Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Клименко Д. О. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 252-255. — URL https://moluch.ru/archive/261/60093/ (дата обращения: 22.07.2019).



Встатье представлено исследование необходимости государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области. Рассмотрены основные проблемы и направления в данной сфере.

Ключевые слова: здравоохранение, инновации в сфере здравоохранения, модернизация здравоохранения в области.

На сегодняшний день одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения.

В этой связи медицинские учреждения как страны в общем, так и Челябинской области в частности, становятся объектами повышенного внимания со стороны органов государственного и муниципального управления, а также общественности. Последнее обусловлено тем фактом, что доверие населения к медицинским организациям выступает в качестве важнейшего показателя эффективности управления ими.

Инвестиции в здравоохранение, через показатели здоровья населения, формируют главный государственный капитал, именуемый человеческим. Поэтому вопросы, связанные с привлечением инвестиций в здравоохранение, выходят на первый план. Глобализация отрасли говорит о необходимости выделения трендов, таких как, например, медицинский туризм. Однако не стоит забывать и о том, что людей нужно мотивировать к здоровому образу жизни.

Министерством здравоохранения Российской Федерации проводится большая работа, направленная на повышение качества оказания медицинской помощи. Основная задача — повышение эффективности управления в сфере здравоохранения. В рамках создания единой и цельной системы здравоохранения на всей территории Российской Федерации были введены единые требования к доступности медицинской помощи, создана трехуровневая система здравоохранения, пересмотрены требования к медицинской инфраструктуре на всей территории страны, которые не обновлялись с начала 70-х годов. Разработаны единые критерии качества медицинской помощи. Создан пул национальных клинических рекомендаций. Проводится мягкая модификация кадровой политики, которая включает в себя аккредитацию профессиональной деятельности, непрерывное профессиональное медицинское образование и прозрачную систему повышения квалификации. Это позволит поднять планку в подготовке специалистов. Появляются новые национальные проекты, направленные на совершенствование таких направлений, как создание единой электронной медицинской карты, программа «Материнство и детство», работа с труднодоступными территориями страны и программа маркировки лекарственных препаратов [7].

На сегодняшний день одной из самых сложно решаемых проблем учреждений здравоохранения является отсутствие достаточного финансирования. Учитывая инновационный характер современных медицинских услуг, для повышения конкурентоспособности и обеспечения непрерывного развития медицинских учреждений требуются значительные инвестиции. Высокотехнологичные медицинские услуги дорогостоящи, приобретение инновационного оборудования, помещений и обучение медицинского персонала требуют значительных финансовых затрат. В то же время платёжеспособный спрос на высокотехнологичные медицинские услуги чрезвычайно низок, поэтому финансовые вложения зачастую оказываются нерентабельными [2].

Все, без исключения, медицинские учреждения в последние годы столкнулись с проблемой недофинансирования, обусловленной следующими факторами [3]:

– рост затрат на расходные материалы импортного производства, необходимые для лечебного процесса;

– снижение стоимости рубля к иностранной валюте;

– необходимость перераспределения бюджетных ассигнований в целях повышения заработной платы медицинских работников.

Так, в 2017–2018 годах решением Государственной Думы РФ расходы на здравоохранение были сокращены с 544 до 362 млрд. рублей. Это ровно 33 %. Последствиями такого снижения стали: сокращение стационарного обслуживания с 243 до 148 млрд. руб., амбулаторной медицины — с 113,4 до 68,99 млрд. руб., санитарно-эпидемиологического обслуживания — с 17,473 до 14,68 млрд. руб., научных исследований — с 19,101 до 16,028 млрд. руб. [4].

Помимо экономических проблем, в настоящее время остро встают проблемы доверия гражданского общества к институту здравоохранения и межличностного доверия пациента врачу.

В основе низкого уровня доверия российских граждан к системе здравоохранения, по мнению специалистов, лежат проблемы качества и доступности медицинских услуг.

В настоящее время остаются недостаточно проработанными вопросы внедрения процессного подхода к управлению в медицинских учреждениях, который позволил бы непрерывно повышать качество оказываемых услуг при имеющихся ресурсах и эффективно решать поставленные задачи. Несмотря на внедрение стандартов ISO 9000, которые определяют общие требования к системе менеджмента качества любой без исключения организации, механизмы их реализации в учреждениях здравоохранения до настоящего времени не разработаны [8].

Законодательство в сфере здравоохранения основывается на 41 статье Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В настоящее время в Российской Федерации с 2008 года действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая содержит главу «Развитие человеческого потенциала», где теме здравоохранения отводится целый раздел. Также и в Челябинской области был разработан проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года.

В сравнении с передовыми странами, можно сказать, что РФ меньше всего расходует средства на здравоохранение.

Для того, чтобы определить, насколько эффективно реализуются программы оказания медицинской помощи на различных уровнях, какие при этом происходят изменения и какие издержки сопряжены с указанными процессами, используется мониторинг результативности услуг здравоохранения, представляющий собой периодический процесс сбора информации.

Информатизация здравоохранения в РФ производится в рамках Единой государственной информационной системы здравоохранения, основной целью создания которой является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.

