Государственная политика в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением

Опубликовано в

V международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Санкт-Петербург, июль 2018)

Дата публикации: 12.06.2018

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Тимербулатова Л. И. Государственная политика в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 40-47. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/304/14299/ (дата обращения: 21.11.2018).



В данной статье рассмотрены основные направления государственной политики в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан, названы нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения, охарактеризованы цели и задачи долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан» на 2013–2020 годы, обозначено современное состояние сферы здравоохранения в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: сфера здравоохранения, государственная политика, стратегия развития, состояние сферы здравоохранения, долгосрочная целевая программа.

В Республике Башкортостан вопросам охраны здоровья граждан уделяется значительное внимание.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере здравоохранения включают охрану и укрепление здоровья населения.

Действующими в данной сфере государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены задачи развития здравоохранения и созданы необходимые правовые основы для их решения.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года [2] обозначены следующие основные направления развития системы охраны здоровья:

1) повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, критериями оценки которой являются увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости и смертности;

2) обеспечение доступности и повышения качества медицинской помощи, в том числе диагностики, лечения и реабилитации, способствующих снижению заболеваемости и смертности, увеличению средней продолжительности жизни и улучшению качества жизни больных:

3) улучшение состояния здоровья детей и матерей, создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин и репродуктивного здоровья населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей:

4) обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами:

5) мероприятия по предупреждению болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний:

В рамках реализуемых на федеральном уровне мероприятий в республике проведена модернизация медицинских организаций, проводится работа по повышению качества и доступности медицинской помощи, принята государственная программа «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан», которая определяет цели, задачи, основные направления развития республиканской системы здравоохранения.

В целях совершенствования республиканского законодательства принят Закон Республики Башкортостан «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан» [1].

В 2016 году были проведены парламентские слушания по вопросу «О ходе реализации Закона Республики Башкортостан «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан», на которых были выделены основные направления и рекомендации в совершенствовании системы государственного управления здравоохранением в Республике Башкортостан. для Правительства Республики Башкортостан, Комитета Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан

Государственная политика в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан в настоящее время определяется долгосрочной целевой программой «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан» на 2013–2020 годы [3], в качестве целей которой обозначено следующее: увеличение продолжительность жизни населения в Республике Башкортостан к 2020 году до 75,3 года путем профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека; обеспечение оказания медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи; повышение качества предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения.

Задачами долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан» на 2013–2020 годы названы: осуществление профилактики в сфере охраны здоровья и развитие оказания первичной медико-санитарной помощи; повышение качества и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, а также скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; обеспечение повышения эффективности службы родовспоможения и детства; обеспечение доступности медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; обеспечение оказания эффективной медицинской помощи неизлечимым больным; повышение уровня обеспеченности отдельных категорий граждан Республики Башкортостан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированным лечебным питанием детей-инвалидов; обеспечение системы здравоохранения Республики Башкортостан высококвалифицированными и мотивированными кадрами; обеспечение технического сопровождения деятельности учреждений здравоохранения, связанной с применением информационных технологий; развитие инфраструктуры системы здравоохранения Республики Башкортостан; увеличение объема частных инвестиций в сферу здравоохранения Республики Башкортостан [3].

В государственной системе здравоохранения Республики Башкортостан доступную медицинскую помощь населению по состоянию на конец 2017 года оказывали 158 медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В их числе 34 амбулаторно-поликлинических учреждения, 96 больничных комплексов, включая 51 центральную районную больницу и 42 участковые больницы, 176 врачебных амбулаторий, 2072 фельдшерско-акушерских пункта, 687 домовых хозяйств и 3 офиса врача общей практики.

В Республике Башкортостан осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.

По состоянию на 31 декабря 2017 года количество граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение, составило 450229 человек, в том числе федеральных льготников — 78393 человека, пациентов получателей лекарственных средств по 7 высокозатратным нозологиям — 4294 человека, региональных льготников — 367542 человека [4, с. 10–12].

