Автор: Муртазин Рустам Ахметрашидович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 778 раз

Библиографическое описание:

Муртазин Р. А. Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 135-138. — URL https://moluch.ru/archive/26/2792/ (дата обращения: 17.12.2017).

Развитие аксиологического потенциала будущих специалистов возможно, если в вузе предусмотрено создание такой среды, которая будет способствовать направленному изменению ценностных ориентаций студентов. Анализ практики профессиональной подготовки в вузе показывает, что в качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, студенческое самоуправление выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми.

Студенческое самоуправление как социальный феномен получил освещение в работах Н.П. Бугаенко, О. Виштака, А.И. Давыдовой, И.Ф. Ежуковой, А.А. Исаева, О.А. Колмогоровой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, С.С. Петровой, И.А. Правдиной и др. Изучение данных работ позволило сделать следующие выводы:

  • наряду с тем, что студенческое самоуправление является компонентом воспитательной системы вуза, оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, общественно полезной деятельности студентов по решению различных вопросов студенческой молодежи: организации обучения, быта, досуга, развития ее социальной активности и поддержке социально приемлемых инициатив;

  • студенческое самоуправление выступает в качестве формы самостоятельной общественной деятельности студентов по осуществлению функций управления жизнью студенческого коллектива;

  • ценной является идея о том, что основной приоритет самоуправления – организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста;

  • как целостная система студенческое самоуправление отражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлении студенческими коллективами;

  • студенческое самоуправление является хорошей школой для развития умений принятия и реализации решений, касающихся организации и осуществления жизнедеятельности студентов;

  • студенческое самоуправление способствует включению студентов в управление вузом, в частности, в обсуждение и решение вопросов деятельности вуза, планирование, организацию, мотивацию и контроль учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.

В сущности, студенческое самоуправление охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности современного вуза. Для студентов, по выражению некоторых авторов, нет и не может быть «закрытых» зон в функционировании вуза, в противном случае вести речь о самоуправлении бессмысленно. Иными словами, студенческое самоуправление представляет собой форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, соединение самостоятельности, инициативы, активности студентов в обеспечении деятельности вуза.

При всем при этом первостепенное значение приобретает вопрос о том, каковы возможности студенческого самоуправления (его отдельных органов, студенческих организаций и отдельных инициативных групп студентов) в расширении и усилении педагогического влияния на студенческую молодежь. Этот аспект проблемы получил отражение в работах Т.И. Волчок, Г.В. Гарбузовой, И.Ф. Ежуковой, И.Н. Крещенко, В.М. Певзнера, Э.О. Столяровой, А.А. Усова [1–7 и др.].

Например, А.А. Усов показывает потенциал студенческой организации в воспитании у студентов чувства социальной ответственности, что предполагает осознание студентами собственных мотивов деятельности и адекватную оценку своих способностей, понимание социальных ожиданий и требований общества, а также четкое соотнесение собственных целей и общих задач социально ориентированной деятельности [7].

Рассматривая студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя, И.Н. Крещенко видит роль студенческих организаций в развитии у будущих учителей умений и навыков организации деятельности школьников по созданию и поддержке школьного ученического самоуправления. По ее убеждению, студенческое самоуправление способствует построению учебно-профессиональной деятельности будущего педагога с целью «формирования качеств, характеризующих его готовность к самоуправленческой деятельности» [4, с. 233].

Т.И. Волчок роль студенческого самоуправления рассматривает не только как инструмент подготовки современного специалиста, но и как условие формирования ценностей студента, что собственно созвучно с решаемой нами проблемой. Основной идеей ее исследования является понимание роли студенческого самоуправления как фактора формирования личности творческого профессионала в условиях возрождения духовности народа. В контексте ее работы основными задачами студенческой организации выступают: «приобретение знаний и формирование умений и навыков самоуправленческой деятельности; применение их на практике; активизация студентов и развитие коллективного творчества; воспитание духовной творческой личности студента, сочетающего общечеловеческие и национальные ценности» [1, с. 15].

Важно также подчеркнуть, что к определению студенческой организации А.А. Волчок подходит не с академической позиции, а пытается подчеркнуть творческую направленность данного понятия. Например, для определения студенческой организации она используется такие эпитеты, как «культура юности», «средство развития личности к свободе» [1, с. 12]. Совершенно очевидно, что формирование такой творческой личности, о которой говорит А.А. Волчок, возможно не столько в процессе освоения основных образовательных программ, сколько в процессе приобретения студентами социального опыта, основой которого является включение в реальную социальную практику.

Исследуя педагогический потенциал студенческого самоуправления, В.М. Певзнер выделяет три важных критерия: 1) успешная реализация воспитательной функции студенческой организации, связанной с социальным и профессионально-личностным воспитанием студентов; 2) осуществление образовательной функции студенческого самоуправления, связанной использование самоуправления как ресурса самоорганизации учебной деятельности студентов; 3) эффективное осуществление развивающей функции самоуправления, обеспечивающей развитие у студентов организаторских, коммуникативных и творческих способностей [5, с. 42].