За последние несколько лет система здравоохранения не нуждалась в существенных материальных расходах, потому что часть медицинских учреждений не функционировали. В настоящее время государственное здравоохранение состоит в нелегком положении. В настоящее время обеспечение медицины «ляжет на плечи» фондов по обязательному медицинскому страхованию. Платные услуги резко повысились, поэтому устранение государственных больниц стало прибыльно частным медицинским центрам. Из-за нехватки квалифицированных специалистов частные медицинские центры было открыть довольно проблематично. На сегодняшний день наблюдается рост строительства клиник крупными частными сетями.

Как считают эксперты-аналитики — платные услуги, которые предоставляют работники медицинских учреждений, будут все время расти. В текущем году их доход составит довольно большую сумму. Так как финансирование будет осуществляться лишь на капитальные ремонты и строительство с закупкой нового оборудования, больницы будут довольствоваться только заработанным доходом. Премьер-министр Российской Федерации утвердил программу государственной гарантии для получения гражданам бесплатной медицинской помощи, что является ключевым инструментом государственной политики о финансировании медицины.

С моей точки зрения, основными моментами в системе охраны здоровья граждан нужно сделать следующее:

1) Снижение смертности, а также сохранение здоровья подростков, детей и мужчин, а не только снижение младенческой смертности. Это преимущественно должно быть отражено во всех целевых программах развития здравоохранения.

2) Необходимо сосредоточиться на плодотворной организации работы первичного звена здравоохранения. Чтобы достичь поставленную задачу нужно отсутствие дефицита медицинских работников, а также создание условий для их достойной оплаты труда и повышения квалификации.

3) Организация медико-социальной помощи и реабилитации на дому для населения старшей возрастной группы, выполнимо, с привлечением частных медицинских организаций. По прогнозам Росстата, число граждан старшей возрастной группы вырастет к 2020 году почти на 3 млн человек. Наша обязанность- задуматься над тем, в каких видах медицинской помощи будут нуждаться эти граждане.

4) Улучшение качества медицинской помощи. Эта задача выполнима с помощью повышения квалификации медицинских работников и внедрения современных систем обеспечения безопасности пациентов в медицинских учреждениях. А также опережающими темпами должна повышаться квалификация руководящих кадров в сфере здравоохранения.

5) Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья граждан с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований. Ведя диалог с субъектами, я понял, что если мы создадим стратегию по развитию здорового образа жизни на федеральном уровне, ничего не случится. Даже если губернатор поставит цель региональному министру, ничего не случится. Мы должны написать стратегию, которая была бы сквозной, доходила до головных учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях и реализовывалась под личным контролем глав регионов. Эта система должна работать как снизу вверх, так и сверху вниз [9].

Ключевой задачей дальнейшей модернизации системы здравоохранения Челябинской области является реальный переход к новому типу превентивного здравоохранения, росту эффективности работы учреждений здравоохранения на основе более полного использования материальных, финансовых, кадровых и коммуникативных ресурсов, повышением доступности и качества медицинских услуг при повышении внимания к профилактическим видам деятельности, популяризация здорового образа жизни.

Для того, чтобы достичь поставленные цели и задачи дальнейшей модернизации здравоохранения Челябинской области необходимо разработать комплексные меры по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению, развитию профилактической направленности здравоохранения; активизировать работу по созданию сети федеральных медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи; расширить меры по улучшению лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и т. д. Важно провести мероприятия по обеспечению лечебно-профилактических учреждений здравоохранения медицинскими кадрами; по расширению перечня заболеваний, при которых долечивание (реабилитация) больных в условиях санаторно-курортных учреждений обеспечивается за счет средств социального страхования; по утверждению стандартов скорой медицинской помощи; В-третьих, необходимо принятие нормативных актов, регламентирующих обращение медицинской техники и совершенствование обязательного медицинского страхования [10].

И еще, считаю, что пора уже в российском здравоохранении отказаться от практики комплементарной отчетности, которая не отражает объективную ситуацию в отрасли. Для того чтобы осмысленно двигаться вперед, нам придется трезво, без самообмана взглянуть на проблемы нашей отрасли, открыто обсудить их с экспертно-научным сообществом, медицинскими работниками и населением. И дальше вместе выработать эффективные решения. Только так возможно достичь результата.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.01.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, А. В. Томильцев / под общ. ред. проф. Т. М. Резер; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 71.
  3. Управление социальной сферой муниципального образования: методические указания / сост. Т. Д. Макарова. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 28.
  4. Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учебное пособие. 4-е изд. перераб. М.: КНОРУС, 2017. С. 101.
  5. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е издание. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 82.
  6. Новостной портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://urlid.ra/adlj/ (дата обращения: 28.04.2019).
  7. Повышение эффективности управления здравоохранением — гарантия высокого качества медицинской помощи и здоровья населения России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-zdravookhraneniem-garantiya-vysokogo-kachestva-meditsinskoy-pom/discussion/ (дата обращения: 28.05.2019).
  8. Лень Л. С., Никулина Т. Н. Управление медицинским учреждением в современных условиях: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-meditsinskim-uchrezhdeniem-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 28.04.2019).
  9. Реформа здравоохранения России в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://2019god.me/news/reforma-zdravoohraneniya-rossii-v-2019-godu.html (дата обращения: 28.04.2019).
  10. Ивченкова М. С. Модернизация здравоохранения в России и регионе: социологический срез [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/modernizatsiya-zdravoohraneniya-v-rossii-i-regione-sotsiologicheskiy-srez.pdf (дата обращения: 28.04.2019).


Задать вопрос