парламентаризм в России появился во многом в связи с тем, что возникла необходимость заполнить ту нишу, которую раньше занимали комсомольские структуры. Изучение исторического опыта комсомола предполагает объективные оценки как опыта в целом, так и отдельных этапов его накопления. Нужно отметить, что именно комсомол на рубеже 80–90-х гг. ХХ века заложил основы современного отношения к молодежи. Ряд принципиальных положений, выдвинутых по инициативе комсомола по-прежнему актуальны и нуждаются в практической реализации: создание государственных структур по работе с молодежью, решение вопросов финансирования и кредитования молодых семей, опыт работы по трудоустройству и т. д. Такой положительный опыт комсомола, как воспитание молодежи в духе патриотизма, вовлечение в активную патриотическую и государственную деятельность, уважение к другим народам, труд на благо общества, взаимопомощь, стремление к духовному совершенствованию должны быть востребованы, может, в других формах. Таким образом, молодежный парламент — это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.

Наряду с изучением опыта деятельности молодежного парламента на федеральном уровне особый интерес вызывает региональный аспект молодежного парламентаризма в аспекте государственной молодежной политики. Республика Саха (Якутия) имеет достаточный опыт реализации молодежной политики по сравнению с другими регионами Дальневосточного федерального округа. Данный регион является одним из первых субъектов РФ, где начался процесс формирования молодежной парламентской структуры. На регулярной основе в регионе утверждаются и реализуются целевые программы поддержки молодежных инициатив, частью которых является поддержка молодежного парламентаризма. Молодежный парламент в РС(Я) стал формироваться как общественный совет при Президенте РС(Я). Молодежный парламент общей численностью 38 человек, создан Указом Президента РС(Я) в 1999 г. В период с 1999 по 2003 гг. Молодежный парламент отработал два созыва. В настоящее время Молодежный парламент действует при Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я) и является постоянно действующим совещательным и консультативным органом содействия законодательной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по вопросам государственной молодежной политики в РС(Я) [2].Создание молодежного парламента при законодательном органе власти предоставляет возможность изменить уровень и качество участия молодежи в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики. Так, основными целями деятельности Молодежного парламента РС(Я) являются: установления взаимодействия между представителями молодежи и Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) по вопросам молодежи; содействие созданию условий для проявления инициатив молодежи при формировании и осуществлении государственной молодежной политики.

Молодежный парламент является школой парламентаризма, стимулирует активное участие молодых граждан в общественную жизнь РС (Я), привлекает к науке, политике, культуре и других сферах реализации государственной молодежной политики, а также является кадровым резервом органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Анализ деятельности Молодежного парламента РС(Я) позволяет выделить следующие направления его деятельности: разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма реализации государственной молодежной политики, законодательных и нормативных актов в этой области; содействие повышению социальной активности молодежи, молодежных объединений; обеспечение участия молодежи в социально-политической жизни РС(Я). По замыслу и по своей сути Молодежный парламент РС(Я) представляет собой комплексный институт политической социализации молодежи, является инструментом реализации конституционных прав молодых людей, механизмом способным донести идеи конкретного гражданина до органов власти всех уровней. Таким образом, Молодежному парламенту РС(Я) присущи основные функции, принципы и характеристики молодежного парламентаризма в целом.

Отмечая особую значимость роли складывающегося социального института политической социализации молодежи, необходимо также отметить и существующие проблемы. Они связаны, прежде всего, с совершенствованием механизма взаимодействия Молодежного парламента различных уровней, взаимодействия Молодежного парламента с молодежными отделениями политических партий, молодежными организациями и движениями, органами государственной власти, недостаточным финансированием, слабым влиянием на подготовку и расстановку кадров и т. д.

Таким образом, анализ деятельности Молодежного парламента РС(Я) позволяет возможность внесения ряда предложений в совершенствовании системы регионального молодежного парламентаризма:

Во-первых, совершенствование федеральной и региональной законодательной базы, которая предполагает изменение нормативно-правовых актов для регулирования структуры и реализации полномочий региональных молодежных парламентов.

Во-вторых, внедрение и использование организационных технологий, способствующих повышению эффективности управления и развитию форм молодежного парламентаризма. Выполнение различных мероприятий в рамках полномочий молодежного парламента позволит получить конкретный итоговый продукт, на основе которого можно задействовать новые функции.

В-третьих, внедрение статистической технологии, позволяющей оценить степень участия молодежи в молодежных парламентах и количественно характеризовать субъекты и объекты государственной молодежной политики. Систематическая диагностика и системный анализ положения молодежи с учетом региональных особенностей является одним из условий реализации эффективной государственной молодежной политики.

В-четвертых, определить постоянные и надежные источники материального и финансового ресурсного обеспечения деятельности молодежных парламентов.

Подводя итог, можно сказать, что Молодежный парламент продемонстрировал свою эффективную деятельность по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем и стал особым инструментом реализации государственной молодежной политики.

 

Литература:

1.                 Закон РФ от 19 мая 1995 г. № 83-ФЗ «Об общественных объединениях»; Закон РФ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Консультант-Плюс.

2.                 Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) «О положении о Молодежном парламенте при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 22 марта 2006 г. ГС № 1569-III //Якутские ведомости. 07.04.2006. № 19 //Консультан-Плюс. Регионы.

3.                 Тумуров Ж. Т. Молодежный парламентаризм как политическое явление //Вестник Забайкальского государственного университета. 2013.№ 10(101). С. 32–37.

4.                 Пастухова Л. С. О молодежном парламентаризме в РФ //Право и политика. 2007. № 7(91). С. 123–129.

5.                 Лактионов Г. А. Молодежные парламенты в России: проблемы институализации и политические процессы //Социум и власть. 2010. № 3.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Молодежный парламент, государственная молодежная политика, молодежный парламентаризм, Государственное Собрание, политическая социализация молодежи, Тумэн, анализ деятельности, государственная власть, Россия.


Задать вопрос