Г.В. Гарбузова исследует влияние студенческого самоуправления на формирование у будущих специалистов профессиональной идентичности. Она исходит из представления о профессиональной идентичности как об интегративной характеристики личности, обусловленной уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающей устойчивое положительное отношение человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, позволяющей самостоятельно осуществлять стратегию профессионального самоопределения и развития [2, с. 14].

В своем исследовании она убедительно обосновывает, что среди многообразия основных направлений студенческого самоуправления, в рамках которых собственно и осуществляется формирование у будущих специалистов профессиональной идентичности, в качестве ведущего аспекта следует рассматривать усиление личностной направленности самоуправления студентов, а также его ориентацию на формирование базовых личностных и профессиональных ценностей.

И.Ф. Ежукова рассматривает студенческое самоуправление в рамках воспитательной системы вуза. Она полагает, что оно является «действенным средством воспитания и направлено на становление специалиста – интеллигента, обладающего высокими общечеловеческими, нравственными, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями» [3, с. 15]. По существу, она имеет в виду общечеловеческие, нравственные, эстетические и профессиональные ценностные ориентации, которые могут быть сформированы у студентов, вовлеченных в различные формы студенческого самоуправления.

Э.О. Столярова исследует возможности студенческого самоуправления в обеспечении социализации молодежи. Она говорит о том, что студенческое самоуправление, став реальной социальной практикой, создает условия, при которых самая активная часть молодежи обретает навыки общественного, социально-ориентированного управления: планирования, мобилизации ресурсов, достижения поставленных целей [6, с. 3–4].

Она считает, что студенческое самоуправление создает оптимальные условия для осознания студенческой молодежью своего места и роли в управлении социально-образовательными процессами, повышает уровень их ответственности за качество получаемого образования, позволяет овладеть практическими навыками в системе социального взаимодействия как на микроуровне университета, так и на макроуровне общественно-политических, общественно-экономических и социально-культурных отношений. При этом, по мнению автора, превращение студенчества в социального партнера администрации вуза и профессорско-преподавательского состава открывает доступ к раскрытию социального потенциала молодежи, способствует воспитанию самоорганизующихся ответственных граждан с устойчивыми ценностными ориентациями [6, с. 6].

Важным, с точки зрения нашего исследования, является и следующее положение Э.О. Столяровой, в котором она утверждает, что студенческое самоуправление в своей наиболее развитой форме призвано содействовать формированию как ценностей коллективизма и солидарности, так и навыков цивилизованного демократического лидерства, основанного на индивидуальных общественно-значимых заслугах и авторитете личности [6, с. 9].

Итак, исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что в системе студенческого самоуправления создаются благоприятные возможности для развития аксиологического потенциала студентов, потому что здесь решаются следующие задачи:

  • реализация сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности;

  • повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, умений и способностей; воспитание патриотического отношения к духу и традициям вуза;

  • содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив;

  • вовлечение студентов в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества.

Итак, можно сделать вывод о том, что студенческое самоуправление в различных его проявлениях оказывает существенное педагогическое влияние на студенческую молодежь. Спектр такого влияния выходит далеко за рамки основного образовательного процесса и не сводится только к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Студенческое самоуправление, в первую очередь, направлено на реализацию сущностных сил студентов, их потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности. Иными словами, основной смысл деятельности студенческого самоуправления состоит в обеспечении получения студентами опыта самоорганизации свой жизни.

Эти обстоятельства позволяют говорить о направленности студенческого самоуправления на развитие у студентов устойчивой иерархии ценностных ориентаций, которые определяют характер их социальной деятельности. Студенческое самоуправление обладает ценностно-ориентирующей функцией, что обеспечивает мировоззренческое осмысление студентами социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми. По существу, речь идет о направленности студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов.


Литература:

1. Волчок, Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества / Т.И. Волчок // Среднее профессиональное образование. – № 10. – 1999. – С. 10–21.

2. Гарбузова, Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Г.В. Гарбузова. – Ярославль, 2009. – 22 с.

3. Ежукова, И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ф. Ежукова. – Москва, 2009. – 28 с.

4. Крещенко, И.Н. Студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя / И.Н. Крещенко // Вестник Ставропольского университета. – Ставрополь. – 1996. – № 1. – С. 232–233.

5. Певзнер, В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.М. Певзнер. – Великий Новгород, 2005. – 182 с.

6. Столярова, Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. – Усть-Каменогорск, 2010. – 17 с.

7. Усов, А.А. Студенческие организации как субъект педагогической деятельности в процессе подготовки будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Усов. – Самара, 2000. – 161 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческого самоуправления, студенческое самоуправление, Студенческое самоуправление, условиях студенческого самоуправления, аксиологического потенциала студентов, возможности студенческого самоуправления, потенциал студенческого самоуправления, направленности студенческого самоуправления, деятельности студентов, студенческой организации, умений студентов педагогических, организационно-управленческих умений студентов, будущих специалистов, система студенческое самоуправление, Направленность студенческого самоуправления, систему студенческого самоуправления, студентов педагогических колледжей, деятельности студенческого самоуправления, влияние студенческого самоуправления, роль студенческого самоуправления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос