ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 3689 раз

Библиографическое описание:

Абдимуминов, О. Б. ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития / О. Б. Абдимуминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2828/ (дата обращения: 19.11.2024).

В конце ХХ столетия на геополитической карте мира произошли крупные изменения и важные события. На территории Центральной Азии начали появляться новые суверенные государства: Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизстан. Получив независимость, эти новые государства разработали свои пути совершенства и национальные модели развития. Главной задачей всех этих молодых государств, естественно, была региональная безопасность, мир и стабильное развитие. Важнейшим вопросом во внешней политике Центрально-азиатских государств, точнее Узбекистана была: обеспечение региональной безопасности и стабильности, борьба против терроризма и всяких его проявлений, которые могут создать угрозы для народа. Именно в этих целях государства Центральной Азии тесно сотрудничают с Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и рядом межгосударственных и негосударственных организаций.

В 90-е годы ХХ века были сделаны значительные успехи по нижеуказанным вопросам: Объявление Центральной Азии зоной, свободной от ядерного оружия, применение решений в борьбе против наркобизнеса, решение мирным путем проблемы Афганистана. По международной, региональной безопасности, проблеме стабильного развития, а также социально-экономическим, политическим, экологическим, культурным и научно-образовательным вопросам между Центрально-азиатскими государствами и ООН были реализованы крупные проекты. На сегодняшний день сфера сотрудничества всё больше расширяется. Когда мы говорим об интеграции в мировое сообщество, то прежде всего подразумеваем участие Узбекистана в деятельности организации ООН. Своё участие в работе такой авторитетной международной организации Узбекистан рассматривает как возможность привлечь внимание мировой общественности к острым проблемам обеспечения безопасности, мира и согласия в Центрально-азиатском регионе. Сегодня при всем многообразии международных организаций, имеющих отношение к проблеме всеобъемлющей безопасности, лишь ООН обладает полным арсеналом по их поддержанию и обеспечению от превентивной дипломатии до участия в миротворческих операциях по установлению мира. [1,300]

И вправду, на 48 (1993 г) и 50 заседаниях (1995 г) ООН Президент Республики Узбекистан И. Каримов выступил со своей речью, обращая внимание мирового сообщества и государств-членов ООН на следующие проблемы: региональная безопасность, мир и стабильное развитие. На этих заседаниях Глава Республики Узбекистана уделяет основное внимание актуальным проблемам Центральной Азии. Суть этих проблем, как отмечает Президент – это региональная безопасность Центрально-азиатских государств и экологическое бедствие. И. Каримов отмечает, что безопасность и мир в регионах связаны с военными движениями в Афганистане, и если не воцарит мир в Афганистане, то не будет спокойствия и в Центральной Азии. [2,185-198]

24 октября 1995 г. на специальном заседании Генеральной Ассамблеи по случаю пятидесятой годовщины ООН, Президент Республики Узбекистан И. Каримов внёс некоторые предложения по обеспечению региональной безопасности и сотрудничеству Центрально-азиатских государств. Точнее: Организовать семинар ООН по вопросу безопасности и сотрудничества в Центральной Азии; объявить Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия; установить сотрудничество в борьбе против наркобизнеса в Центральной Азии; организовать региональную комиссию ООН и наконец-то, организовать специальную комиссию по проблеме Арала. Действительно, эти проблемы могут оказать негативное влияние на приоритет и развитие каждого государства Центральной Азии. Эти вопросы актуальны и важны не только в Центральной Азии, но и в мировом сообществе. Это истина, не требующая доказательств, «только обеспечив взаимопонимание и взаимодействие государств в конкретных регионах, можно определить пути достижения мира и стабильности во всем мире». [3,56]

Если конфликты в Афганистане и Таджикистане создают реальные угрозы безопасности и миру Центрально-азиатских государствам, то Аральская проблема волнует мировое сообщество.

Чтобы рассмотреть эти вопросы, в мировом сообществе в 15 – 16 сентября 1995 г. в Ташкенте прошел семинар-совещание по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии, при непосредственной поддержке Генерального секретаря ООН. В Ташкентском совещании принимали участие члены Совета Безопасности ООН (США, Франция, Англия, Россия и Китай), 20 международных организаций, в том числе Организация Исламской Конференции (ОИК), представители 30 стран и делегации стран Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан), а также приняли участие эксперты из 16 стран. На Ташкентской встрече был вынесен на обсуждение комплекс вопросов, имеющих важное региональное и глобальное значение. Основной вывод этого форума заключался в том, что нужно, прежде всего, сохранить мир в регионах, привести к согласию государства различных регионов. Только таким путём можно сохранить стабильность во всём мире. Цели Ташкентской встречи мы постарались сформировать очень кратко – всего в трех словах: это – мир, стабильность и сотрудничество.