Более 90 % граждан воспользовались правом на льготное лекарственное обеспечение. Гражданам республики оказана лекарственная помощь на общую сумму 3246,2 млн. рублей (912,2 млн. рублей из федерального бюджета получателям государственной социальной помощи, 1241,7 млн. рублей из федерального бюджета по 7 высокозатратным нозологиям, 1092,3 млн. рублей из бюджета Республики Башкортостан).

Обеспеченность населения врачами в медицинских организациях республики в 2017 году составила 35,2 на 10 тыс. человек с ростом по сравнению с 2016 годом на 1,4 %. Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2017 году составила 96,8 на 10 тыс. человек и снизилась на 1,8 % по сравнению с 2016 годом.

В 2017 году в Республике Башкортостан отмечается дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, наркологов, психиатров, педиатров, инфекционистов, онкологов, эндокринологов и врачей скорой медицинской помощи. По состоянию на конец 2017 года дефицит врачей составил 2277 специалистов, что на 237 специалистов меньше по сравнению с отчетом за 2016 год.

В интернатуре подготовлено 803 врача, в том числе по целевому направлению — 151 врач, в ординатуре — 340 врачей, в том числе по целевому направлению — 158 врачей.

В 2017 году в рамках программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в сельские медицинские организации республики трудоустроилось 120 врачей и 48 фельдшеров.

Общий объем финансирования отрасли в 2017 году составил 60,4 млрд. рублей, в том числе 13,4 млрд. рублей — из республиканского и 1,2 млн. рублей — из федерального бюджета, 72,0 млн. рублей — за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В 2017 году продолжилась реализация проекта «Электронное здравоохранение» — приоритетного проекта стратегического развития Российской Федерации по направлению «Здравоохранение».

С применением функционала Республиканской медицинской информационно-аналитической системы Республики Башкортостан реализовано информационное взаимодействие с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы по приему разработанных индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов. [4, с. 10–12].

В 2017 году введен в эксплуатацию личный кабинет пациента на Едином медицинском портале Республики Башкортостан, в котором жителям республики предоставлен доступ к данным своей электронной медицинской карты, где отражены все случаи оказания медицинской помощи в медицинских организациях Республики Башкортостан.

С 2017 года республика участвует в федеральном пилотном проекте по использованию телемедицинских технологий. В 2017 году проведено более 3,0 тыс. телеконсультаций, из них средствами центра дистанционных консультаций — 1933 телеконсультации по 39 профилям, в том числе кардиология, неврология, нейрореабилитация, онкология.

В рамках реализации проекта «Электронный больничный» обеспечено информационное взаимодействие между Республиканской медицинской информационно- аналитической системой Республики Башкортостан и информационной системой Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2017 году все медицинские организации республики, помимо стандартной процедуры оформления листка временной нетрудоспособности, получили возможность оформления его в электронном виде.

Одной из мер профилактики заболеваний и снижения смертности населения является диспансеризация взрослого населения республики.

В 2017 году в ее проведении участвовало 85 медицинских организаций, всего в течение года осмотрено 735,1 тыс. человек, что больше по сравнению с предыдущим годом на 4,9 тыс. человек, или на 0,7 %.

В 2017 году по результатам проведенной диспансеризации впервые выявлено более 96,0 тыс. случаев заболеваний (57,6 %), в том числе более 27,0 тыс. случаев (28,9 %) — болезни эндокринной системы, более 24,0 тыс. (25,1 %) — болезни системы кровообращения, более 9,0 тыс. (11,0 %) — болезни нервной системы. [4, с. 10–12].

В Республике Башкортостан в 2017 году по результатам обследований среди обратившихся признаны здоровыми — 40,6 % (в 2016 году — 37,2 %), выявлены функциональные расстройства у 59,4 % (в 2016 году — 62,8 %).

В 2018 году приоритетными задачами и основными мероприятиями в сфере здравоохранения, в том числе в целях снижения смертность от новообразований (в том числе злокачественных) и младенческой смертности, являются:

повышение качества и доступности первичной медико-санитарной, специализированной, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи, в том числе применение современных методов диагностики рака, закуп эндоскопического оборудования с целью раннего выявления злокачественных новообразований, предраковых состояний, обеспечение качественного и своевременного проведения химиотерапии онкологическим больным, укомплектование квалифицированными кадрами первичного звена системы здравоохранения;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства и улучшение репродуктивного здоровья граждан, в том числе укрепление материально-технической базы и укомплектование кадрами учреждений детства и родовспоможения;

развитие системы профилактики заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, новообразований, социально значимых болезней;

обеспечение доступности медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; повышение эффективности оказания медицинской помощи неизлечимым больным; обеспечение укомплектованности системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

информатизация системы здравоохранения, включая создание персонализированных медицинских серверов.