Мы рассматриваем настоящий семинар как форум, заинтересованный в выявлении и сближении различных подходов и мнений на пути продвижения и установления системы региональной безопасности и стабильности, формирования, столь необходимого не только для государств и народов Центрально-азиатского региона, но и обширного пространства, прилегающего к нему. И всё это в рамках и в системе общепризнанных и общепринятых норм и механизмов ООН, и других международных организаций.

14-16 сентября 1997 г. в Ташкенте состоялась Международная Конференция «Центральная Азия – зона, свободная от ядерного оружия». В этой Международной конференции участвовали ООН, организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международное агентство по атомной энергии, организация Исламской конференции, а также полномочные представители более 50 государств. Хотелось отметить, что в Ташкентском форуме круг международных партнёров по проблеме безопасности в Центральной Азии устойчиво расширяется. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннон отправил участникам конференции приветственное послание, утверждая Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия. [4,189]

В последнюю четверть ХХ столетия, точнее в 90-х годах одной из крупнейших проблем Центральной Азии была проблема Афганистана. На 48-50 заседаниях ООН Президент Республики Узбекистан И. Каримов предлагал решить проблему Афганистана мирным путём. По конструктивной инициативе И.Каримова и при поддержке ООН была организована группа «6+2» (Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Россия и США). [5,25] Эта группа была направлена на решение афганской проблемы и на обеспечение региональной безопасности. Первая встреча группы состоялась в 1997 г. в Нью-Йорке, вторая 19-20 июля 1999 г. в Ташкенте. В Ташкентской встрече была принята декларация об «Основных принципах решения Афганских конфликтов мирным путём». 24 октября 1995 г. Президент Республики Узбекистан И. Каримов выступил на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Он утверждал, что «ключ к решению Афганского противостояния заключается, прежде всего, в том, чтобы исключать вмешательство внешних сил. Мы еще раз обращаемся с предложением в Совет Безопасности ООН – во введении эмбарго на ввоз оружия в Афганистан, от кого бы это ни исходило. Афганистан должен стать не объектом противостояния, а объектом мира и стабильности». [6,57]

После этого, 22 октября 1999 г. в Генеральной Ассамблее ООН, председатель Совета Безопасности официально заявил, что вопрос Афганистана можно решить мирным путём и поддержал основные принципы Ташкентской Декларации.

С каждым годом проблемы Афганистана находят свое решение, при этом можно особо отметить тесное сотрудничество ООН с государствами Центральной Азии, но это не значит, что теперь все угрозы для Центрально-азиатских стран позади.

90-е годы XX века одним из «острых вопросов» Центральной Азии была проблема Таджикистана. В Таджикистане в 1992 г. началась гражданская война. Основной причиной в этом столкновении стало столкновение двух взглядов: власть и религия. Более 50 тыс. беженцов перешли в Афганистан. Правительство Узбекистана совместно с Высшим Коммисариатом по делам беженцев ООН протянули руку помощи нескольким тысячам беженцев.

Война в Таджикистане закончилась 500 тысячами жертв, 400 тысячами беженцев и 600 тысячами внутренних беженцев. [7,117] В 1994 г. ООН в Таджикистане образовал миссию наблюдателей. В 1997 г. при поддержке ООН, после мирных переговоров, было подписано Московское согласие о мире, в этом же году Совет Безопасности усилил полномочия миссии наблюдения в Ташкенте. В 1998 г. ООН вышел с предложением выделить Таджикистану гуманитарную помощь в размере 34,5 млн. долларов. [8,118]

Проблема Арала – это не только региональная проблема Центральной Азии, но и одна из глобальных проблем. Аральская проблема является самый большой катастрофой XX века.