Современное состояние здравоохранения Башкортостана говорит о том, что руководство Правительства и Министерства здравоохранения республики вкладывают немало усилий в развитие качественной и доступной медицинской помощи, для приближения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи к населению. Успешная реализация федеральных и республиканских программ, разработка новой стратегии развития здравоохранения являются тому доказательством. Тем не менее сфера здравоохранения остается одной их самых сложных и проблемных направлений государственной политики. Необходимо отметить, что сложившаяся в России и Республике Башкортостан неблагоприятная медико-демографическая ситуация, высокая смертность, рост заболеваемости, в частности, нарастание социально зависимых и профессионально обусловленных дефектов здоровья, увеличение доли тяжелых запущенных заболеваний требуют адекватных ответов со стороны системы здравоохранения.

Литература:

  1. Закон Республики Башкортостан от 04.12.2012 N 608-з (ред. от 26.09.2017) «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием — Курултаем РБ 29.11.2012) // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 24.12.2012, N 36(402), ст. 1685
  2. Постановление Правительства РБ от 30.09.2009 N 370 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 05.11.2009, N 21(315), ст. 1459
  3. Постановление Правительства РБ от 30.04.2013 N 183 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Башкортостан» на 2013–2020 годы» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 09.01.2014, N 1(439), ст. 21
  4. Расширенный отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2017 году. Уфа.2018–200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, Российская Федерация, сфера здравоохранения, государственная политика, том, медицинская организация республики, медицинская помощь, Республика, число, федеральный бюджет.

Ключевые слова

стратегия развития, государственная политика, сфера здравоохранения, состояние сферы здравоохранения, долгосрочная целевая программа

Похожие статьи

Региональные аспекты финансирования здравоохранения

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское страхование, Россия, млрд рублей, Страховая компания, базовая программа... Региональные аспекты финансирования здравоохранения.

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская...

Здравоохранение как объект правового регулирования. Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное регулирование, административно-правовое регулирование, особое место...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные цели развития отрасли здравоохранения в Республике Башкортостан являются совершенствование кадровой политики, обеспечение доступности качественной медицинской помощи и предоставление лекарственных средств...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное регулирование, административно-правовое регулирование, особое место... Особенности организации медицинской помощи городскому...

Здравоохранение как объект правового регулирования

государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация, медицинская помощь, действующее законодательство, надзор, охрана здоровья граждан. К вопросу об эффективности государственного управления...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинское страхование, учреждение, первичная медико-санитарная помощь, медицинское обслуживание, медицинская помощь, заработная плата... Реформирование и модернизация здравоохранения...

Совершенствование платных услуг в системе здравоохранения...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Информационное обеспечение граждан в сфере...

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Региональные аспекты финансирования здравоохранения

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское страхование, Россия, млрд рублей, Страховая компания, базовая программа... Региональные аспекты финансирования здравоохранения.

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская...

Здравоохранение как объект правового регулирования. Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное регулирование, административно-правовое регулирование, особое место...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные цели развития отрасли здравоохранения в Республике Башкортостан являются совершенствование кадровой политики, обеспечение доступности качественной медицинской помощи и предоставление лекарственных средств...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное регулирование, административно-правовое регулирование, особое место... Особенности организации медицинской помощи городскому...

Здравоохранение как объект правового регулирования

государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация, медицинская помощь, действующее законодательство, надзор, охрана здоровья граждан. К вопросу об эффективности государственного управления...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинское страхование, учреждение, первичная медико-санитарная помощь, медицинское обслуживание, медицинская помощь, заработная плата... Реформирование и модернизация здравоохранения...

Совершенствование платных услуг в системе здравоохранения...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Информационное обеспечение граждан в сфере...

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета...

Задать вопрос