Узбекистан вышел с инициативой в ООН: создать специальную комиссию и организовать международную конференцию по этому вопросу во главе с ООН. [9,57]

На специальном заседании Генеральной Ассамблеи по случаю пятидесятой годовщины ООН в 1995 г. Президент Республики Узбекистан И.Каримов утверждает, что решение Аральской проблемы – это не только региональная проблема, но и проблема мирового сообщества. «Не могу не сказать с этой высокой трибуны об экологической трагедии, связанной с высыханием Аральского моря, проблемы, приобретающей общепланетарный характер, пагубно влияющий на биосферу, условия жизни, здоровье и наследственность десятков миллионов людей. Совершенно ясно, что без поддержки и помощи международных организаций, точнее без организующей роли ООН решить эту проблему невозможно». [10,57]

Толчком к решению этих проблем послужила встреча Глав государств Центральной Азии в марте в 1993 г. в г.Кызыл-Орда, вторая встреча состоялась в январе 1994 г. в г.Нукус. И наконец, третья встреча состоялась в марте 1994 г. в г.Дашавузе. 20 сентября 1995 г. в Нукусе была принята Декларация государств Центральной Азии международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря. [11,128]

После этого, в феврале 1997 г. в г.Алматы была организована встреча Глав пяти Центрально-азиатских государств с участием представителей ООН. В обсуждении было принято решение о совершенствовании организационных структур по решению проблемы Арала, а также установлен действительный состав международного фонда спасения Арала и на его базе – мобильный Исполнительный комитет.

Аральская проблема стала сегодня поистине глобальной общепланетарной проблемой, поэтому сотрудничество по этим вопросам Центрально-азиатских государств с ООН имеет международное значение. Обобщая вышесказанное, заметим, что эффективное сотрудничество Центрально-азиатских государств с ООН и другими международными организациями может успешно послужить реформам в социальных, экономических и политических сферах. Это обеспечит глобальную и региональную безопасность миру и стабильное развитие. Ибо, «без прошлого нет будущего, без сотрудничества нет развития» [12,33]


Литература:
  1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. Т.: «Узбекистан», 1996. ст. 300.
  2. Рахимов М.А. Многостороннего сотрудничества Рес­пуб­ли­ки Узбекистан с Организация Обеденных Нации. // первые страницы истории независимого Узбекистана. (Временной сборник) №3. - Ташкент, 2000. С.185-198.
  3. Каримов И. От региональной безопасности с глобальной безопасности. //По пути созидание. Том 4. Ташкент. “Узбекистон” 1996, стр. 56.
  4. Рахимов М.А. Многостороннего сотрудничества Рес­пуб­ли­ки Узбекистан с Организация Обеденных Нации. // первые страницы истории независимого Узбекистана. (Временной сборник) №3. - Ташкент, 2000. стр.189

  5. Смотрите: Муродов Х., Мухаммадиев Н., Жамолов Г. Узбекистон на ряду с мировым сообществом. Ташкент, 2000, стр. 25.

  6. Смотрите: Каримов И. От региональной безопасности с глобальной безопасности. //По пути созидание. Том 4. Ташкент. “Узбекистон” 1996, стр. 57.

  7. Смотрите: Организация Обеденных Нации. Основные принципы. Ташкент. 2001, стр.117.

  8. Қаранг: Организация Обеденных Нации. Основные принципы. Ташкент. 2001, стр.118.

  9. Қаранг: Каримов И. От регионалной проблемы с глобальной проблемы. //Родина священна для каждого. Т.3 Т:. «Узбекистан» 1996 стр. 57.

  10. Қаранг: Каримов И. От региональной безопасности с глобальной безопасности. //По пути созидание. Том 4. Ташкент. “Узбекистон” 1996, стр. 57.

  11. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. Т.: «Узбекистан», 1996. ст. 128.
  12. Каримов И. По пути созидания. Т.: “Узбекистон”, 1996, Стр.33.


Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Узбекистан, региональная безопасность, Таджикистан, Афганистан, мировое сообщество, государство, президент Республики, аральская проблема, стабильное развитие.


Похожие статьи

Монголия: за региональную безопасность и стабильность

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических интересов

Международная интеграция и глобализация

Теоретические и исторические предпосылки развития интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России

Регион как основа инновационного развития

Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС и России: место и роль в развитии правовой базы сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере

Похожие статьи

Монголия: за региональную безопасность и стабильность

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических интересов

Международная интеграция и глобализация

Теоретические и исторические предпосылки развития интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России

Регион как основа инновационного развития

Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС и России: место и роль в развитии правовой базы сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере

Задать вопрос